logo
Ивойлов учебник

Совершенствование физических и волевых качеств

Физические и волевые качества волейболиста, как и все био­логические и социальные процессы, детерминированы условиями жизнедеятельности. Иными словами, физические качества разви­ваются и совершенствуются применительно к специфическим осо­бенностям вида спорта, а волевые отправления спортсмена возни­кают и воспитываются в процессе овладения навыками и двига­тельными качествами и формируются благодаря преодолению определенных препятствий и трудностей, возникающих на трени­ровках и соревнованиях. Поэтому так называемые общеразвивающие упражнения могут на начальных этапах обучения создать определенные предпосылки для положительного переноса качеств силы, быстроты и ловкости на их специфические проявления в избранном виде спорта.

Однако в дальнейшем для достижения высшего спортивного мастерства необходима более углубленная специальная физическая подготовка.

Как известно, в спортивных играх умения и навыки представ­ляют собой довольно сложные по координации двигательные ак­ты, и поэтому их выполнение обусловливается оптимизацией и спе­цификой физических качеств.

Таким образом, физические качества у занимающихся волей­болом нужно совершенствовать исходя из конкретных условий их двигательной деятельности. К этой деятельности прежде всего нуж­но отнести все проявления быстроты (начиная от быстроты реак­ции и кончая скоростью и частотой движений); сочетание скоростно-силовых качеств силы и быстроты, имеющих место в большин­стве выполняемых в волейболе технических приемов: прыжках, бе­ге, передачах мяча, ударах и бросках; развитие акробатической ловкости, необходимой для бросков и падений в игре, а также прыжковой ловкости, предполагающей виртуозное владение частя­ми своего тела в безопорном положении.

Важное в этой деятельности место занимают также упражне­ния, воспитывающие точность движений, результатом которых является точность передач, подач и ударов по мячу.

Выносливость в волейболе проявляется в самых разнообраз­ных формах: это и прыжковая выносливость при многократном выполнении блокирования и нападающих ударов, это и выносли­вость защитника-волейболиста, связанная с определенным напря­жением нервно-мышечного аппарата и акробатической ловкостью.

Все эти качества в их сочетании и взаимосвязи целесообраз­но выполнять посредством упражнений динамического характера, которые позволяют совершенствовать технику игры и одновременно

164

развивать необходимые для игровой деятельности физические качества в интегральной тренировке.

Как говорилось выше, моральные и волевые качества также воспитываются в условиях спортивной деятельности. Однако в со­циалистическом обществе действуют и такие высокие мотивы заня­тий спортом, как стремление всесторонне подготовиться к творче­скому труду, необходимому для строительства нового общества, и защите Родины, как стремление поддержать спортивную честь своего коллектива, прославить страну спортивными достижениями. Задача состоит в том, чтобы путем занятий волейболом развить эти устремления, превратить их в глубоко осознанную цель.

Раскрывая общественный смысл спортивной деятельности, вос­питывая патриотизм, коллективизм и другие качества, тренер раз­вивает у спортсмена чувство высокой ответственности за свою под­готовку и намечаемые достижения.

Одна из важных специальных задач в процессе волевой под­готовки состоит в необходимости научить спортсмена умению экст­ренно управлять своим психическим состоянием. Это очень важно для формирования установки на состязание, для умения преодо­левать предстартовое состояние и отрицательные эмоции в ходе соревнований.

Для решения этих задач применяются методы, основанные на самовоспитании,— так называемая психорегулирующая трени­ровка.

Большое значение волейбол может иметь и в воспитании во­ли и характера. Необходимость соблюдать строгий режим, пере­носить большие нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции, бо­роться с трудностями, подчинять свои интересы интересам и воле коллектива команды — все это делает волейбол прекрасной школой воспитания воли и характера.