Основные методы самоконтроля и методика его проведения
Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающегося физическими упражнениями и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития и физической подготовленностью с помощью простых, общедоступных приемов.
Оценка состояния здоровья, динамики положительных и отрицательных изменений не будет объективной, если не будет дополнена данными самоконтроля. Обучение технологии слежения за своим здоровьем – одна из главных задач физической культуры в вузе, и достижение достаточного уровня умений и навыков самоконтроля (ведение дневника самоконтроля, правильная самооценка на основе анализа данных этого дневника) – одна из целей физической культуры в вузе.
Регулярно анализируя состояние своего здоровья, данные тестирования и проведения различных проб, студент получает возможность корректировать объем труда и отдыха, время для восстановления, выбирать средства повышения физической и умственной работоспособности, вносить необходимые изменения в собственный стиль и, возможно, образ жизни. Все данные обязательно должны фиксироваться в дневнике самоконтроля для дальнейшего анализа через определенные промежутки времени: в начале и конце месяца, семестра, учебного года. Основное требование: проведение проб и тестирования должно осуществляться в одни и те же часы суток, за 1,5–2 ч до и после приема пищи.
Самоконтроль складывается из учета следующих показателей: самочувствие, сон, аппетит, пульс, спирометрия, дыхание и др. При проведении самоконтроля ведется дневник, образец которого приведен ниже (табл. 12).
Таблица 12
Дневник самоконтроля
Показатель | 25 марта 2006 г., 13 ч |
ЧСС утром лежа, за 15 с, ударов в минуту | 14 |
ЧСС утром стоя, за 15 с, ударов в минуту | 18 |
Разница пульса, ударов в мин | 4 |
Масса тела, кг: |
|
до тренировки | 70,4 |
после тренировки | 69,8 |
Жалобы | Нет |
Самочувствие | Хорошее |
Сон (продолжительность), ч | Хороший, 8,5 |
Аппетит | Нормальный |
Боли в мышцах | Боли при пальпации в икрах |
Желание тренироваться | Большое |
Потоотделение | Умеренное |
Ортостатическая проба (утром) | 4 |
Проба Штанге (утром), с | 50 |
Кистевая динамометрия, кг | Правая – 43, левая – 47 |
Настроение | Хорошее |
Болевые ощущения | Нет |
Функция желудочно-кишечного тракта | Ежедневно, нормально |
Работоспособность | Обычная |
Спортивные результаты | Растут |
Нарушение спортивного режима | Не наблюдалось |
Форма дневника может быть произвольной. В него следует записывать как субъективные показатели (самочувствие, сон), так и объективные (частоту пульса, время задержки дыхания, массу тела), а также некоторые спортивные результаты: общее время бега в одной из тренировок, скорость, результаты тестирования.
Самый простой способ оценки эффективности занятий – наблюдение за динамикой развития силы, выносливости и других физических качеств, а также оценка достижений в различных соревнованиях или специальных тестах. Например, если через полгода занятий ваши результаты в поднимании штанги увеличились, то прогресс в развитии силы налицо. Если раньше вы преодолевали трехкилометровую дистанцию, скажем, за 18 мин, а теперь преодолеваете ее за 15 мин, то уровень вашей выносливости повысился; то же, если вы увеличили пробегаемое расстояние за определенный период с 10 до 15 км.
Снижение результатов в тестовых упражнениях, в спортивных достижениях указывает на неправильную, недостаточно рациональную тренировку: неверно подобраны тренировочные упражнения, их общий объем и интенсивность; они не соответствуют уровню вашей подготовленности, индивидуальным особенностям.
Любая деятельность какого-либо органа, любое изменение его состояния немедленно сказываются на функционировании и состоянии других органов, систем и всего организма. Мышечная тренировка, развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости – это тренировка дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной систем, специфическое возбуждение ЦНС, т. е. эти упражнения предназначены для укрепления здоровья, поддержания нормальной жизнедеятельности, повышения трудоспособности.
Все показатели самоконтроля можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям относятся самочувствие, настроение, сон, аппетит и болевые ощущения. Самочувствие может классифицироваться как хорошее (чувство бодрости, хорошая работоспособность), удовлетворительное (небольшая вялость) или плохое (слабость, вялость, низкая работоспособность). Самочувствие – довольно информативный критерий правильности дозировок физических нагрузок. Если они соответствуют функциональным возможностям организма, то самочувствие обычно хорошее. При чрезмерных же физических нагрузках наблюдается его ухудшение.
Следующий субъективный показатель самоконтроля – настроение. Это психическое состояние, довольно тесно связанное с самочувствием. Вот одна из классификаций настроения: бодрое, неопределенное (смутное, неясное), нормальное, угнетенное (подавленное, грустное).
