logo
Лекции физкультура 7 семестр

Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

Физическая культура – составная часть общей культуры, область социальной деятельности, направленной на достижение физического развития человека при помощи осознанной двигательной активности (физических упражнений), способствующей совершенствованию анатомического строения и фи­зио­ло­ги­чес­ких возможностей органов и тка­ней человеческого организма.

Осознанное стремление к фи­зи­чес­ко­му совершенству появилось у лю­дей одновременно с по­яв­ле­ни­ем разума. Опыт выживания, составными частями которого являлись добывание пищи, заселение территорий, преодоление громадных расстояний, способствовал накоплению знаний, умений и воз­мож­нос­тей человеческой популяции в фи­зи­чес­ком совершенствовании. Поэтому физическую культуру можно отнести к од­но­му из самых ранних видов социальной деятельности, способствующей становлению человечества.

Общественное развитие существенно повлияло на трансформацию физической культуры как вида социальной деятельности. Человечество накапливало не только духовные, но и ма­те­ри­аль­ные ценности, непосредственно связанные с фи­зи­чес­кой культурой, все более приходя к вы­во­ду, что физическая культура есть способ сохранения и ук­реп­ле­ния здоровья, повышения работоспособности и прод­ле­ния жизни в ус­ло­ви­ях физического, психического и со­ци­аль­но­го благополучия. Основной принцип физической культуры гласит: необходима непрерывность и пре­емствен­ность физического совершенствования в лю­бом возрасте, на всех этапах жизнедеятельности.

Физическая культура по своей сущности – явление массовое, вовлекающее в сфе­ру своего влияния, хотя и с раз­ной степенью активности, большинство членов общества.

С раз­ви­ти­ем человеческого общества появилась потребность в вы­яв­ле­нии лучших среди равных. Такая потребность могла быть реализована за счет организации специфического соревновательного процесса, участие в ко­то­ром и поз­во­ля­ло выявить одного лучшего. В свою очередь, некоторые виды человеческой деятельности для достижения цели требовали участия группы в рав­ной степени подготовленных для этой деятельности людей (команды). При этом требовалось не только индивидуальное совершенство (мастерство), но и вза­имо­по­ни­ма­ние, и вза­имо­за­ме­ня­емость участников команды, координация их деятельности. Первоначально сутью соревновательного процесса являлось выявление сильнейшего в ви­дах физической активности, связанных с жиз­не­обес­пе­че­ни­ем человека. Это бег, прыж­ки, метание снарядов, поднятие и пе­ре­нос тяжестей и др. В даль­ней­шем стали появляться виды соревновательной деятельности, связанные с кра­со­той и со­вер­шенством человеческого тела (прообраз спортивной гимнастики), действия отдельных людей и групп с пред­ме­том (прообраз современных индивидуальных и спор­тив­ных игр).

Человечество осознанно пришло к за­ня­ти­ям спортом – специфической социально организованной формой и об­ластью сопоставления физических и ин­тел­лек­ту­аль­ных способностей и под­го­тов­лен­нос­ти отдельного человека или команды, одобряемой социальной общностью, в ко­то­рой виды деятельности направлены на достижение результата посредством подготовки и учас­тия в спе­ци­фи­чес­ких (спортивных) соревнованиях.

Спорт входит в фи­зи­чес­кую культуру, но только частью, связанной непосредственно с дви­га­тель­ны­ми действиями.

Таким образом, физическая культура и спорт – это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человеческой популяции в це­лом, так и каж­до­го отдельного человека, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кое воздействие на общественное развитие человечества.