Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
Приступая к рассмотрению вопросов о том, что же такое здоровье, каковы его показатели, исследуем различные подходы к его определению. Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании здоровья.
Еще Н. А. Добролюбов писал, что животно-здоровой организации для человека недостаточно: для него нужно здоровье человеческое. В этом определении подчеркивается важность не только телесных, но и духовных, и социальных возможностей каждого человека. Основной смыл слова «здоровье» в данном случае связан с выражением всестороннего совершенства всех проявлений жизни человека. Существуют и другие подходы к определению понятия «здоровье».
Известный медик И. В. Давыдовский определяет здоровье как полноту приспособления, а болезнь – как его нарушение.
По мнению академика В. П. Казначеева, здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Понятие «здоровье» в биологии и медицине тесно связано с категорий нормы. Норма – это оптимальное состояние жизнедеятельности организма в данной конкретной среде.
Однако на сегодняшний день не всегда возможно объективно оценить степень соответствия норме, чем и объясняется использование такого словосочетания, как «практически здоров».
Академик Н. М. Амосов, знаменитый хирург, считает, что современную медицину пора переориентировать, так как она нацелена на болезнь. Ведь, по его мнению, гораздо важнее изучить здоровье человека, чтобы дать ему практические рекомендации по такому образу жизни, который укрепил бы резервы его организма путем компенсации недостатка мышечных усилий дополнительными занятиями физическими упражнениями, способствовал бы его долголетию.
По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов.
По мнению В. А. Бароненко, В. Н. Люберцева, Л. А. Рапопорта, составляющими здоровья являются:
● соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма. Основу этого состояния составляет генетически закодированная биологическая программа индивидуального развития (индивидуальное развитие – это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни);
● физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие адекватную адаптацию организма;
● психическое здоровье – состояние психической сферы. Основу его определяет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватное поведение;
● нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сфер жизнедеятельности. Основу его составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
В результате исследований здоровья человека были выделены факторы, влияющие на его состояние (табл. 7).
Таблица 7
Комплекс факторов, влияющих на здоровье человека
Факторы, влияющие на здоровье | Примерная доля фактора, % | Группа факторов риска |
Образ жизни | 49–53 | Курение; употребление алкоголя; несбалансированное питание; вредные условия труда; дистресс; гиподинамия; плохие материально-бытовые условия и др. |
Генетика | 18–22 | Предрасположенность к наследственным болезням |
Внешняя среда, природно-климатические условия | 17–20 | Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения |
Здравоохранение | 8–10 | Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременное ее оказание |
Таким образом, оздоровительный процесс включает в себя соблюдение человеком определенных правил и ограничений в повседневной жизни, которые способствуют сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины