Воспитательная работа
Воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения является первостепенной задачей педагогических коллективов школ и ДЮСШ.
В воспитательной работе следует стремиться к решению общих задач коммунистического воспитания через специфику спортивной деятельности учащихся.
Воспитание коммунистической морали у юных спортсменов является одной из важнейших сторон воспитательной работы. Оно заключается в развитии у детей коммунистического мировоззрения, нравственных убеждений и понятий, способности правильно оценивать личные поступки и общественные отношения. При этом важное значение имеет воспитание юных спортсменов в духе трудолюбия, коллективизма, дружбы и патриотизма. Эти качества побуждают учащихся преодолевать трудности на занятиях и соревнованиях, в учебе и быту.
В условиях занятий спортом учащимся, кроме общих черт коммунистической нравственности, прививаются навыки спортивной дисциплины, поведения на тренировках и соревнованиях.
Для воспитания трудолюбия у юных спортсменов необходимо привлекать их к труду и общественно полезной деятельности, например к ремонту и изготовлению спортивного инвентаря и оборудования, строительству и обслуживанию спортивных площадок и специальных волейбольных городков.
Необходимо осуществлять постоянный контроль за своими воспитанниками не только на тренировках и соревнованиях, но и интересоваться их поведением в школьном коллективе и семье.
Периодически нужно проверять успеваемость юных спортсменов. Не следует сразу лишать возможности заниматься спортом ученика, получившего неудовлетворительную оценку. Полезно предупредить его, что в дальнейшем в случае плохой учебы он будет отстранен от тренировок.
Систематические занятия спортом и участие юных волейболистов в соревнованиях благотворно сказывается на их дисциплинированности, собранности.
Четкий распорядок дня помогает занимающимся правильно распределять время между учебой, тренировками и досугом, учит ценить время.
Для воспитания этих качеств большое значение имеет подтянутость и дисциплинированность самого педагога (тренера). Четкое начало занятий, эмоциональное проведение основной части урока и своевременное его окончание, неукоснительное выполнение
21
занимающимися всех заданий и упражнений способствует воспитанию у юных волейболистов воли и дисциплинированности.
Как известно, волевые качества личности формируются в процессе преодоления трудностей и препятствий, возникающих, в частности, на занятиях спортом. Поэтому основные предпосылки для развития этого важного качества должны создаваться в детском и юношеском возрасте, когда идет интенсивное становление личности подростка в семье и школе.
В процессе занятий спортом нужно учитывать свойственное подросткам и юношам стремление к самоусовершенствованию и в связи с этим своевременно развивать у них потребность к самовоспитанию воли.
Конкретное выражение волевых качеств у юных волейболистов проявляется в виде целеустремленности, настойчивости в достижении цели, решительности, смелости, активности действий и т. д. Развитие волевых качеств у спортсмена обусловливается своеобразными условиями его деятельности в процессе тренировок и соревнований. Однако, как правило, волевые качества, формировавшиеся в условиях какой-либо деятельности (в частности, спортивной), могут успешно переноситься и на другие сферы деятельности человека.
Воспитывая волю занимающихся на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях по волейболу, следует придерживаться определенных методических приемов.
1. В процессе занятий нужно постепенно усложнять условия тренировки, которые требовали бы прогрессирующего увеличения волевых усилий занимающихся.
2. Необходимо создавать неожиданные препятствия в процессе тренировки, что будет способствовать подготовке юных спортсменов к преодолению таких препятствий на соревнованиях.
3. Целесообразно воспитывать волевые усилия при выполнении различных упражнений на фоне развивающегося утомления.
4. Во время совершенствования техники и тактики игры следует добиваться четкого выполнения всех упражнений. Для этого следует многократно совершать разучиваемые действия.
5. В круглогодичном тренировочном процессе необходимо воспитывать волевые качества занимающихся посредством волевых команд, приказов тренера и воздействия всего коллектива.
6. Следует учитывать индивидуальные особенности детей при воспитании волевых качеств (тип высшей нервной деятельности, особенности черт характера, склонностей и способностей).
7. Важно использовать в тренировочных занятиях различные сбивающие факторы (неблагоприятные метеорологические условия, шум, создание неожиданных ситуаций, выполнение упражнений при незначительных травмах и усталости).
Большое значение в воспитании дружного и сплоченного коллектива имеют экскурсии, туристические походы, проведение спортивных вечеров и спортивно-массовых мероприятий. Проведение таких мероприятий, с одной стороны, поможет тренеру лучше
22
узнать ребят, ознакомиться с их наклонностями и интересами, а с другой — будет способствовать дружбе коллектива, позволит ребятам узнать характер и привычки друг друга.
Сплочению коллектива, дружбе во многом способствует непосредственное участие в соревнованиях. Так, если одна из команд проводит официальную встречу, то участники остальных команд, присутствуя на соревнованиях, переживают за своих товарищей и оказывают им поддержку. Сплочение игрового коллектива является одной из основных предпосылок для успешного выступления волейбольной команды на соревнованиях.
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература