logo search
Лекции физкультура 7 семестр

Функции двигательной активности

Обобщая все известные научные сведения о зна­чи­мос­ти движения для организма, можно заключить, что оно выполняет по крайней мере пять базисных функций: моторную, творческую, тренирующую, стимулирующую и за­щит­ную.

1. Мо­тор­ная функция двигательной активности. Под двигательной активностью понимается сумма движений, выполняемых человеком в про­цес­се повседневной жизни. С по­мощью двигательной активности осуществляется взаимодействие человека с ок­ру­жа­ющей средой. Двигательные реакции необходимы человеку для общения, они являются внешними проявлениями трудового процесса, через них осуществляется контакт с при­ро­дой. Движение есть основное проявление жизнедеятельности организма.

Движение осуществляется в ре­зуль­та­те сокращений мышц. Работу скелетных мышц можно подразделить на динамическую и ста­ти­чес­кую. Когда происходит перемещение тела или его отдельных частей в пространстве, то говорят о ди­на­ми­чес­кой мышечной работе. Если же сокращения мышц направлены на поддержание позы и про­ти­во­действие внешним силам, говорят о ста­ти­чес­кой мышечной деятельности. Что же касается гладких мышц, то они осуществляют двигательные функции пищеварительного тракта, кровеносных сосудов, мочевого пузыря, у жен­щин – матки и т. д.

2. Твор­чес­кая функция двигательной активности. Двигательная активность является ведущим фактором онтогенеза, т. е. ин­ди­ви­ду­аль­но­го развития человека с мо­мен­та зарождения до конца жизни.

Согласно теории, развиваемой И. А. Ар­шавским, в ос­но­ве механизмов развития лежит двигательная активность. На всех этапах жизнедеятельности она выступает ведущим фактором индивидуального развития человека. Это так называемое «энергетическое правило скелетных мышц». Сущность его заключается в том, что особенности энергетических процессов в раз­лич­ные возрастные периоды онтогенеза находятся в за­ви­си­мос­ти от развития скелетной мускулатуры. Согласно этой теории, чем лучше развита скелетная мускулатура, тем выше общий энергообмен в ор­га­низ­ме, а сле­до­ва­тель­но, выше его адаптационные возможности.

И. А. Ар­шавский утверждает, что для интенсивного развития и жиз­не­де­ятель­нос­ти организма на оптимальном уровне необходимо сочетание трех факторов – систематическое применение в уме­рен­ных дозах физических упражнений, холодовых воздействий и ги­пок­сии. Все эти три фактора действуют через общий биохимический механизм.

3. Тре­ни­ру­ющая функция двигательной активности. Систематическая умеренная физическая нагрузка является эффективным тренирующим фактором, вызывающим благоприятные биохимические, структурные и функцио­наль­ные изменения в ор­га­низ­ме. Благодаря этим изменениям организм становится более жизнестойким и здо­ро­вым. Повышается не только физическая, но и умствен­ная работоспособность, а так­же устойчивость к бо­лез­ням и стрес­со­вым ситуациям.

Установлено, что оптимальным для тренирующих влияний физических нагрузок является возраст от 7 до 14 лет, когда наиболее интенсивно формируются основные звенья двигательной системы и дви­га­тель­ные качества. Большими потенциальными возможностями для совершенствования двигательной системы обладает подростковый возраст. Это подтверждается большими достижениями подростков в раз­лич­ных видах спорта, таких, как художественная и спор­тив­ная гимнастика, фигурное катание. Высокие результаты достигаются подростками также в тан­цах, балете, цирковом искусстве. Вместе с тем, следует учитывать и то, что этот возраст характеризуется интенсивными морфофункциональными перестройками организма, связанными с по­ло­вым созреванием. Систематическими физическими упражнениями достигается не только физическое совершенство, но и ус­тойчи­вая согласованность работы всех внутренних органов. Более того, физическая тренированность положительно отражается на работе нервной системы и со­вер­шенство­ва­нии психических процессов (И. П. Пав­лов).

Таким образом, физическая тренировка оказывает многостороннее влияние на организм, способствуя гармоническому развитию личности и фор­ми­ро­ва­нию здоровья.

4. Сти­му­ли­ру­ющая функция двигательной активности. Наши мышцы – настоящий генератор биотоков, которые являются самыми главными раздражителями мозга. Биотоки рождаются в ра­бо­та­ющих мышцах и устрем­ля­ют­ся в го­лов­ной мозг по так называемому механизму обратной связи. Эти биотоки называют проприоцептивной афферентацией, т. е. мы­шеч­ной чувствительностью. Чем интенсивнее поток нервных импульсов, тем интенсивнее стимулируется головной мозг, особенно кора больших полушарий.

А. Н. Ле­онть­ев показал тесную связь речевой функции с дви­га­тель­ной активностью в пе­ри­од раннего детства. Особенно это касается тонкокоординационных движений пальцев рук. Развивая у де­тей мелкую моторику, можно ускорить формирование речевых навыков.

5. За­щит­ная функция двигательной активности. Авиценна в сво­их работах писал: «Ни одно лекарство не может заменить движение. Движение заменяет все виды лекарств».

Нельзя не согласиться с этим древним изречением, ибо двигательная активность оказывает многостороннее благоприятное действие на организм человека и не­ред­ко является единственным средством, побеждающим болезни и преж­дев­ре­мен­ное старение.

«Секрет» такого «волшебства» физических упражнений заключается в сле­ду­ющем. Во-пер­вых, физические упражнения способствуют выработке в ор­га­низ­ме особых биологически активных веществ, которые подавляют активность болезнетворных начал. Во-вто­рых, физические упражнения содействуют саморегуляции всех жизненных процессов и та­ким образом «исправляют» дефекты, связанные с той или иной болезнью. В-третьих, физические упражнения, переводя энергообмен на более мобильный уровень, способствуют стрессоустойчивости организма к раз­лич­ным неблагоприятным факторам.