logo
Ивойлов учебник

Воспитательная работа

Воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения является первостепенной задачей педагогических коллективов школ и ДЮСШ.

В воспитательной работе следует стремиться к решению об­щих задач коммунистического воспитания через специфику спор­тивной деятельности учащихся.

Воспитание коммунистической морали у юных спортсменов является одной из важнейших сторон воспитательной работы. Оно заключается в развитии у детей коммунистического мировоззрения, нравственных убеждений и понятий, способности правильно оцени­вать личные поступки и общественные отношения. При этом важное значение имеет воспитание юных спортсменов в духе тру­долюбия, коллективизма, дружбы и патриотизма. Эти качества побуждают учащихся преодолевать трудности на занятиях и сорев­нованиях, в учебе и быту.

В условиях занятий спортом учащимся, кроме общих черт ком­мунистической нравственности, прививаются навыки спортивной дисциплины, поведения на тренировках и соревнованиях.

Для воспитания трудолюбия у юных спортсменов необходимо привлекать их к труду и общественно полезной деятельности, на­пример к ремонту и изготовлению спортивного инвентаря и обо­рудования, строительству и обслуживанию спортивных площадок и специальных волейбольных городков.

Необходимо осуществлять постоянный контроль за своими вос­питанниками не только на тренировках и соревнованиях, но и ин­тересоваться их поведением в школьном коллективе и семье.

Периодически нужно проверять успеваемость юных спортсме­нов. Не следует сразу лишать возможности заниматься спортом ученика, получившего неудовлетворительную оценку. Полезно пре­дупредить его, что в дальнейшем в случае плохой учебы он будет отстранен от тренировок.

Систематические занятия спортом и участие юных волейболи­стов в соревнованиях благотворно сказывается на их дисциплини­рованности, собранности.

Четкий распорядок дня помогает занимающимся правильно распределять время между учебой, тренировками и досугом, учит ценить время.

Для воспитания этих качеств большое значение имеет подтя­нутость и дисциплинированность самого педагога (тренера). Чет­кое начало занятий, эмоциональное проведение основной части уро­ка и своевременное его окончание, неукоснительное выполнение

21

занимающимися всех заданий и упражнений способствует воспита­нию у юных волейболистов воли и дисциплинированности.

Как известно, волевые качества личности формируются в про­цессе преодоления трудностей и препятствий, возникающих, в част­ности, на занятиях спортом. Поэтому основные предпосылки для развития этого важного качества должны создаваться в детском и юношеском возрасте, когда идет интенсивное становление лично­сти подростка в семье и школе.

В процессе занятий спортом нужно учитывать свойственное подросткам и юношам стремление к самоусовершенствованию и в связи с этим своевременно развивать у них потребность к самовос­питанию воли.

Конкретное выражение волевых качеств у юных волейболи­стов проявляется в виде целеустремленности, настойчивости в до­стижении цели, решительности, смелости, активности действий и т. д. Развитие волевых качеств у спортсмена обусловливается своеобразными условиями его деятельности в процессе тренировок и соревнований. Однако, как правило, волевые качества, форми­ровавшиеся в условиях какой-либо деятельности (в частности, спортивной), могут успешно переноситься и на другие сферы дея­тельности человека.

Воспитывая волю занимающихся на учебно-тренировочных за­нятиях и соревнованиях по волейболу, следует придерживаться определенных методических приемов.

1. В процессе занятий нужно постепенно усложнять условия тренировки, которые требовали бы прогрессирующего увеличения волевых усилий занимающихся.

2. Необходимо создавать неожиданные препятствия в процессе тренировки, что будет способствовать подготовке юных спортсме­нов к преодолению таких препятствий на соревнованиях.

3. Целесообразно воспитывать волевые усилия при выполнении различных упражнений на фоне развивающегося утомления.

4. Во время совершенствования техники и тактики игры следу­ет добиваться четкого выполнения всех упражнений. Для этого следует многократно совершать разучиваемые действия.

5. В круглогодичном тренировочном процессе необходимо вос­питывать волевые качества занимающихся посредством волевых команд, приказов тренера и воздействия всего коллектива.

6. Следует учитывать индивидуальные особенности детей при воспитании волевых качеств (тип высшей нервной деятельности, особенности черт характера, склонностей и способностей).

7. Важно использовать в тренировочных занятиях различные сбивающие факторы (неблагоприятные метеорологические усло­вия, шум, создание неожиданных ситуаций, выполнение упражне­ний при незначительных травмах и усталости).

Большое значение в воспитании дружного и сплоченного кол­лектива имеют экскурсии, туристические походы, проведение спор­тивных вечеров и спортивно-массовых мероприятий. Проведение таких мероприятий, с одной стороны, поможет тренеру лучше

22

узнать ребят, ознакомиться с их наклонностями и интересами, а с другой — будет способствовать дружбе коллектива, позволит ребя­там узнать характер и привычки друг друга.

Сплочению коллектива, дружбе во многом способствует непо­средственное участие в соревнованиях. Так, если одна из команд проводит официальную встречу, то участники остальных команд, присутствуя на соревнованиях, переживают за своих товарищей и оказывают им поддержку. Сплочение игрового коллектива являет­ся одной из основных предпосылок для успешного выступления во­лейбольной команды на соревнованиях.