logo
Ивойлов учебник

Методика разучивания техники блокирования

Задача. Создать представление о правильной технике блокиро­вания.

Средства и методы. Объяснение тренера с синхронным показом техники блокирования одним из игроков, владеющих ею. Просмотр игр с участием ведущих команд. Выполнение подготовительных и подводящих упражнений. Овладение техникой блокирования в об­легченных условиях, сопровождающееся указаниями тренера.

Учебный материал.

Упр. 1.Имитация блокирования у сетки, натянутой веревки, стенки и т. д. (Прыжок выполняется с места.)

Упр. 2.То же после перемещения вправо и влево на один-два-три и более приставных шага.

Упр. 3.Блокирующие и нападающие игроки стоят на возвыше­ниях по обе стороны сетки. Нападающие производят удары, бло­кирующие блокируют; вспомогательные игроки, находящиеся на площадке позади своих партнеров, подают мячи. После 15—20 по­пыток волейболисты меняются заданиями.

Упр. 4.То же, но нападающие выполняют удар в прыжке, сами себе подбрасывая мячи; блокирующие игроки находятся на возвы­шении.

Упр. 5.То же, но блокирование выполняется после прыжка.

Упр. 6.Групповое блокирование нападающих ударов с переме­щением одного из партнеров вправо или влево на один-два пристав­ных шага.

145

Методические указания.После усвоения блокирования ударов, следующих в заранее известное направление, необходимо научить спортсменов выполнять блок в соответствии с изменяющимся на­правлением полета мяча от нападающего удара. Для этого нужно научить игроков наблюдать, находясь в опорном и бсзопорном по­ложении, за действиями нападающих. Для этой цели в подготови­тельной части урока используются различные зрительные сигналы, в соответствии с которыми обучающиеся в безопорном положении перемещают руки вправо и влево. Например, тренер, стоя на возвы­шении около сетки, поднимает правую руку, поворачивая кисть то вправо, то влево. На другой стороне площадки блокирующие игро­ки соответственно переводят руки.

Упражнения для развития прыгучести, прыжковой ловкости и выносливости, необходимые для блокирования, приводятся в разд. «Развитие физических качеств волейболиста».

Методика разучивания техники подачи

Приведенные задачи, средства, методы, учебный материал и методические указания в равной степени относятся к обучению всем способам подачи.

Задача. Научить правильному исходному положению перед по­дачей, точному подбрасыванию мяча и ударному движению.

Средства и методы. Объяснение и показ структуры движений, характерных для изучаемого способа техники. Выполнение подво­дящих и специальных упражнений, сопровождающихся синхронны­ми указаниями тренера.

Учебный материал.

Упр. 1.Принятие исходного положения, контроль за правиль­ностью расположения ног, туловища и рук.

Методические указания.Левая рука с мячом должна находить­ся на уровне лица; правая, согнутая в локтевом суставе, поднята и отведена в положение замаха, взгляд игрока сосредоточен на мяче.

Упр. 2.Многократное подбрасывание мяча из исходного по­ложения.

Методические указания.Необходимо следить за тем, чтобы мяч подбрасывался вертикально на 50—60 см напротив правой руки.

Упр. 3.Выполнить ударное движение по подброшенному и под­держиваемому ладонью левой руки мячу.

Упр. 4.Выполнить подачу (индивидуально), стоя на расстоянии 7—8 м от стены.

Методические указания.Необходимо следить за правильным углом вылета мяча после подачи и за остановкой руки в после­ударном движении. Важно добиваться планирующей траектории полета мяча.

Упр. 5.Выполнить подачу (индивидуально), стоя на расстоянии 9—10 м от стены.

Упр. 6.Выполнить подачу (индивидуально) из-за лицевой ли­нии через сетку.

146