logo
Ивойлов учебник

Техника группового блокирования

Техника блокирования двумя иди тремя игроками предпола­гает прежде всего согласованность их действий. Для этой цели и введено понятие основного и вспомогательного блокирующих иг­роков.

Основной блокирующий игрок определяет, какой характер в той или иной ситуации должно носить блокирование: либо это будет

зонный, либо «ловящий» блок. Функции вспомогательного блоки­рующего состоят в том, чтобы в последний момент, когда определи­лись действия основного игрока, вплотную присоединить свои руки к его рукам. В связи с этим техника выполнения движений в безо­порной фазе у вспомогательного игрока несколько изменяется. Это вызвано тем, что вспомогательный блокирующий, для того чтобы не столкнуться с основным игроком, вынужден прыгать на некотором расстоянии от него и затем в безопорной фазе, вытягивая руки, дол­жен присоединять их к рукам партнера (рис. 46). Таким же обра­зом выполняется техника блокирования третьим игроком при трой­ном блоке (рис.47).

Отдельно следует рассмотреть технику движения рук при их переносе через сетку блокирующими игроками. Как показывают

76

наблюдения, перенос рук через сетку дает, как правило, эффект в тех случаях, когда передача для удара производится близко к сет­ке. Если же удар нанесен с далекого расстояния, то переносить руки на сторону противника не всегда целесообразно, так как, во-первых, мяч может удариться о фаланги пальцев и травмировать их и, во-вторых, может попасть в тыльную часть кистей рук и, дале­ко и высоко отскочив, стать недосягаемым для игроков задней линии.

Поэтому техника движения рук блокирующих при ударах с дальних передач характеризуется тыльным сгибанием кистей в лучезапястных суставах.

При ударах с близких к сетке передач на сторону противника переносятся не только кисти рук, но и часть предплечий.

Во время ударного движения кисти рук не находятся в непо­движном положении, а для увеличения силы отскока делают встреч­ное движение к мячу. При такой постановке блока мяч приобретает большую скорость и под большим углом отражения ударяется о площадку.

Важную роль играет правильное расположение рук при ударах с различных передач и зон площадки. Так, например, для того что­бы сблокировать удар с близкой к сетке передачи, достаточно рас­положить руки напротив мяча. Если же передача несколько отдале­на от сетки, то такой постановкой рук можно нейтрализовать цен­тральное направление удара, а направления между зонами 4 и 5 или / и2при этом остаются открытыми. Поэтому для блокирова­ния удара с этих направлений волейболист должен сместить руки вправо или влево в зависимости от того, какое направление он хо­чет нейтрализовать.

Весьма своеобразным является расположение рук при блоки­ровании ударов, выполняемых с передач, направленных на край сетки. В таких случаях, для того чтобы мяч не отскочил от рук блокирующего за пределы площадки, одна из рук (крайняя справа или слева, соответственно при атаках из зоны 2или4)супиниру-ется и прикрывает направление отскока мяча в аут. При этом угол отражения мяча направлен в площадку противника.

Техника блокирования, в частности стойка и исходное положе­ние, могут быть в значительной мере. видоизменены в игре высоко­рослых игроков. Например, некоторые игроки высокого роста, ко­торым не нужно высоко прыгать при блокировании, не совершают махового движения рук при отталкивании от опоры. При этом их руки подняты вверх, взгляд сконцентрирован на полете мяча и дей­ствиях передающих игроков противника. Даже перемещения по площадке такие игроки выполняют с поднятыми вверх руками.

Такая структура движений, в которой почти отсутствуют под­готовительные действия и большие физические усилия, необходи­мые для высокого отрыва ОЦТ, является более надежной, так как позволяет блокирующему все внимание сконцентрировать на дейст­виях команды противника и по кратчайшему пути выставить свои Руки над сеткой. При этом такой спортсмен может, не уставая, ста-

вить повторный блок, быстро перемещаясь вдоль сетки в любую зону площадки. Вот почему высокорослому волейболисту всегда отводится место центрального (основного) блокирующего на перед­ней линии.

ПОДАЧИ

Классификация подач дана на схеме 8. Схема 8

Если у новичков подача является лишь средством введения мя­ча в игру, то для спортсменов высокой квалификации она служит способом атаки.

Техника подач состоит из исходного положения и трех последо­вательных фаз движения.

В исходном положении волейболист принимает позу, удобную для последующих действий. Перваяфаза начинается с момента подбрасывания мяча и заканчивается оптимальным отведением ру­ки на замах.Втораярабочая фаза — удар по мячу.Третья,заклю­чительная фаза, являясь последействием, состоит в переносе веса тела на впереди стоящую ногу и сопровождающем движении руки за мячом.

В настоящее время нижние прямые и боковые подачи применя­ются только в игре новичков. В спортивном волейболе используют­ся главным образом верхние прямые и боковые подачи с планиру­ющей траекторией полета мяча, реже — силовые прямые и боковые подачи.

Техника планирующих подач, несмотря на кажущееся сходство с одноименными силовыми подачами, имеет значительное своеобра­зие в динамической и кинематической структурах движения и тра­екториях полета мяча.

По данным современных исследований, «чистый» выигрыш от подач составляет 7—10%, при этом затруднение в приеме мяча с подачи имеет место в 35—60% случаев.

78

Изучение биомеханических особенностей техники верхних по­дач у ведущих спортсменов с помощью рапидной киносъемки (700 кадров в секунду) показывает, что контакт ударяющей руки с мячом длится в течение 0,012—0,02 с, а перемещение системы «ру­ка — мяч» за время данного контакта в направлении удара состав­ляет 10—20 см. Из-за кратковременности ударного движения кор­рекция в данном случае полностью исключена.

При подаче мяча имеется предварительная программная уста­новка, которая носит двоякий характер, связанный либо с выполне­нием удара в дальнюю часть площадки, либо в ее ближнюю часть. В первом случае наблюдается большая амплитуда сопровождающе­го движения, а во втором — предударное притормаживание руки.