Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
Теоретические основы питания были заложены в конце XIX в. Они наиболее полно сохранены в теории сбалансированного питания. Основное ее положение: поступление пищи (питательных веществ – нутриентов) должно соответствовать энергетическим тратам.
Нормальное питание, по А. М. Уголеву, обеспечивается усвоением не только нутриентов, но и физиологически активных веществ, которые образуются в результате жизнедеятельности бактериальной флоры кишечника. Вещества, входящие в состав пищи, – это белки, жиры и углеводы.
В состав белков входят аминокислоты: их подразделяют на заменимые и незаменимые. Заменимые аминокислоты могут синтезироваться в организме, незаменимые поступают с пищей.
От аминокислотного состава меняется и биологическая ценность белка. Наиболее ценными по своему составу являются белки животного происхождения. Низкой биологической ценностью обладают белки пшеницы, ячменя, кукурузы, так как в них отсутствуют многие незаменимые аминокислоты.
Главным показателем удовлетворения потребности организма в белках является белковое (азотистое) равновесие. Азотистое равновесие наблюдается в случае, когда поступление белка с пищей компенсирует «сношенный», разрушенный белок. Оно характеризует жизнедеятельность здорового человека. В табл. 5 приведены примерные нормы потребления белка с пищей, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Энергетические расходы организма покрываются преимущественно за счет углеводов. В процессе их окисления высвобождается энергия, которая используется для биосинтеза, образования тепла, а также для мышечной работы и для других форм жизнедеятельности. Окислительное фосфорилирование глюкозы является энергетически более выгодным, чем ее бескислородный распад. В условиях относительного мышечного покоя анаэробные процессы расщепления глюкозы (гликолиз) тормозятся аэробным обменом. Содержание углеводов в крови относительно постоянно. При гипогликемии (снижении содержания глюкозы со 100–110 до 50–60 мг%) наблюдается нарушение функций центральной нервной системы (ЦНС), мышечная слабость, судороги, падение температуры тела с последующей потерей сознания.
Таблица 5
Расчетная суточная потребность человека в белках, г на 1 кг массы тела
Возраст, лет | Потребность | ||
Средняя | Ниже средней на 20% | Выше средней на 20% | |
1–3 | 0,88 | 0,70 | 1,06 |
4–6 | 0,81 | 0,65 | 0,97 |
7–9 | 0,77 | 0,62 | 0,92 |
10–12 | 0,72 | 0,58 | 0,86 |
13–15 | 0,70 | 0,56 | 0,84 |
16–19 | 0,64 | 0,51 | 0,77 |
20 и старше | 0,59 | 0,47 | 0,71 |
При гипергликемии (увеличении содержания сахара в крови выше 180 мг%) избыток сахара быстро удаляется с мочой. Опасность для жизни представляет нарушение углеводного обмена, при котором гипергликемия является результатом нарушения проницаемости клеточных мембран для сахара (при недостатке инсулина). При этом с мочой выделяется не избыточный, а жизненно необходимый клеткам сахар.
Липиды также жизненно необходимы, так они входят в состав клеточных структур и подразделяются на жиры, масла, фосфатиды и стерины. Это важнейшие пластические материалы и источники энергии. Если энергетические расходы организма незначительны, жир в избытке откладывается в жировых депо (ожирение).
Исключение жиров из пищевого рациона приводит к тяжелейшим расстройствам здоровья. Особую роль в жировом обмене играют фосфолипиды (лецитины, кефалины) и стерины (холестерин и др.), которые входят в структуры клеточной оболочки, а также ядерного вещества и цитоплазмы.
При длительно протекающих физических нагрузках большой и умеренной интенсивности отмечаются нарушения устойчивого состояния процессов обмена веществ. Происходит усиление гликолиза, образование кислородной задолженности и др. При работе с указанными нагрузками характерна высокая длительность восстановительного периода.
Указанные особенности обмена веществ определяют требования к питанию спортсменов. В количественном отношении питание спортсменов должно полностью возмещать энергетические затраты и пластические потребности организма. Энергетические затраты при различных видах спортивной работы зависят от ее продолжительности и интенсивности (табл. 6).
Таблица 6
Суточная энергетическая ценность пищевого рациона в зависимости от вида спорта, ккал
Вид спорта | Мужчины | Женщины |
Гимнастика, фехтование | 3600–4200 | 3000–3600 |
Волейбол, баскетбол | 4200–4500 | 3600–3800 |
Футбол, хоккей | 4400–4800 | – |
Бег на длинные дистанции | 5000–5500 | 4200–4700 |
Борьба, бокс и гиревой спорт | 4200–5500 | – |
Лыжные гонки на длинные дистанции | 4800–5000 | 4100–4250 |
Коньки | 4400–4700 | 3700–4000 |
Гребля | 5400 | 4600 |
Плавание на дальних заплывах | До 5000 | До 4200 |
Стрельба | 4000–4200 | 3400–3600 |
Конный спорт | 4300–4800 | 3700–4100 |
Энергетическая ценность суточного рациона в период интенсивной тренировки для спортсменов-мужчин составляет 4500–5000 ккал, для женщин – 3500–4000 ккал в день. Показателем правильности питания спортсмена является стабильность массы тела. Увеличение массы имеет положительное значение, если оно обусловлено развитием мышечной системы, а не отложением жира.
Интенсивная физическая нагрузка сопровождается увеличением потребности в белке, что связано с восстановлением тканевых элементов и образованием новых структур мышечной ткани.
Высокий уровень белка в рационе спортсменов положительно сказывается на общей работоспособности. Позже развивается утомление, быстрее происходят процессы восстановления. Отмечается положительное воздействие повышенных норм белка на высшую нервную деятельность, что проявляется как усиление возбудимости нервной системы, увеличение быстроты реакции и максимальной концентрации сил на короткий отрезок времени. Наиболее важно обеспечение высокого уровня белкового питания при скоростных и силовых нагрузках максимальной и субмаксимальной интенсивности, так как при этих видах спортивной нагрузки отмечается более высокий обмен белков. Количество белка в пищевом рационе спортсменов в дни напряженных тренировок и соревнований для мужчин должно составлять 154–171 г, для женщин – 120–137 г.
При длительных нагрузках субмаксимальной и большой интенсивности у спортсменов повышается опасность возникновения жировой инфильтрации печени, поэтому в пищевой рацион спортсменов необходимо включать продукты, богатые липотропными веществами. Известно, что липиды транспортируются кровью не в свободном виде, а в комплексе с белками и фосфолипидами – в форме липопротеидов. Липотропные вещества – соединения, участвующие в образовании транспортных форм липидов. К липотропным веществам относятся фосфолипиды (лецитины, кефалины) и серосодержащие аминокислоты – цистеин и особенно метионин. Богаты липотропными веществами яйца, творог, печеночный паштет, говядина, телятина, птица, рыба.
При выполнении аэробных упражнений в зоне субмаксимальной мощности углеводы (мышечный гликоген и глюкоза крови) являются основным энергетическим субстратом работающих мышц. Специалисты полагают, что истощение мышечного гликогена служит ведущим механизмом утомления при выполнении данных упражнений. Для повышения возможностей спортсменов при выполнении субмаксимальной аэробной работы была предложена комбинация предварительной «истощающей» гликоген нагрузки и последующего трехдневного усиленного углеводного рациона – метод углеводного насыщения (Я. М. Коц). На протяжении трех дней после «истощающей» гликоген нагрузки спортсменам предлагается рацион с содержанием углеводов 80–90% от суточной калорийности (обычный смешанный рацион – 40%). Применение метода дает значительное увеличение предельной продолжительности работы – в среднем до 120 мин, тогда как в обычных условиях – около 90 мин. Усиленное углеводное питание без предварительного истощения гликогена приводит лишь к небольшому повышению его содержания в мышцах. При использовании метода углеводного насыщения необходимо помнить, что при указанном режиме питания существенно усиливается нагрузка на инсулярный аппарат поджелудочной железы.
Распределение суточного рациона по отдельным приемам пищи должно соответствовать графику тренировок. При утренних тренировках с большой физической нагрузкой уменьшается энергетическая ценность завтрака и увеличивается энергетическая ценность обеда. При вечерних тренировках повышается энергетическая ценность завтрака и несколько снижается энергетическая ценность обеда. Пища, принимаемая перед тренировками, должна быть высококалорийной, иметь небольшой объем и хорошо усваиваться. Должны преобладать полноценные белки.
Независимо от режима тренировки ужин должен способствовать восполнению белков, углеводов, витаминов, минеральных солей. Можно использовать для этих целей творог, рыбные блюда, молоко и кисломолочные продукты, каши, овощи и фрукты.
Во время соревнований не следует резко менять привычный состав пищи и режим питания. Наиболее частыми ошибками в питании являются:
● чрезмерное употребление пищи (это приводит к увеличению массы тела и ухудшению спортивной формы);
● употребление непривычных блюд и продуктов (вызывает расстройство пищеварения и отрицательно сказывается на спортивных результатах);
● злоупотребление тонизирующими напитками, изготовленными на основе синтетических препаратов (излишнее перевозбуждение влечет за собой быструю утомляемость и снижение спортивных результатов).
В восстановительном периоде особое внимание необходимо уделить витаминизации. Желательно использовать натуральные продукты, богатые витаминами, а не поливитаминные препараты.
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины