Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
Одним из основных средств развития тактических способностей игроков являются учебно-тренировочные игры. С помощью заранее обусловленной формы игры можно совершенствовать отдельные тактические действия игроков, а также системы и комбинации группы игроков и всей команды. Учебно-тренировочные игры с определенными тактическими заданиями, ранее разученными в специальных упражнениях, должны включаться в каждую тренировку.
Тактические действия, закрепленные таким образом, лучше запоминаются игроками и способствуют проявлению их инициативы, особенно в тех игровых ситуациях, в которых эти действия выполнялись на тренировке.
Для совершенствования игроков в системах нападения и взаимодействия блока с защитой на задней линии в учебные игры могут быть введены ограничения, заставляющие игроков выполнять необходимые тактические действия.
Пример 1. Команда совершенствует систему игры нападения с первой передачи: в процессе игры все удары, которые можно было бы выполнить с первой передачи, но проведенные со второй передачи или откидки, фиксируются тренером как ошибки.
Пример 2. В результате наблюдений за играми установлено, что в одной из расстановок игроки недостаточно четко взаимодействуют при сильных подачах или нападающих ударах противника, а иногда и допускают ошибки. В специальных упражнениях, а затем в учебно-тренировочных играх волейболисты многократно повторяют тактические действия, производя для этой цели «переход» не по правилам игры, а после определенного промежутка времени.
Совершенствуя в специальных упражнениях различные средства тактики, игроки должны научиться применять их в играх. Для этого в учебной игре перед спортсменами ставится определенная задача, невыполнение которой расценивается как ошибка. Например, игроки должны проводить удары только с переводом, передавать мяч только за голову или на край сетки, проводить обманные удары и т. д.
Чтобы в тренировках приучить игрока к повышенным нагрузкам, надо проводить учебно-тренировочные игры уменьшенными составами (3 : 3, 4:4, 5 : 5).
180
Еще более трудны по физической нагрузке игры уменьшенного состава против полной команды. Подобные учебные игры способствуют воспитанию у волейболистов волевых качеств, которые так необходимы при игре с сильным противником.
Увеличение секторов действия защитников, более значительные перемещения блокирующих и нападающих игроков, частая смена защиты и нападения — все это способствует развитию игровой активности, взаимной выручки, ориентировки и выбора места волейболистов в процессе игры уменьшенными составами.
Значительно стимулируют у спортсменов стремление к победе учебно-тренировочные игры с выбыванием после каждой партии.
В учебно-тренировочных играх уменьшенными составами можно с успехом совершенствовать все тактические системы игры и их комбинации.
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература