logo
Лекции физкультура 7 семестр

Структура учебно-тренировочного занятия

При построении учебно-тре­ни­ро­воч­но­го занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную и зак­лю­чи­тель­ную.

В ввод­ной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о со­дер­жа­нии основной части. Продолжительность вводной части составляет около 5 мин.

Подготовительная часть занятия включает общую и спе­ци­аль­ную разминку. Задача общей разминки – активизировать (разогреть) мышцы опорно-дви­га­тель­но­го аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с фи­зи­чес­кой нагрузкой, особенно сердечно-со­су­дис­той и ды­ха­тель­ной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гим­нас­ти­чес­кие упражнения для всех основных групп мышц. Специальная разминка готовит организм к конкрет­ным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-под­го­то­ви­тель­ные упражнения, сходные по координации движений и фи­зи­чес­кой нагрузке с предсто­ящи­ми двигательными действиями в ос­нов­ной части занятия. Продолжительность подготовительной части составляет от 15 до 30 мин и зависит от подготовленности занимающихся и ха­рак­те­ра предстоящего задания.

Основная часть занятий бывает простой или сложной. Простая ха­рактеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3–5 тыс. м, двусторонняя игра в бас­кет­бол, футбол). В слож­ной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к си­ло­вым упражнениям).

Основная трудность при проведении сложной основной части занятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в са­мом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координационной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в сле­ду­ющем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в кон­це занятия – на выносливость. Основная часть занимает в сред­нем 70% общего времени занятия.

В зак­лю­чи­тель­ной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося, и ор­га­низм приводится в срав­ни­тель­но спокойное состояние. Это достигается с по­мощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление. При необходимости в зак­лю­чи­тель­ной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др.