logo
Лекции физкультура 7 семестр

Методы физического воспитания

Для достижения цели физического воспитания применяется несколько групп методов (рис. 5).

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

Методы физического воспитания делятся на специфические и об­ще­пе­да­го­ги­чес­кие.

К специфическим методам относят методы строго регламентированного упражнения, игровой метод и соревновательный метод.

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в пер­вую очередь от содержания занятий и эта­пов, последовательно сменяющихся в про­цес­се физического воспитания. Данные методы подразделяются на методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. В ме­то­дах этого типа деятельность занимающихся организуется и ре­гу­ли­ру­ет­ся с воз­мож­но полной регламентацией, которая состоит:

● в твер­до предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и свя­зи друг с дру­гом);

● воз­мож­но точном дозировании нагрузки и уп­рав­ле­нии ее динамикой по ходу упражнения, а так­же в чет­ком нормировании интервалов отдыха и стро­го установленном порядке чередования их с фа­за­ми нагрузки;

● в соз­да­нии или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распре­де­ле­ние группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и дру­гих технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием).

Рис. 5. Методы физического воспитания

Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

В качестве методов воспитания физических качеств рассматриваются нагрузка и от­дых. Нагрузкой в фи­зи­чес­ких упражнениях называют величину их воздействия на организм, а так­же степень преодолеваемых при этом объективных и субъек­тив­ных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздействия физических упражнений. Нагрузка ведет через утомление к восста­нов­ле­нию и по­вы­ше­нию работоспособности.

Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и ин­тен­сив­нос­ти. Если рассматривать отдельное физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, то понятие объема нагрузки будет относиться к дли­тель­нос­ти воздействия, его протяженности во времени, суммарному количеству выполненной физической работы и то­му подобным параметрам. Интенсивность же нагрузки будет характеризоваться силой воздействия в каж­дый данный его момент, напряженностью функций, разовой величиной усилий и т. п. Между предельными показателями объема и ин­тен­сив­нос­ти нагрузки существуют обратно пропорциональные соотношения.

Чем выше интенсивность какого-ли­бо упражнения, тем меньше возможный объем нагрузки, и на­обо­рот.

Нагрузка в раз­лич­ных методах физического воспитания бывает:

● стан­дартной – практически одинаковой по своим внешним параметрам в каж­дый данный момент упражнения;

● пе­ре­мен­ной – меняющейся по ходу упражнения.

Целесообразность использования нагрузок обоих типов вытекает из принципов методики физического воспитания.

Структура методов физического воспитания определяется в зна­чи­тель­ной мере и тем, имеет ли нагрузка в про­цес­се занятия перманентный (непрерывный) либо интервальный (прерывистый) характер. Отдых как составной элемент методов физического воспитания может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и ак­тив­ным (переключение на какую-ли­бо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление). Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления, чем пассивный.

Итак, задаваемая нагрузка, а так­же особенности интервалов отдыха имеют существенное значение для характеристики методов физического воспитания.

Игровой метод. Возникнув на ранних этапах истории и раз­ви­ва­ясь вместе со всей культурой общества, игра служила и слу­жит удовлетворению различных потребностей – в са­мо­поз­на­нии и внеш­нем контактировании, духовном и фи­зи­чес­ком развитии, отдыхе и развле­че­нии и т. д. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и ме­то­дов воспитания.

Понятие игрового метода в сфе­ре воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в ме­то­ди­чес­ком отношении от других методов воспитания.

Игровой метод в фи­зи­чес­ком воспитании характеризуют в це­лом следующие черты:

 ши­ро­кая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости. Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и вне­зап­ное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в крат­чайшие сроки и с пол­ной мобилизацией двигательных способностей;

 мо­де­ли­ро­ва­ние напряженных межличностных и межгруп­по­вых отношений, повышенная эмоциональность. В большинстве игр воспроизводятся активные межличностные и межгруп­по­вые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в пар­ных и ко­мандных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и раз­ре­ша­ют­ся игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и со­действу­ет яркому выявлению этических качеств личности.

Игровой метод в си­лу всех присущих ему особенностей используется в про­цес­се физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в ус­лож­нен­ных условиях.

Соревновательный метод. Основная определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в ус­ло­ви­ях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Во время состязаний, особенно значимых в лич­ном и об­ществен­ном отношении, в большей мере, чем в иг­ре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и ме­то­да­ми строго регламентированного упражнения.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач – при воспитании физических, волевых и мо­раль­ных качеств, совершенствовании умений, навыков и спо­соб­нос­ти рационально использовать их в ус­лож­нен­ных условиях. Сравнительно с дру­ги­ми методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функцио­на­ль­ным возможностям организма и тем самым способствовать их максимальному развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в вос­пи­та­нии морально-во­ле­вых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.

Общепедагогические методы включают в се­бя словесные и наглядные методы.

Словесные методы. Практически все основные стороны деятельности педагога в про­цес­се физического воспитания связаны с ис­поль­зо­ва­ни­ем слова. Слово служит для  ос­мыс­ле­ния, самооценки и са­мо­ре­гу­ля­ции действий воспитуемыми.

Непосредственно в про­цесс занятий физическими упражнениями включаются преимущественно те словесные методы, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность занятий и ор­га­ни­чес­ки связывать слово с дви­же­ни­ем. К ним относятся, в частнос­ти:

 инструк­ти­ро­ва­ние – точное, емкое словесное объяснение задания, техники изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т. д.;

 соп­ро­во­ди­тель­ные пояснения – лаконичные комментарии и за­ме­ча­ния, которыми сопровождают демонстрацию наглядных пособий и на­ту­раль­ных объектов или пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью направить и уг­лу­бить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;

 ука­за­ния и ко­ман­ды – специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и по­ве­ли­тель­ным наклонением. Они принадлежат к чис­лу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся;

 сло­вес­ные оценки – общепринятые или специальные категории речевого одобрения либо неодобрения. Они могут играть и роль одного из способов текущей коррекции действий: оценивая действия занимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель тем самым сообщает, согласуются ли они с на­ме­чен­ным образцом, и со­от­ветствен­но направляет дальнейшие усилия;

 сло­вес­ные отчеты и вза­имо­разъяс­не­ния – устная информация, которую дают занимающиеся по требованию преподавателя или по собственной инициативе, стараясь по возможности точно и крат­ко сформулировать свои представления о по­лу­чен­ном задании либо о вы­пол­нен­ном упражнении;

 «самопроговаривание», самоприказы и дру­гие основанные на внутренней речи методы самообучения и са­мо­вос­пи­та­ния. Метод «самопроговаривания» часто заключается в опи­са­нии с по­мощью внутренней речи общей картины предстоящих двигательных действий либо отдельных их сторон. Так, готовясь выполнить комбинацию гимнастических или игровых упражнений, преднамеренно воссоздают эту комбинацию несколько раз в мыс­лях, называя ее элементы и вы­ра­жая словами характер усилий.

Методы использования слова в це­лях самообучения и са­мо­вос­пи­та­ния не исчерпываются указанными. К ним можно отнести различные формы самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.

Наглядные методы. Наглядность обеспечивается целым комплексом методов, которые можно условно подразделить на следующие группы:

 ме­то­ды непосредственной наглядности. К ним относится прежде всего методически организованный показ самих упражнений;

 ме­то­ды опосредованной наглядности. В их основе лежит демонстрация наглядных пособий, где воссоздаются отдельные фазы двигательных действий, характеристики движений и ус­ло­вия их выполнения (показ муляжей-мо­де­лей человеческого тела, кино- и ви­де­омаг­ни­то­фон­ная демонстрация, избирательно-сен­сор­ная демонстрация и др.);

 ме­то­ды направленного прочувствования движений. Чрезвычайно важную роль в уп­рав­ле­нии движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата. Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, совершенствуются в про­цес­се освоения двигательных действий и за­ни­ма­ют, в ко­неч­ном счете, ведущее место в комплек­се ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков;

 ме­то­ды ориентирования. Они основаны на введении в обста­нов­ку действия предметных или символических ориентиров, которые указывают направление, амплитуду и фор­му траектории движений, точку приложения усилий, тем самым делая предметными внешние проявления усилий;

 ме­то­ды лидирования и те­ку­ще­го сенсорного программирования. Смысл их состоит в том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор, который бы стимулировал и нап­рав­лял выполняющего упражнение, облегчая ему решение двигательной задачи в том или ином отношении.

Кроме вышеперечисленных методов используются методы «срочной информации», предусматривающие экстренное получение выполняющим физические упражнения объективных сведений о хо­де движений с целью их коррекции или сохранения заданных параметров.