logo
Лекции физкультура 7 семестр

Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание

Еще в глу­бо­кой древности детей готовили к бу­ду­щим общественным и во­инским обязанностям с по­мощью специальной системы физических упражнений, через игры. Повседневно используя орудия труда, человек постепенно подошел к по­ни­ма­нию зависимости успеха производственной деятельности от предварительной двигательной подготовки, которая представляла собой выполнение движений, сходных с тру­до­вы­ми действиями. Так физические упражнения стали содействовать подготовке к про­из­водству, формируя специальные навыки, умения и зна­ния работников.

Идея использовать средства физической культуры в про­цес­се подготовки человека к про­фес­сио­наль­ной деятельности существовала уже в позднем средневековье в ря­де систем образования. В XV–XIX вв. Ф. Ра­бле, Д. Локк, И. Пес­та­лоц­ци и дру­гие педагоги обращали большое внимание на подготовку молодежи к тру­ду с по­мощью физических упражнений. В 1891 г. П. Ф. Лес­гафт писал о том, что, вводя физическое воспитание в про­фес­сио­наль­ную школу, можно достичь искусства в ре­мес­ле. Профессор В. В. Го­ри­невский уточнил, что физическая культура рабочего должна применяться к его профессии: башмачнику нужны одни упражнения, кузнецу – другие, почтальону – третьи и т. д. Поступать иначе – значит действовать по шаблону, не разбираться в тре­бо­ва­ни­ях организма и не считаться с про­фес­сио­наль­ны­ми различиями в ра­бо­те.

На современном этапе трудовая деятельность характеризуется повышением ее сложности и ин­тен­сив­нос­ти, быстротой и точ­ностью решений двигательных действий человека, высокой концентрацией внимания. Все это требует значительного психоэмоционального, психофизического и умствен­но­го напряжения, повышенной выносливости, хорошей координации и пра­виль­нос­ти действий. Чем совершеннее техника и слож­нее производственный технологический процесс, тем более подготовленным должен быть человек, управляющий ими.

Физическое воспитание всегда имело важное значение в адап­та­ции организма человека к пос­то­ян­но усложняющимся формам труда и фак­то­рам социальной среды. Сегодня разработана система основ научной организации труда, которая рассматривает вопросы использования специальной психофизической подготовки к тру­ду, повышения работоспособности, организации активного отдыха, профилактики профессиональных заболеваний.

В те­ории и прак­ти­ке физического воспитания специальная подготовка специалиста к бу­ду­щей профессиональной деятельности получила название профессионально-прик­лад­ной физической подготовки (ППФП). В. И. Ильинич в сво­их работах дает определение профессионально-прик­лад­ной физической подготовке: ППФП – это специально направленное и из­би­ра­тель­ное использование средств физической культуры и спор­та для подготовки человека к оп­ре­де­лен­ной профессиональной деятельности.