Сон является эффективным средством восстановления как умственной, так и физической работоспособности. Крепкий ночной сон в течение 7–8 ч свидетельствует об оптимальных физических нагрузках. Различные его нарушения (частые пробуждения, поверхностный сон, затрудненное засыпание, чувство недосыпания и др.) – показатели того, что необходимо увеличить или уменьшить объем двигательной активности.
Аппетит также характеризует состояние здоровья человека. При болезненных состояниях, переутомлении аппетит обычно становится хуже. Если физические нагрузки в тренировке соответствуют возможностям организма, то аппетит хороший.
Еще один вид субъективных показателей самоконтроля – болевые ощущения. Они фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т. п.) и силе проявления.
К объективным показателям самоконтроля относятся наблюдения за ЧСС, артериальным давлением, дыханием, массой тела, ЖЕЛ, мышечной силой и спортивными результатами.
Многие специалисты признают ЧСС надежным индикатором состояния системы кровообращения. Она может быть самостоятельно определена по частоте пульса. Когда человек в покое, ее лучше замерять на лучевой артерии, у основания большого пальца руки. Для этого на тыльную сторону запястья руки, где измеряется пульс, положить кисть другой руки и подушечками второго, третьего и четвертого пальцев отыскать лучевую артерию, слегка нажимая на нее. Частота пульса определяется по движению секундной стрелки часов за 10 или 15 с, полученное число умножается на 6 или 4 соответственно. Таким образом вычисляется частота пульса за минуту.
ЧСС – очень подвижный показатель и зависит от возраста, пола, условий внешней среды. Например, у юношей студенческого возраста 70–80 ударов в минуту, у девушек пульс обычно на 5–10 ударов выше. С ростом физической тренированности ЧСС постепенно снижается, что говорит об экономизации деятельности организма. Регулярные замеры частоты пульса – одно из основных требований при самоконтроле за функциональным состоянием организма в процессе самостоятельной физической тренировки. Если в покое этот показатель постепенно уменьшается, а другие показатели самоконтроля находятся на оптимальном уровне, то, следовательно, тренированность и состояние здоровья улучшаются.
Замеры пульса сразу после тренировки позволяют оценивать реакцию организма на физическую нагрузку, а также свидетельствуют о скорости восстановительных процессов.
Дыхание в покое должно быть ритмичным, глубоким. В норме у здорового человека частота дыхания колеблется от 16 до 18 раз в минуту, у хорошо тренированных людей – от 10 до 14 раз в минуту Чтобы подсчитать собственную частоту дыхания, нужно положить руку на нижнюю часть грудной клетки, и каждый вдох или выдох считать за одно дыхание.
Для определения функционального состояния организма можно использовать функциональную одномоментную пробу с приседанием. Испытуемый стоя отдыхает в течение 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 1 мин (исходная частота пульса). Далее испытуемый выполняет 20 приседаний, поднимая руки вперед, в течение 40 с. Сразу после приседаний подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин (путем умножения на 4). Определяется увеличение ЧСС после физической нагрузки сравнительно с исходной, в процентах.
Оценка (для мужчин и женщин): отлично – 20% и меньше; хорошо – 21–40; удовлетворительно – 41–65; плохо – 66–75; очень плохо – 76% и больше.
Студентам, регулярно занимающимся физическими упражнениями, предлагается популярный во многих странах тест К. Купера, используемый для оценки физической подготовленности людей до 30 лет (табл. 13). По условиям этого теста устраивается 12-минутный пробег на как можно большее расстояние. Лучше всего проводить его на стадионе со стандартной длиной дорожки 400 м.
Таблица 13
Тест К. Купера
Оценка | Дистанция, км | |
Мужчины | Женщины | |
Отлично | 2,8 и больше | 2,65 и больше |
Хорошо | 2,5–2,7 | 2,16–2,64 |
Удовлетворительно | 2,0–2,4 | 1,85–2,15 |
Плохо | 1,6–1,9 | 1,5–1,84 |
Очень плохо | Меньше 1,6 | Меньше 1,5 |
Осуществляя самоконтроль, необходимо следить за повышением своих спортивно-технических результатов, за нарастанием тренированности, изменением состояния здоровья и физического развития. Бег на 100 м, прыжки в длину с места, поднимание туловища из положения лежа и подтягивание на перекладине проводятся в начале и конце учебного года в процессе выполнения студентами контрольных упражнений. Результаты контрольных испытаний и оценки при тестировании физических качеств следует вносить в дневник самоконтроля.
Самоконтроль имеет большое воспитательное и педагогическое значение, так как студент, который занимается физическими упражнениями и спортом, наблюдая за состоянием своего здоровья и физического развития, принимает активное участие в анализе методики своих учебно-тренировочных занятий.
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины