logo search
Ивойлов учебник

Врачебный контроль

Врачебно-медицинский контроль за юными спортсменами осуществляется в процессе всего периода занятий спортом. Город­ские и республиканские врачебно-физкультурные диспансеры про­водят регулярные осмотры учащихся и ведут учет состояния их здо­ровья и физического развития. На каждого спортсмена заводится специальная карточка, куда вносятся данные очередного меди­цинского осмотра.

4 Подробно см. в кн.: X. Б у б э, Г. Ф э к, X. Ш т ю б л е р, Ф. Т р о г ш. Тесты в спортивной практике. М., 1968 (перевод с немецк.).

26

Кратко остановимся на существующих в настоящее время функциональных пробах, применяемых для определения сдвигов в деятельности сердечно-сосудистой системы под влиянием дози­рованных нагрузок.

Проба Котова — Дешина — трехминутный бег для мужчин и двухминутный для женщин и юношей — выполняется в темпе 180 шагов в минуту. Восстановление исследуется в течение пяти минут.

Проба Летунова, являясь комбинированной, состоит из трех нагрузок: 1) 20 приседаний за 30 секунд (разминка) с последую­щим отдыхом в течение трех минут, 2) 15-секундного бега в мак­симально быстром темпе (скоростная нагрузка) с последующим четырехминутным отдыхом и 3) трехминутного бега (нагрузка на выносливость), после чего следует пять минут отдыха,

Для норматонической реакции сердечно-сосудистой системы характерно следующее: пульс учащается равномерно, максималь­ное артериальное давление повышается, минимальное — снижает­ся или остается без изменений. Восстановительный период продол­жается 3—5 минут. Чем короче этот период, тем лучше спортсмен справляется с функциональной пробой, тем лучше состояние его тренированности.

Гипертоническая реакция характеризуется значительным уча­щением пульса (в 2—2,5 раза) и резким повышением максималь­ного артериального давления (170—200 мм), а также повышением минимального давления при длительном восстановительном перио­де. Эта реакция является одним из признаков перенапряжения и перетренированности.

Очень важно для здоровья занимающихся знать, как скоро после перенесенного заболевания они могут принимать участие в соревнованиях и учебно-тренировочном процессе. Ниже приводят­ся ориентировочные сроки начала учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях после выздоровления (см. табл. 2).

Таблица 2

САМОКОНТРОЛЬ ЮНОГО ВОЛЕЙБОЛИСТА 5

Наряду с данными врачебного контроля и диспансеризацией самоконтроль юного спортсмена имеет большое значение для опти­мизации учебно-тренировочного процесса, установления величины выполняемых нагрузок, достижения и сохранения спортивной фор­мы. При этом самоконтроль осуществляется в двух взаимосвязан­ных направлениях: во-первых, фиксируются показатели функ­ционального состояния организма и, во-вторых, определяется специальная физическая и техническая подготовленность юного спортсмена.

Для получения представления о сдвигах, наступивших в функ­циональном состоянии организма, необходимо сопоставлять по­казатели сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем с величиной и характером тренировочных на­грузок.

В данном случае особое значение приобретают адаптационные свойства этих систем, обусловливающие как величину сдвигов функ­циональных изменений организма, так и характер протекания вос­становительных процессов.

Если к последующей тренировке показатели функционального состояния приходят к норме, значит повторная тренировочная на­грузка будет приходиться на фазу восстановления или сверхвосста­новления, и работоспособность юного спортсмена сможет повы­шаться. В том случае, когда повторная нагрузка приходится на фазу недовосстановления, целесообразно снизить объем и интен­сивность упражнений или заменить тренировку активным отдыхом. В противном случае утомление от предшествующей тренировки мо­жет суммироваться с утомлением, полученным от новой нагрузки, что в свою очередь приводит к явлениям перетренировки.

Поэтому чрезвычайно важным является повседневный само­контроль спортсмена, позволяющий получать оперативную инфор­мацию о состоянии организма и в соответствии с этим строить по­вседневные тренировочные занятия.

Для самоконтроля за функциональным состоянием юному во­лейболисту целесообразно снимать следующие показатели: частоту сердечных сокращений (ЧСС), жизненную емкость легких (ЖЕЛ'), точность определения интервалов времени (по ручному секундоме­ру) и точность днфференцировки мышечных усилий (по ручному динамометру).

Кроме того, при наличии хронорефлексомстра6(любых кон­струкций) следует измерять латентное время простых и сложных зрительно-двигательных реакций, удлинение которого свидетельст­вует о наступающем утомлении.

5 Вопросы самоконтроля юных волейболистов описываются в учебнике приме­нительно к юношам и девушкам старшего возраста, входящим в состав сборных команд.

6 Прибор, регистрирующий время зрительно-двигательных реакций чело­века.

28

Следует также следить за динамикой своего веса.

Частота сердечных сокращений измеряется пальпаторно по частоте пульса. Эту процедуру спортсмен производит лежа в посте­ли, сразу после сна, ежедневно в одно и то же время. Кроме того, ЧСС фиксируется сразу после тренировки.

Жизненная емкость легких измеряется на спирометре перед зарядкой одновременно со взвешиванием.

Определение точности временных интервалов и мышечной дифференцировки осуществляется утром после сна и по окончании тре­нировочных нагрузок. Снятие этих показателей заключается в следующем: вначале у юноши вырабатывается стереотип на вре­менной интервал в 10 секунд, затем дается задание включить се­кундомер и остановить его ровно через этот отрезок времени. От­клонение в ту или другую сторону означает нарушение стереотипа, что, в частности, может произойти из-за наступающего утомления или чрезмерного возбуждения. Данный показатель является очень важным для волейболиста, которому в процессе игры постоянно приходится точно по времени рассчитывать свои действия.

Для точности дифференцировки мышечных усилий вначале также вырабатывается стереотип при сжатии кистевого динамомет­ра (например, на 15 или 20 кг). Отклонение от стереотипа означает нарушение деятельности нервно-мышечного аппарата и разбалансировку процессов возбуждения и торможения в центральной нерв­ной системе, что также может явиться причиной утомления спорт­смена.

Несмотря на большое значение данных о функциональном со­стоянии спортсмена их может быть явно недостаточно для оценки специальной тренированности волейболиста. В данном случае не­обходимо применять специальные тесты, показывающие уровень специфических для волейбола двигательных качеств и спортивной техники. К таким тестам можно отнести: критерий экономичности при прыжках в высоту (по В. М. Дьячкову), критерий точности при выполнения техники верхних передач в мишень, тест на выносли­вость при непрерывных, многократных прыжках с места с доставанием высоты 2м 10 см для девушек и 2 м 30 см для юношей.

W

Критерий экономичности определяется по формуле Х = -----------

Н'

где W—имеющийся у спортсмена двигательный потенциал (напри­мер, показатель силы разгибания нижних конечностей, измеряемый по методике Коробкова — Черняева) и H — расчетный спортивный показатель (в данном случае замер отрыва ОЦТ по методике Абалакова7). Чем ниже искомая величина, тем выше экономичность, тем техничнее спортсмен.

7 Методика определения высоты отрыва ОЦТ по Абалакову заключается в следующем: на уровне пояса спортсмена крепится сантиметровая лента, другой конец пропускается через специальную площадку, прикрепленную к поверхности. После замера высоты ОЦТ волейболиста, привставшего на носки, последний отхо­дит назад, разбегается и прыгает. Вычитая из второго показателя первый, получа­ем высоту отрыва ОЦТ волейболиста.

29

Измерения высоты прыжка берутся по среднему показателю суммы трех попыток. Снимать этот показатель лучше всего в конце зарядки и после тренировочной нагрузки.

Прирост прыжка или его стабилизация на высоком уровне ха­рактеризуют повышение тренированности волейболиста, а снижение свидетельствует о наступающем утомлении.

Критерий точности движений при выполнении техники верхних передач в мишень диаметром 50 мм определяется отношением коли­чества попаданий к общему числу попыток. При этом упражнение (тест) выполняется с расстояний 1,5—3,0 и 4,5 метра от мишени; с каждого расстояния производится по 10 передач мяча.

Тест на выносливость заключается в многократных непрерыв­ных прыжках-подскоках с места с доставанием двумя руками ниж­него края баскетбольного щита или подвешенного на этой высоте ограничителя. Данный тест лучше всего выполнять в специально от­веденное для этого время, за час до утренней или вечерней трени­ровки. Применять его следует не чаще одного раза в микроцикле.

Снижение или увеличение числа попыток соответственно пока­зывает ухудшение или улучшение специальной работоспособности юного волейболиста — его скоростно-силовой выносливости.

Для того чтобы наглядно представлять динамику изменений как показателей функционального состояния волейболиста, так и пока­зателей уровня развития его двигательных качеств и спортивной техники, необходимо все данные записывать графически в дневни­ке спортсмена. (Пример составления такого графика показан на рис. 4.) В дневнике, кроме этих показателей, можно фиксировать самочувствие, характер нагрузок, впечатления от проведенных тре­нировок и т. д.

Подобные записи, наряду с данными врачебного контроля, по­могут юному спортсмену и тренеру в процессе тренировки находить оптимальные пути к достижению наивысшей спортивной формы и ее сохранению.