Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
Основные понятия ............…………………………………………………………………….... 32
Стойки игрока ..........………………………………………………………………………...... 35
Перемещения ...........……………………………………………………………………………......... 36
Исходные положения ..…………………………………………………………………........... 38
Прием и передача мяча .…………………………………………………………………............. 39
Нападающие удары ......……………………………………………………………………......... 61
Блокирование ............…………………………………………………………………………..... 71
Подачи ..............……………………………………………………………………………..... 78
Глава V. Тактика игры .......……………………………………………………………......... 84
Основы тактики ...........………………………………………………………………………...... 84
Средства тактики ........………………………………………………………………………....... 86
Тактические системы нападения ………………………………………………………….......... 113
Тактические системы защиты .....……………………………………………………………...... 118
Глава VI. Методика обучения .......…………………………………………………………........ 120
Основы методики обучения ........…………………………………………………………….... 120
Общая физическая подготовка ....…………………………………………………………...... 121
Специальная физическая подготовка ..……………………………………………………....... 122
Методика обучения технике .....…………………………………………………………....... 131
Методика обучения тактике .......……………………………………………………………...... 147
Глава VII. Методика спортивной тренировки ...…………………………………………....... 154
Общие основы спортивной тренировки волейболиста ……………………………………….. 154
Виды спортивной подготовки ...……………………………………………………………....... 160
Техническая и специальная физическая подготовка ………………………………………….. 165
Тактическая подготовка ..........………………………………………………………………... 172
Глава VIII. Особенности методики подготовки
команд высокой квалификации ....……………………………………………………...............182
Организация работы .......…………………………………………………………………........ 182
Руководство командой .....…………………………………………………………………........ 182
Литература ...............…………………………………………………………………………...... 190
3
А. Ивойлов
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей советской системы физического воспитания является воспитание всесторонне развитых людей, активных строителей коммунистического общества.
Среди многообразных средств физического воспитания значительное место занимает волейбол. Сравнительная простота оборудования и несложность правил способствовали быстрому распространению этой игры во всех уголках нашей страны. Волейбол завоевывает все большую популярность среди широких масс трудящихся благодаря увлекательности, эмоциональности и доступности. Он культивируется в школах, средних специальных и высших учебных заведениях, в производственных коллективах, в Советской Армии и Флоте.
Волейболом в СССР занимается 7 миллионов человек. Еще в довоенное время игра приобрела подлинно спортивный, атлетический характер. В послевоенные годы советские спортсмены, демонстрируя качества, присущие отечественной школе волейбола, занимают лидирующее положение среди волейболистов мира.
Широкое внедрение волейбола в практику физкультурного движения требует своевременной подготовки квалифицированных специалистов, способных проводить учебно-воспитательную работу с различными контингентами учащихся. Поэтому возникает необходимость углубленного изучения волейбола как учебной дисциплины не только в институтах физической культуры, но и на факультетах физического воспитания педагогических вузов.
Современная теория игры, базирующаяся на общих основах теории и методики физического воспитания, имеет и свои специфические особенности.
Теория волейбола рассматривает вопросы, касающиеся истории и содержания волейбола, а также его места и значения в советской системе физического воспитания. Предметом теории является также спортивная техника и тактика игры, планирование процесса обучения и спортивной тренировки, осуществление педагогического контроля за этим процессом.
Методика преподавания волейбола, являясь частью методики физического воспитания, занимается постановкой частных конкретных дидактических задач применительно к волейболу, а также поэтапным применением средств и методов для решения этих задач в процессе подготовки волейболистов.
4
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература