logo
Лекции физкультура 7 семестр

Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и свя­зан­ные с ни­ми знания.

Дадим определение понятиям «двигательное умение» и «двига­тель­ный навык».

Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составных операциях (частях) действия, наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

В про­цес­се многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и пос­те­пен­но автоматизируются его координационные механизмы и дви­га­тель­ные умения переходят в на­вык (рис. 6).

Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и дей­ствия отличаются надежностью.

Прочный двигательный навык сохраняется в те­че­ние многих лет. Например, научившись ездить на велосипеде или плавать (а это сложные двигательные навыки), разучиться уже невозможно.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа.

Рис. 6. Формирование двигательных умений и навыков

Первый этап – ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приб­ли­жен­ной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:

● соз­дать общее представление о дви­га­тель­ном действии;

● на­учить частям (элементам) техники этого действия;

● сфор­ми­ро­вать общий ритм двигательного акта;

● пре­дуп­ре­дить или сразу же устранить неправильные движения и гру­бые искажения техники действия.

Первоначальное объяснение техники движения – только в са­мых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акус­ти­чес­кой демонстрации (ритма движения).

Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а так­же с по­мощью подводящих упражнений.

В свя­зи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тре­ни­ро­воч­ном занятии. Между тем длительные перерывы в за­ня­ти­ях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких двигательных рефлексов.

Второй этап – углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

● сфор­ми­ро­вать углубленное понимание закономерностей движений действия;

● уточ­нить технику действия (по ее пространственным, временным и ди­на­ми­чес­ким характеристикам) в со­от­ветствии с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми особенностями обучаемого;

● усо­вер­шенство­вать ритм выполнения движения;

● соз­дать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника уточняется в про­цес­се многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически.

Второй этап обучения считается завершенным, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и де­та­ли техники в це­лостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к сле­ду­юще­му этапу обучения.

Третий этап – формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели – добиться совершенного владения двигательным действием в раз­но­об­раз­ных условиях его применения – необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования.

Задачи третьего этапа:

● зак­ре­пить навык и со­вер­шенство­вать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно ужесточаются требования к ре­зуль­та­ту без нарушения техники двигательного действия;

● из­би­ра­тель­но совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в дви­га­тель­ном действии;

● со­вер­шенство­вать технику двигательного действия в нес­тан­дартных условиях, т. е. уве­ли­чи­вать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстре­маль­ном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; задание усложняется (подключаются дополнительные движения) или условия его выполнения упрощаются;

● об­лег­чить технику движения. Ознакомиться с прик­лад­ны­ми способами его выполнения, когда применяются варианты знакомого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в во­ен­ном обмундировании и т. п.).

Успех или неуспех студентов в ос­во­ении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима самостоятельная работа отстающих студентов над развитием этих физических качеств.