logo
Лекции физкультура 7 семестр

Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии

Для полноценной деятельности мозга необходимо, чтобы к не­му поступали импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, которые обогащают мозг массой ощущений, поддерживают его в нор­маль­ном рабочем состоянии. Тонус и ра­бо­тос­по­соб­ность головного мозга поддерживаются в те­че­ние длительных промежутков времени, когда сокращение и нап­ря­же­ние различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаб­ле­ни­ем. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и мно­гих других физических упражнений, выполняемых ритмично с уме­рен­ной интенсивностью. Оптимально дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и важ­ным профилактическим средством против переутомления. Ощущения от мышечных упражнений, движений И. П. Пав­лов называл «чувством мышечной радости».

По данным Ж. Ж. Рап­по­порт, у мо­ло­де­жи 17–22-лет­не­го возраста количество движений должно быть не менее 18–22 тыс. в сут­ки. При этом процент физических упражнений с большой и вы­со­кой интенсивностью должен составлять не менее 30% от общего объема движений. Выпол­не­ние этих показателей возможно только в том случае, если студент минимум 40–50 мин в день будет заниматься физическими упражнениями в спе­ци­аль­но оборудованных залах, применяя специально разработанные комплексы. Однако согласно учебному плану студенты организованно могут заниматься физической культурой только два раза в не­де­лю, что, по скромным расчетам, составляет 12–14% от необходимой двигательной активности.

Двигательная активность студентов первого и вто­ро­го курсов РГППУ вне сессии составляет примерно 60% от необходимого двигательного объема, при этом в сес­си­он­ный период (декабрь, май) она снижается почти в два раза (табл. 10).

Таблица 10

Динамика двигательной активности студентов

Курс

Дви­га­тель­ная ак­тив­ность, кол-во дви­же­ний в сут­ки

Сен­тябрь

Но­ябрь

Де­кабрь

Март

Май

М±m

М±m

М±m

М±m

М±m

1-й

14673±477

9890±204

6565±262

11673±239

7254±268

2-й

15270±398

10400±309

7082±232

12320±100

7840±341

Примечание. М – среднее арифметическое отклонение, m – среднеквадратичное отклонение.

В пе­ри­од экзаменационной сессии для снятия утомления и ре­гу­ли­ро­ва­ния психоэмоционального и функцио­наль­но­го состояния необходимо:

● во-пер­вых, избегать перегрузок (рационально распределять работу);

● во-вто­рых, обеспечить полноценный сон (8–9 ч);

● в-третьих, чаще выходить на свежий воздух, так как долгое нахождение в зак­ры­том помещении (что часто наблюдается в пе­ри­од подготовки к эк­за­ме­нам) не способствует ни улучшению физического состояния студента, ни активизации его умственных возможностей;

● в-чет­вер­тых, использовать «малые формы» физической культуры.

Умственная работа малоэффективна, если она выполняется в ус­ло­ви­ях хронического переутомления. Рациональный режим труда и от­ды­ха рассматривается как одна из форм борьбы с утом­ле­ни­ем, достижения и дли­тель­но­го сохранения высокой работоспособности.

Основные методы восстановления работоспособности – «малые формы» физической культуры, включающие в се­бя утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы для активного отдыха, занятия физическими упражнениями в сво­бод­ное время для развития физических качеств. Установлено, что для обучающихся оптимальными являются нагрузки при занятиях физическими упражнениями в объеме 10–15 ч в не­де­лю, или 1,3–1,8 ч ежедневно, что создает устойчивые предпосылки к фи­зи­чес­ко­му совершенствованию.

Таким образом, большое значение приобретают физкультурные мероприятия в ре­жи­ме дня. В на­ча­ле дня необходимо выполнять 10–20-ми­нут­ную зарядку на свежем воздухе, причем в на­ча­ле нагрузка должна повышаться, а в кон­це занятия – несколько снижаться. Дозировка упражнений должна быть такой, чтобы занимающийся испытывал бодрость, а не усталость.

Для повышения двигательного режима рекомендуются ежедневные прогулки по 30–60 мин с при­ме­не­ни­ем энергичной ходьбы со скоростью около 6 км в час, а в сво­бод­ный от учебы день – разнообразные физкультурные мероприятия (походы, игры, развлечения и т. д.) продолжительностью 2–4 ч.

Немаловажное значение в це­лях снижения умственного утомления и по­вы­ше­ния работоспособности студентов имеет использование физкультурных пауз в про­цес­се умственной деятельности. Положительный эмоциональный настрой и твор­чес­кий подход будут способствовать хорошему усвоению учебного материала и по­ло­жи­тель­но влиять на развитие личностных качеств студентов.