logo
Ивойлов учебник

Групповые упражнения для совершенство­вания защиты от нападающих ударов

В связи с введение новых правил, разрешающих три касания, не считая блокирования, групповые упражнения для совершен­ствования взаимодействия игроков задней и передней линий при переходе от защиты к нападению приобретают особое значение.

Упр. 1.Задание выполняется двумя подгруппами, состоящими из пяти человек каждая. На одной стороне площадки располага­ются два нападающих игрока (с двумя мячами) и один игрок (передающий) становится у сетки. На другой стороне защитник расположен в зоне1и вспомогательный игрок стоит у сетки.

Упражнение выполняется в такой последовательности:

а) нападающий игрок передает мяч партнеру, стоящему у сетки;

б) оттуда следует вторая передача;

в) нападающий разбегается и производит удар на защитника;

г) защитник принимает мяч и направляет его своему партнеру

175

(вспомогательному игроку, стоящему у сетки), который ловит мяч и бросает его нападающему;

д) второй нападающий готовится к атаке.

Методическое указание.В этом же упражнении необходимо менять место атаки и расположение защитника на противопо­ложной площадке.

Упр. 2.То же, но в упражнении участвуют два или три защит­ника.

Методические указания.В данном случае нападающие игро­ки, чтобы не мешать защитникам, смещаются ближе к сетке и про­изводят прыжки для ударов с укороченного разбега. В упражне­ниях такого типа число нападающих игроков в подгруппе можно увеличить до четырех. Количество мячей должно соответствовать числу нападающих.

Упр. 3.Упражнение проводится на несколько сниженной сетке. В каждой подгруппе четыре игрока: двое из них нападающие, один защитник и один вспомогательный. Нападающие по очереди сами подбрасывают себе мяч для удара и направляют его через сни­женную сетку на защитника, который старается принять мяч и передать его вспомогательному игроку, стоящему у сетки. Послед­ний возвращает мячи для повторения упражнения.

Упр. 4.Задание выполняют две подгруппы, в каждой из кото­рых по пять игроков. Поле разделено по всей длине пополам. Три волейболиста стоят на площадке Б, один — у сетки и два — на пло­щадке А.

На другой половине поля защитники второй подгруппы распо­лагаются на площадке А рядом с нападающими площадки Б, а на­падающие на площадке Б — рядом с защитниками площадки А. Такая расстановка подгрупп сделана для того, чтобы игроки, вы­полняя задание, не мешали друг другу.

Упражнение выполняется в следующей последовательности:

а) игрок площадки Б направляет мяч для удара своему парт­неру^

б) нападающий сделал разбег для удара и произвел удар на защитников площадки А. Один из защитников принял мяч и пере­дал его своему партнеру, стоящему под сеткой. В этот же момент нападающий площадки Б успел отойти от сетки;

в) игрок площадки А направил мяч по вертикальной траекто­рии на одного из волейболистов площадки Б для повторения упражнения.

Таким образом, игроки на одной стороне только обороняются, а на другой только атакуют.

Методические указания.

Нападающие могут проводить атаки не только с первой, но и со второй передачи. При ударах с первой передачи значительно увеличивается плотность упражнения.

В упражнение можно ввести меры поощрения и наказания. На­пример, нападающий игрок, допустивший несколько ошибок при простых передачах или ударах, переводится на сторону обороняющихся,

176

а игрок защиты, принявший трудные мячи лучше других, переходит на сторону нападающих. За частое повто­рение грубых ошибок волейболист может быть временно постав-•лен (в виде наказания) у сетки, то есть на место вспомогательного игрока.

Упр. 5.Аналогичное упражнение проводится на всей площад­ке. При этом на стороне обороняющейся команды может быть три или четыре игрока, один из которых (вспомогательный) распола­гается у сетки, а на сторону атакующих ставятся три игрока. Если волейболисты оба задания выполняют хорошо, то через какой-то промежуток времени они меняются сторонами и обязанностями.

Упр. 6.То же, что и в упр. 4 и 5, но обе команды-группы оборо­няются и нападают. Группы могут состоять из трех, четырех и пя­ти игроков, один из них (вспомогательный-передающий) должен находиться под сеткой. Однако если мяч от удара направлен сра­зу на удар, то следует проводить атаку с первой передачи.

Упр. 7.По три игрока составляют каждую команду-группу. Волейбольное поле по всей длине условно делится пополам. Упражнение начинается с подачи одного из игроков правой поло­вины поля площадки Айв другой подгруппе — одного из игроков правой половины площадки Б. Игроки в своих подгруппах разы­грывают мячи с подачи и производят нападающие удары на проти­воположную сторону, где действия волейболистов заключаются в приеме и розыгрыше мяча для ответных атакующих действий. Игра длится до тех пор, пока кто-либо из игроков не сделает ошибку. При этом он вводит мяч из-за лицевой линии подачей в игру, и упражнение продолжается. Игрок, допустивший три ошибки, ста­вится под сетку. Подсчет ошибок в подгруппах ведется волейбо­листами, расположенными под сеткой. Ошибки этих спортсменов не учитываются.

Методические указания.

1. В одну из подгрупп ставится только два человека (отсутст­вует игрок у сетки). В такой подгруппе волейболисты проводят атаки с первых передач и откидок, а не разыгрывают мяч через спортсмена, стоящего под сеткой, так как это делают игроки про­тивоположной группы. При этом повышается интерес занимаю­щихся.

2. Группы-команды выполняют задание по всей площадке.

3. В упражнение вводится блокирование.