Врачебный контроль
Врачебно-медицинский контроль за юными спортсменами осуществляется в процессе всего периода занятий спортом. Городские и республиканские врачебно-физкультурные диспансеры проводят регулярные осмотры учащихся и ведут учет состояния их здоровья и физического развития. На каждого спортсмена заводится специальная карточка, куда вносятся данные очередного медицинского осмотра.
4 Подробно см. в кн.: X. Б у б э, Г. Ф э к, X. Ш т ю б л е р, Ф. Т р о г ш. Тесты в спортивной практике. М., 1968 (перевод с немецк.).
26
Кратко остановимся на существующих в настоящее время функциональных пробах, применяемых для определения сдвигов в деятельности сердечно-сосудистой системы под влиянием дозированных нагрузок.
Проба Котова — Дешина — трехминутный бег для мужчин и двухминутный для женщин и юношей — выполняется в темпе 180 шагов в минуту. Восстановление исследуется в течение пяти минут.
Проба Летунова, являясь комбинированной, состоит из трех нагрузок: 1) 20 приседаний за 30 секунд (разминка) с последующим отдыхом в течение трех минут, 2) 15-секундного бега в максимально быстром темпе (скоростная нагрузка) с последующим четырехминутным отдыхом и 3) трехминутного бега (нагрузка на выносливость), после чего следует пять минут отдыха,
Для норматонической реакции сердечно-сосудистой системы характерно следующее: пульс учащается равномерно, максимальное артериальное давление повышается, минимальное — снижается или остается без изменений. Восстановительный период продолжается 3—5 минут. Чем короче этот период, тем лучше спортсмен справляется с функциональной пробой, тем лучше состояние его тренированности.
Гипертоническая реакция характеризуется значительным учащением пульса (в 2—2,5 раза) и резким повышением максимального артериального давления (170—200 мм), а также повышением минимального давления при длительном восстановительном периоде. Эта реакция является одним из признаков перенапряжения и перетренированности.
Очень важно для здоровья занимающихся знать, как скоро после перенесенного заболевания они могут принимать участие в соревнованиях и учебно-тренировочном процессе. Ниже приводятся ориентировочные сроки начала учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях после выздоровления (см. табл. 2).
Таблица 2
САМОКОНТРОЛЬ ЮНОГО ВОЛЕЙБОЛИСТА 5
Наряду с данными врачебного контроля и диспансеризацией самоконтроль юного спортсмена имеет большое значение для оптимизации учебно-тренировочного процесса, установления величины выполняемых нагрузок, достижения и сохранения спортивной формы. При этом самоконтроль осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: во-первых, фиксируются показатели функционального состояния организма и, во-вторых, определяется специальная физическая и техническая подготовленность юного спортсмена.
Для получения представления о сдвигах, наступивших в функциональном состоянии организма, необходимо сопоставлять показатели сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем с величиной и характером тренировочных нагрузок.
В данном случае особое значение приобретают адаптационные свойства этих систем, обусловливающие как величину сдвигов функциональных изменений организма, так и характер протекания восстановительных процессов.
Если к последующей тренировке показатели функционального состояния приходят к норме, значит повторная тренировочная нагрузка будет приходиться на фазу восстановления или сверхвосстановления, и работоспособность юного спортсмена сможет повышаться. В том случае, когда повторная нагрузка приходится на фазу недовосстановления, целесообразно снизить объем и интенсивность упражнений или заменить тренировку активным отдыхом. В противном случае утомление от предшествующей тренировки может суммироваться с утомлением, полученным от новой нагрузки, что в свою очередь приводит к явлениям перетренировки.
Поэтому чрезвычайно важным является повседневный самоконтроль спортсмена, позволяющий получать оперативную информацию о состоянии организма и в соответствии с этим строить повседневные тренировочные занятия.
Для самоконтроля за функциональным состоянием юному волейболисту целесообразно снимать следующие показатели: частоту сердечных сокращений (ЧСС), жизненную емкость легких (ЖЕЛ'), точность определения интервалов времени (по ручному секундомеру) и точность днфференцировки мышечных усилий (по ручному динамометру).
Кроме того, при наличии хронорефлексомстра6(любых конструкций) следует измерять латентное время простых и сложных зрительно-двигательных реакций, удлинение которого свидетельствует о наступающем утомлении.
5 Вопросы самоконтроля юных волейболистов описываются в учебнике применительно к юношам и девушкам старшего возраста, входящим в состав сборных команд.
