Особенности организации ппфп студентов различных вузов
Поступив в высшее учебное заведение, молодые люди вступают в новый жизненный этап, который характеризуется расширением самостоятельности, повышением ответственности, осознанием своей социальной значимости с учетом будущей специальности. С первых дней студент овладевает новой для него деятельностью –профессионально-учебной.
Профессионально-учебная деятельность – это умственный труд, который протекает в условиях малой двигательной активности, что приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению общего самочувствия. Учеба в вузе, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы.
ППФП студентов должна проходить поэтапно (рис. 16).
Рис. 16. Структура ППФП студентов
На этапе подготовки к профессионально-учебной деятельности необходимо решать следующие задачи: приобретение прикладных знаний, воспитание и совершенствование психофизических качеств, расширение адаптационных возможностей организма и укрепление здоровья студентов.
Для этого на практических занятиях необходимо использовать большой объем специальных упражнений: бег, ходьбу, плавание, упражнения с отягощениями, упражнения на развитие гибкости и т. д. Овладев методикой аутотренинга, дыхательной гимнастики, точечного массажа, студенты самостоятельно смогут предупредить психофизическое утомление. Для быстрого и эффективного восстановления после учебной деятельности желательно использовать такие гигиенические мероприятия, как душ, баня, профилактическая гимнастика.
Нервно-эмоциональные перегрузки организма студента в процессе учебы и малоподвижный образ жизни ведут к снижению сопротивляемости организма воздействиям окружающей среды и способствуют росту заболеваемости. Эффективным оздоровительно-профилактическим средством является закаливание: система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Например, занятия спортом на открытом воздухе (биатлон, фигурное катание, спортивное ориентирование, туристические походы), обливание и др.
Немаловажную роль в здоровье студента играет правильное, сбалансированное питание, содержащее достаточное количество жиров, белков, углеводов, витаминов и микроэлементов.
Этап подготовки к будущей профессиональной деятельности предполагает решение таких задач, как совершенствование прикладных знаний, умений и навыков, воспитание прикладных психофизических и специальных качеств, формирование готовности противостоять специфическим воздействиям внешней среды и условиям труда. Но эффективность подготовки специалистов к профессиональной деятельности будет высокой только в том случае, если при организации ППФП учитывается специфика вуза. Существует опыт разработки программ по дисциплине «Физическая культура» с учетом элементов ППФП для студентов лесотехнических вузов. Здесь в качестве средств профессионально-прикладной подготовки были использованы плавание, элементы стрельбы, верховой езды, лыжная подготовка, спортивное ориентирование, борьба самбо.
Интересен опыт внедрения ППФП в учебный процесс студентов сельскохозяйственных вузов. В данном случае получили широкое распространение верховая езда, спортивные эстафеты, гиревой спорт, соревнования по вождению автомобиля.
Рассматривая особенности организации ППФП в профессионально-педагогическом вузе, необходимо отметить, что многие выпускники таких учебных заведений имеют не только педагогическую, но и инженерную подготовку. Студенты, получая педагогические знания, также овладевают рабочей профессией на уровне 3–5‑го разряда, которая связана с физическим трудом. Выпускникам профессионально-педагогических вузов необходимо владеть навыками работы на токарных, фрезерных и других станках, где обработка деталей сложной конфигурации требует точной координации движения рук, длительного сосредоточения внимания. Продолжительное пребывание в неизменной рабочей позе может стать причиной ряда заболеваний: нарушения осанки, зрения, ухудшения кровообращения в нижних конечностях и др. Поэтому в содержание занятий по ППФП необходимо включать прикладные физические упражнения, направленные на развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стопы, на совершенствование равновесия в вертикальном положении, координации движения рук; развитие выносливости. Средством профилактики заболеваний зрительного анализатора могут быть специфические упражнения по методике Э. С. Аветисова, У. Бейтса и др.
Как будущие педагоги выпускники профессионально-педагогических вузов должны обладать высокой концентрацией внимания, быстротой и гибкостью мышления, высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей и т. д. Данные качества можно воспитывать на занятиях прикладными видами спорта, такими, как волейбол, баскетбол, футбол. Организаторские способности наиболее активно формируются при подготовке и проведении спортивных соревнований.
Введение ППФП в курс учебной дисциплины «Физическая культура» с учетом особенностей вуза позволит производить более качественную подготовку будущих специалистов к их профессиональной деятельности. Правильное содержание ППФП позволит воспитать у студентов профессиональные психофизические качества, необходимые в их дальнейшей профессиональной деятельности, которые обеспечат трудовое долголетие, помогут сохранить здоровье. Осознание роли физической подготовки в профессиональном становлении повысит интерес студентов к физической культуре и спорту, формированию здорового образа жизни, к научной организации своего труда.
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины