logo
Лекции физкультура 7 семестр

Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие

Приступая к рассмот­ре­нию вопросов о том, что же такое здоровье, каковы его показатели, исследуем различные подходы к его определению. Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании здоровья.

Еще Н. А. Доб­ро­лю­бов писал, что животно-здо­ро­вой организации для человека недостаточно: для него нужно здоровье человеческое. В этом определении подчеркивается важность не только телесных, но и ду­хов­ных, и со­ци­аль­ных возможностей каждого человека. Основной смыл слова «здоровье» в дан­ном случае связан с вы­ра­же­ни­ем всестороннего совершенства всех проявлений жизни человека. Существуют и дру­гие подходы к оп­ре­де­ле­нию понятия «здоровье».

Известный медик И. В. Да­вы­довский определяет здоровье как полноту приспособления, а бо­лезнь – как его нарушение.

По мнению академика В. П. Каз­на­че­ева, здоровье индивида – это процесс сохранения и раз­ви­тия психических, физических и би­оло­ги­чес­ких способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Понятие «здоровье» в би­оло­гии и ме­ди­ци­не тесно связано с ка­те­го­рий нормы. Норма – это оптимальное состояние жизнедеятельности организма в дан­ной конкретной среде.

Однако на сегодняшний день не всегда возможно объективно оценить степень соответствия норме, чем и объяс­ня­ет­ся использование такого словосочетания, как «практически здоров».

Академик Н. М. Амо­сов, знаменитый хирург, считает, что современную медицину пора переориентировать, так как она нацелена на болезнь. Ведь, по его мнению, гораздо важнее изучить здоровье человека, чтобы дать ему практические рекомендации по такому образу жизни, который укрепил бы резервы его организма путем компенсации недостатка мышечных усилий дополнительными занятиями физическими упражнениями, способствовал бы его долголетию.

По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и со­ци­аль­но­го благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов.

По мнению В. А. Ба­ро­нен­ко, В. Н. Лю­бер­це­ва, Л. А. Ра­по­пор­та, составляющими здоровья являются:

● со­ма­ти­чес­кое здоровье – текущее состояние органов и сис­тем организма. Основу этого состояния составляет генетически закодированная биологическая программа индивидуального развития (индивидуальное развитие – это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни);

● фи­зи­чес­кое здоровье – уровень роста и раз­ви­тия органов и сис­те­м организма. Основой этого процесса являются морфологические и функцио­наль­ные преобразования и ре­зер­вы, обеспечивающие адекватную адаптацию организма;

● пси­хи­чес­кое здоровье – состояние психической сферы. Основу его определяет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватное поведение;

● нравствен­ное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и по­треб­ностно-ин­фор­ма­ци­он­ной сфер жизнедеятельности. Основу его составляет система ценностей, установок и мо­ти­вов поведения индивида в об­ществе.

В ре­зуль­та­те исследований здоровья человека были выделены факторы, влияющие на его состояние (табл. 7).

Таблица 7

Комплекс факторов, влияющих на здоровье человека

Фак­то­ры, влияющие на здо­ровье

При­мер­ная до­ля фак­то­ра, %

Груп­па фак­то­ров рис­ка

Об­раз жиз­ни

49–53

Ку­ре­ние; упот­реб­ле­ние ал­ко­го­ля; не­сба­лан­си­ро­ван­ное пи­та­ние; вред­ные ус­ло­вия тру­да; дистресс; ги­по­ди­на­мия; пло­хие ма­те­ри­аль­но-бы­то­вые ус­ло­вия и др.

Ге­не­ти­ка

18–22

Пред­рас­по­ло­жен­ность к нас­лед­ст­вен­ным бо­лез­ням

Внеш­няя сре­да, при­род­но-кли­ма­ти­чес­кие ус­ло­вия

17–20

Заг­ряз­не­ние воз­ду­ха, во­ды, поч­вы; рез­кая сме­на ат­мос­фер­ных яв­ле­ний; по­вы­шен­ные кос­ми­чес­кие, маг­нит­ные и дру­гие из­лу­че­ния

Здра­во­ох­ра­не­ние

8–10

Не­эф­фек­тив­ность про­фи­лак­ти­чес­ких ме­роп­ри­ятий, низ­кое ка­чество ме­ди­цинской по­мо­щи, нес­во­ев­ре­мен­ное ее ока­за­ние

Таким образом, оздоровительный процесс включает в себя соблюдение человеком определенных правил и ог­ра­ни­че­ний в пов­сед­нев­ной жизни, которые способствуют сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к ус­ло­ви­ям среды, высокому уровню работоспособности в учеб­ной и про­фес­сио­наль­ной деятельности.