Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
Еще в глубокой древности детей готовили к будущим общественным и воинским обязанностям с помощью специальной системы физических упражнений, через игры. Повседневно используя орудия труда, человек постепенно подошел к пониманию зависимости успеха производственной деятельности от предварительной двигательной подготовки, которая представляла собой выполнение движений, сходных с трудовыми действиями. Так физические упражнения стали содействовать подготовке к производству, формируя специальные навыки, умения и знания работников.
Идея использовать средства физической культуры в процессе подготовки человека к профессиональной деятельности существовала уже в позднем средневековье в ряде систем образования. В XV–XIX вв. Ф. Рабле, Д. Локк, И. Песталоцци и другие педагоги обращали большое внимание на подготовку молодежи к труду с помощью физических упражнений. В 1891 г. П. Ф. Лесгафт писал о том, что, вводя физическое воспитание в профессиональную школу, можно достичь искусства в ремесле. Профессор В. В. Гориневский уточнил, что физическая культура рабочего должна применяться к его профессии: башмачнику нужны одни упражнения, кузнецу – другие, почтальону – третьи и т. д. Поступать иначе – значит действовать по шаблону, не разбираться в требованиях организма и не считаться с профессиональными различиями в работе.
На современном этапе трудовая деятельность характеризуется повышением ее сложности и интенсивности, быстротой и точностью решений двигательных действий человека, высокой концентрацией внимания. Все это требует значительного психоэмоционального, психофизического и умственного напряжения, повышенной выносливости, хорошей координации и правильности действий. Чем совершеннее техника и сложнее производственный технологический процесс, тем более подготовленным должен быть человек, управляющий ими.
Физическое воспитание всегда имело важное значение в адаптации организма человека к постоянно усложняющимся формам труда и факторам социальной среды. Сегодня разработана система основ научной организации труда, которая рассматривает вопросы использования специальной психофизической подготовки к труду, повышения работоспособности, организации активного отдыха, профилактики профессиональных заболеваний.
В теории и практике физического воспитания специальная подготовка специалиста к будущей профессиональной деятельности получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). В. И. Ильинич в своих работах дает определение профессионально-прикладной физической подготовке: ППФП – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины