logo
Ивойлов учебник

Руководство командой

Работа тренера, как правило, начинается уже с готовой, сфор­мированной командой. Реже тренеру удается «довести» молодых волейболистов до высококвалифицированных спортсменов. Тем

182

не менее довольно часто тренеру приходится «принимать» команду, снизившую по ряду причин свои спортивные результаты и слабо выступающую на соревнованиях. В таких случаях приходится на­чинать все сначала: доукомплектовывать команду перспективны­ми волейболистами, переквалифицировать ветеранов на другие иг­ровые амплуа и пр.

Если тренер давно работает с командой и большинство ее игро­ков являются его воспитанниками, ему довольно ясно представля­ются пути и перспективы подготовки команды.

Значительно сложнее начинать работу с новой командой, не­знакомой тренеру по стилю и манере игры, по способностям и воз­можностям каждого игрока. В данном случае, прежде чем начать. непосредственное проведение учебно-тренировочных занятий в оп­ределенном направлении, необходимо как следует ознакомиться' с технико-тактической оснащенностью команды, определить сте­пень физической подготовленности спортсменов, выявить сильные и слабые стороны в игровой расстановке основного и дублирую­щего составов.

Для этой цели надо провести следующие мероприятия. Прежде

всего важно организовать контрольные игры с равными или более сильными соперниками. Это в наиболее полной мере позволит тре­неру определить правильность игровых расстановок команды и взя­тые ею на вооружение системы нападения и системы защиты.. В контрольных играх с равными или более сильными соперниками тренер сможет проследить за технической, физической и волевой подготовленностью игроков своей команды, их тактическим опы­том и соответствием выполняемых волейболистами функций (т. е.. основных, вспомогательных и связующих игроков) их технико-так­тической подготовленности.

Во-вторых, в начале работы с командой необходимо провести организационно-методическое совещание коллектива команды или ее актива (тренерского совета) по всем вопросам, связанным с под­готовкой, комплектованием и перспективами на будущее. К такому совещанию тренер должен подготовить конкретные предложения, которые, например, могут включать следующие пункты:

1. Улучшение качества учебно-тренировочной работы за счет увеличения числа занятий в течение недели и внедрение передовых средств и методов тренировки.

2. Доукомплектование команды за счет перспективной моло­дежи.

3. Постепенная переквалификация одного-двух игроков-вете­ранов основного состава из ведущих нападающих в связующих или вспомогательных нападающих.

4. Целесообразное в данных условиях изменение игровой рас­становки. Например, основной нападающий встает в первоначаль­ной расстановке на место вспомогательного, а последний распола­гается на его месте.

5. Замена в случае необходимости игрока основного состава волейболистом дублирующего состава.

183

6. Ориентировочное рассмотрение перспективного плана повы­шения спортивных достижений игроков команды в течение ряда ближайших лет.

7. Рассмотрение основных направлений, которые предполага­ется избрать в учебно-тренировочной работе с командой (напри­мер, усиление игры в защите, на блоке или в нападении) и в совер­шенствовании индивидуального технико-тактического мастерства игроков.

8. Цели и задачи подготовки команды к ближайшим соревно­ваниям, ориентировочный план основных мероприятий подготовки, расписание занятий, воспитательные меры и дисциплинарные тре­бования, предъявляемые ко всем членам коллектива.

9. Выбор тренерского совета команды (если его не было) в составе капитана, его заместителя, опытнейших игроков.

Кроме приведенных пунктов, в рабочем порядке проводится целый ряд других мероприятий: детализируются и уточняются ин­дивидуально-перспективные планы каждого игрока, выясняются знания спортсменов в области теории волейбола, определяются мо­ральные и этические взгляды, интересы, успехи в работе и учебе. Кроме этого, решаются вопросы по материальному обеспечению команды спортивной формой, мячами, методическим оборудова­нием, доступной научной аппаратурой и простейшими измеритель­ными приборами (ручной динамометр, прибор Абалакова—для измерения прыжка, секундомер, реакциометр — для измерения скорости зрительно-двигательных реакций и др.).

В настоящее время для игроков высшей квалификации реко­мендуется 80—90 игр в год. Ю. Н. Клещев (1973)—тре­нер сборной мужской команды страны — предлагает для подго­товки волейболистов высокого класса преимущественно тактико-соревновательную систему тренировки, объем которой должен составлять 60% всего объема тренировочной работы. При этом в данной системе выделяются четыре основных раздела: модель­ный, программный, прецессионный и контрольный.

Модельный раздел означает обобщение опыта (спортивную разведку), изучение специфики проведения предстоящих игр и раз­работку на этой основе модели своей команды. Программный раз­дел включает использование различных видов прогноза и планиро­вания с целью достижения модельных показателей. Прецессионный раздел заключается в реализации планов подготовки, построении тренировочного процесса, участии в состязаниях, использовании средств восстановления и т. д. Основная функция контрольного раздела подготовки — совершенствование управления командой в ходе тренировки и соревнований.

* * *

Одной из важных сторон подготовки команды является руко­водство и управление ею в учебно-тренировочной работе, в про­цессе соревнований (до и после их проведения).

184

Для успешного руководства командой необходимо располагать довольно широкой информацией о силах команд соперников, с ко­торыми предстоят встречи, о возможностях прогнозирования наибо­лее рационального тактического плана ведения игры (и его вари­антов), о волевом состоянии игроков своей команды, о возможных заменах, минутных перерывах и т. д.

В этом плане большое значение приобретает личный опыт вы­ступления тренера в ответственных соревнованиях. В данном слу­чае тренер является главным авторитетом для своих подопечных в вопросах технико-тактических особенностей волейбола.

Следует отдельно рассмотреть вопросы руководства командой в учебно-тренировочной работе и в процессе соревнований.

В учебно-тренировочной работе руководство и управление командой заключается в обеспечении дисциплины игроков в быту и на тренировках, в выполнении ими запрограммированных зада­ний, в осуществлении педагогического и врачебно-медицинского контроля и главное — в проведении учебных игр и контрольных соревнований.

Дисциплина игроков в первую очередь связана с режимом тре­нировок, товарищеских соревнований и их регламентацией. Нельзя допускать опозданий игроков на занятия и тем более на игры. Не­обходимо следить и за поведением спортсменов в быту, на работе, а также за их отношением к учебе.

Руководя командой, тренер имеет в своем распоряжении не­ограниченные возможности воспитательного воздействия. Это прежде всего воспитание волейболистов в коллективе и через кол­лектив, это меры поощрения и наказания. Лучшие спортсмены могут быть представлены к награждению грамотами, спортивными значками и званиями и даже орденами и медалями Советского Союза.

Игроки, допустившие нарушение дисциплины, несут наказание, соответствующее совершенному ими проступку, вплоть до дисква­лификации на определенный срок. В проведении всех этих меро­приятий ведущее значение имеет руководящая роль тренера, его умение управлять спортивным коллективом.

Особо важным является управление командой на учебно-тре­нировочных занятиях. От того, как осуществляется выполнение каждого упражнения, части тренировочного занятия и всей трени­ровки в целом, зависит эффективность процесса спортивного со­вершенствования. Эффективность одного и того же упражнения при различном отношении к нему волейболистов в одном случае может быть равна нулю, а в другом — коэффициент его полезного действия может быть чрезвычайно высоким.

Нужно стремиться к такому проведению учебно-тренировоч­ных занятий, чтобы каждое упражнение выполнялось с полной от­дачей сил, чтобы каждое прикосновение к мячу способствовало со­вершенствованию спортивной техники. И в этом также заключается ведущая роль тренера, который должен на высоком эмоциональ­ном и методическом уровне строить упражнения и всю тренировку

185

в целом, доводя до сознания спортсменов важность выполнения за­программированного материала, контролировать ход выполнения заданий на уроке и подводить итоги тренировки.

Способность управлять группой во время тренировок имеет прямое отношение к качеству учебного процесса, к повышению уровня спортивного мастерства игроков.

Управление и руководство командой в процессе ее участия в контрольных играх по существу ничем не отличается от управле­ния и руководства ею на официальных соревнованиях.

Руководству командой на соревнованиях предшествует целый ряд мероприятий. К ним относятся знакомство с игрой команды противника (ее тактикой, излюбленным темпом ведения игры, ин­дивидуальными особенностями игры волейболистов соперника). Для изучения игры команды соперников существует несколько возможностей. Если турнир проводится в одном месте, а встреча с основным соперником назначена на последние дни соревнований, то наблюдение и изучение игры команды противника осуществля­ется непосредственно на соревновании. До проведения наблюдений тренер ставит перед игроками своей команды определенные задачи, которые могут сводиться к следующему: запомнить первоначаль­ную расстановку в команде противника, привычный темп ведения игры, сильные и слабые стороны всех игроков основного состава в .нападении и защите, а также наиболее эффективные тактические комбинации. Кроме того, каждому игроку дается задание: в соот­ветствии с расстановкой на площадке изучить конкретные особенности соперников, против которых придется играть на блоке, в за­щите и нападении. Затем тренер организованно приводит свою команду на соревнования и осуществляет наблюдения за игрой .команды соперника.

Если же соревнования с основным конкурентом проводятся в первый день или с выездом на одноразовую встречу и на месте невозможно изучить игру противника, следует заранее командиро­вать кого-либо из специалистов (желательно с киноаппаратом или видеомагнитофоном) на игры, в которых принимает участие инте­ресующая вас команда.

После сбора необходимой информации об игре команды про­тивника необходимо провести предварительный анализ ее стиля и технико-тактической оснащенности. При этом волейболисты по­сле такого анализа имеют возможность мысленно представить свои игровые действия в конкретных ситуациях соревновательной борь­бы. Кроме того, тренер может промоделировать со сходными по стилю игры командами (или с дублирующим составом) если не всю встречу, то хотя бы отдельные ее фрагменты.

В день соревнования установка, объявление состава на игру проходят в такой последовательности: вначале тренер объявляет еще раз место и время встречи, затем излагает общие сведения о команде противника, ее традициях, победах и поражениях, дает краткий анализ причин успеха и неудач коллектива соперников,

186

подчеркивая при этом возможные случае использования тактиче­ских вариантов, которым команда соперника в прошлом не могла противопоставить контрприемы и поэтому потерпела поражение. Например, команда соперников не может успешно играть в медлен­ном (или быстром) темпе, и были случаи, когда навязанный ей не­привычный темп ведения игры нарушал ее боеспособность. Тренер, акцентируя на этом внимание своих игроков, предлагает проводить всю встречу в том или ином темпе.

Далее тренер говорит о тактических системах нападения и их комбинациях, а также о системах защиты и вариантах страховки.

После этого начинается конкретный анализ предстоящей встречи с применением макета, на котором, начиная с первоначаль­ной расстановки, рассматриваются все возможные положения при атакующих и оборонительных действиях своей и противоположной команд. В это же время подробно разбираются функции игроков своей команды (во всех расстановках) с учетом возможных дейст­вий волейболистов соперника. Затем следуют волевые установки тренера игрокам команды. Иногда эти установки могут давать­ся на общем собрании, иногда — индивидуально каждому игроку. При этом тренер старается психологически настроить спорт­сменов, вдохновить их на победу, на преодоление трудностей борь­бы, на самоотверженную игру и т. д.

Далее руководство тренера связано с организацией и проведе­нием разминки перед игрой. Управление разминкой заключается прежде всего в том, чтобы она вовремя начиналась. Слишком дли­тельная разминка может утомить волейболистов и отрицательно сказаться на ходе соревнований. В то же время разминка не долж­на быть слишком кратковременной, так как в этом случае спортсме­ны не успеют должным образом разогреть опорно-мышечный аппа­рат, снять излишнюю эмоциональную напряженность и «прочувст­вовать» мяч.

Управление командой во время состязания является чрезвычай­но сложным творческим процессом.

Необходимо тонко чувствовать возникающие перемены в ходе игры и принимать меры еще до того, когда эти перемены вызовут нежелательные моменты в игре команды. Преждевременное вме­шательство может нарушить игру команды. Например, если коллектив с большими трудностями одерживает победу над противником в одной из партий, то замена игроков не нужна (не считая исключительных случаев). Напротив, иногда один из игроков (как правило, менее волевой) начинает чувствовать себя на площадке неуверенно, допускает ошибки, нервничает и т. д. В этом случае тренер должен произвести замену такого спортсмена дублирующим игроком. В противном случае, как это часто бывает, нервозное состояние одного волейболиста может передаться другим, после чего расстроившуюся игру необыкновенно трудно, а подчас невозможно наладить.

Кроме того, замены игроков рекомендуется производить в сле­дующих случаях: 1) для усиления линии блокирующих игроков—

187

вместо связующего в игру вводится высокорослый волейболист;

2) для усиления задней линии защиты — вместо нападающего в игру входит волейболист защитного плана; 3) вместо утомившегося игрока в игру вводится его дублер, способный выполнять те же функции; 4) вместо использованных перерывов делается замена игрока — через входящего в игру волейболиста тренер передает свои указания команде.

Методика замен имеет также свои особенности. Прежде всего тренер заранее должен предупредить игрока о готовящейся замене, так как последний должен перед выходом на площадку сделать хотя бы кратковременную разминку; во-вторых, каждая замена предва­рительно моделируется на учебных и товарищеских играх; в-треть­их, при подаче противника не рекомендуется вводить игрока сразу на переднюю линию; в-четвертых, в решающие моменты состяза­ния при счете 14 : 14, 16 : 16 в пятой партии следует вводить в игру наиболее волевого, проверенного в таких ситуациях спортсмена. Наконец, каждая замена должна быть обоснованной. Если же ко­манда играет четко, а противник сильный, то замен по возможности делать не надо. Часто даже после поражения в первой партии, но при слаженной игре команды не следует делать замен игроков, важно в этом случае дать возможность волейболистам основного состава обрести себя на площадке, поверить в свои силы.

Если замена произведена и дублер проводит игру на высоком уровне, то обратную замену делать не надо; в том случае, когда он не справляется со своими обязанностями, следует произвести обратную замену.

Во время соревнований, даже в самые критические моменты игры, не следует преждевременно осуществлять замены, целесооб­разно «приберечь» их к самым ответственным кульминационным моментам игры.

Основные указания тренер имеет возможность дать игрокам во время полуминутных перерывов. Тридцатисекундные перерывы бе­рутся тогда, когда необходимо прервать темповую игру команды противника, когда разрыв в счете увеличивается в пользу соперни­ков, когда нужно срочно сделать замечания игрокам относительно особенностей ведения игры или изменения намеченного тактическо­го плана, когда нарушается тактический план и когда волейболи­сты переутомлены п у них появляется дискоординация движений.

Все эти и другие моменты тренер должен вовремя оценивать, принимать решение и сообщать его игрокам в течение тридцатисе­кундного перерыва.

Опытный тренер может предвидеть критические игровые ситу­ации и заранее принимать меры к их устранению с помощью указа­ний по ведению игры во время перерывов.

Основную руководящую роль в процессе состязаний выполня­ет капитан команды, который избирается из числа самых опытных, волевых и сильных волейболистов. Слову капитана во время встре­чи должны беспрекословно подчиняться все игроки команды. Во время игры капитан руководит действиями всех членов команды,

188

следит за игровой дисциплиной и воплощением тактического плана. Он постоянно подсказывает своим товарищам наиболее целесооб­разные технико-тактические действия, подбадривает растерявших­ся игроков и дает лаконичные, строгие замечания волейболистам, допустившим грубые ошибки или нарушение игрового порядка.

Без непосредственного руководства игровым коллективом на площадке не может быть слаженной, четко организованной и целе­направленной игры команды. Вот почему в составе команды, уком­плектованной в основном молодыми волейболистами, всегда долж­ны находиться один или два опытных волевых игрока.

После окончания встречи, независимо от ее исхода, игроки вместе с тренером просматривают игры и затем возвращаются до­мой. Коли на другой день запланирован очередной матч, то разбор игры может быть проведен вечером.

К анализу прошедшего соревнования тренеру необходимо под­готовиться, чтобы объективно оценить причины успеха или неудачи.

Примерный план разбора встречи может быть следующим: ана­лиз выполнения намеченного тактического плана игры, общие и частные причины невыполнения намеченного плана, объективные причины отступления от заранее разработанной тактики, выполне­ние отдельными игроками своих функций и оценка их выступления на состязании, анализ волевых проявлений игроков в решающие, ответственные моменты игры, анализ готовности команды и отдель­ных волейболистов основного и дублирующего составов к участию в проведенной встрече, намечаемые мероприятия для устранения выявившихся в игре недостатков.

В случае поражения тренер нацеливает игроков своей команды тренироваться с еще большими упорством и настойчивостью, чтобы добиться значительного повышения спортивного мастерства и успе­ха на соревнованиях. Таким образом, для сознательного спортсме­на поражение на соревнованиях должно явиться определенным стимулом для повышения роста спортивного мастерства.

При разборе проведенной встречи после тренера выступает ка­питан, затем слово предоставляется ветеранам команды и игрокам, желающим высказать свое мнение о проведенном состязании.

Тренер не должен допускать ссор между игроками, но в то же время не следует и смягчать справедливые, критические замечания.

Руководство тренера заключается и в соблюдении суточного режима команды, который должен сохраняться независимо от успе­хов или неудач.

Руководство и управление игровым коллективом на трениров­ках, в быту и на соревнованиях является одним из наиболее важ­ных факторов в системе подготовки спортсменов высокой квалифи­кации.