6 Прибор, регистрирующий время зрительно-двигательных реакций человека.
28
Следует также следить за динамикой своего веса.
Частота сердечных сокращений измеряется пальпаторно по частоте пульса. Эту процедуру спортсмен производит лежа в постели, сразу после сна, ежедневно в одно и то же время. Кроме того, ЧСС фиксируется сразу после тренировки.
Жизненная емкость легких измеряется на спирометре перед зарядкой одновременно со взвешиванием.
Определение точности временных интервалов и мышечной дифференцировки осуществляется утром после сна и по окончании тренировочных нагрузок. Снятие этих показателей заключается в следующем: вначале у юноши вырабатывается стереотип на временной интервал в 10 секунд, затем дается задание включить секундомер и остановить его ровно через этот отрезок времени. Отклонение в ту или другую сторону означает нарушение стереотипа, что, в частности, может произойти из-за наступающего утомления или чрезмерного возбуждения. Данный показатель является очень важным для волейболиста, которому в процессе игры постоянно приходится точно по времени рассчитывать свои действия.
Для точности дифференцировки мышечных усилий вначале также вырабатывается стереотип при сжатии кистевого динамометра (например, на 15 или 20 кг). Отклонение от стереотипа означает нарушение деятельности нервно-мышечного аппарата и разбалансировку процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что также может явиться причиной утомления спортсмена.
Несмотря на большое значение данных о функциональном состоянии спортсмена их может быть явно недостаточно для оценки специальной тренированности волейболиста. В данном случае необходимо применять специальные тесты, показывающие уровень специфических для волейбола двигательных качеств и спортивной техники. К таким тестам можно отнести: критерий экономичности при прыжках в высоту (по В. М. Дьячкову), критерий точности при выполнения техники верхних передач в мишень, тест на выносливость при непрерывных, многократных прыжках с места с доставанием высоты 2м 10 см для девушек и 2 м 30 см для юношей.
W
Критерий экономичности определяется по формуле Х = -----------
Н'
где W—имеющийся у спортсмена двигательный потенциал (например, показатель силы разгибания нижних конечностей, измеряемый по методике Коробкова — Черняева) и H — расчетный спортивный показатель (в данном случае замер отрыва ОЦТ по методике Абалакова7). Чем ниже искомая величина, тем выше экономичность, тем техничнее спортсмен.
7 Методика определения высоты отрыва ОЦТ по Абалакову заключается в следующем: на уровне пояса спортсмена крепится сантиметровая лента, другой конец пропускается через специальную площадку, прикрепленную к поверхности. После замера высоты ОЦТ волейболиста, привставшего на носки, последний отходит назад, разбегается и прыгает. Вычитая из второго показателя первый, получаем высоту отрыва ОЦТ волейболиста.
29
Измерения высоты прыжка берутся по среднему показателю суммы трех попыток. Снимать этот показатель лучше всего в конце зарядки и после тренировочной нагрузки.
Прирост прыжка или его стабилизация на высоком уровне характеризуют повышение тренированности волейболиста, а снижение свидетельствует о наступающем утомлении.
Критерий точности движений при выполнении техники верхних передач в мишень диаметром 50 мм определяется отношением количества попаданий к общему числу попыток. При этом упражнение (тест) выполняется с расстояний 1,5—3,0 и 4,5 метра от мишени; с каждого расстояния производится по 10 передач мяча.
Тест на выносливость заключается в многократных непрерывных прыжках-подскоках с места с доставанием двумя руками нижнего края баскетбольного щита или подвешенного на этой высоте ограничителя. Данный тест лучше всего выполнять в специально отведенное для этого время, за час до утренней или вечерней тренировки. Применять его следует не чаще одного раза в микроцикле.
Снижение или увеличение числа попыток соответственно показывает ухудшение или улучшение специальной работоспособности юного волейболиста — его скоростно-силовой выносливости.
Для того чтобы наглядно представлять динамику изменений как показателей функционального состояния волейболиста, так и показателей уровня развития его двигательных качеств и спортивной техники, необходимо все данные записывать графически в дневнике спортсмена. (Пример составления такого графика показан на рис. 4.) В дневнике, кроме этих показателей, можно фиксировать самочувствие, характер нагрузок, впечатления от проведенных тренировок и т. д.
Подобные записи, наряду с данными врачебного контроля, помогут юному спортсмену и тренеру в процессе тренировки находить оптимальные пути к достижению наивысшей спортивной формы и ее сохранению.
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература