Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
Для налаживания и ведения воспитательной работы и систематических занятий по волейболу в детском коллективе физической культуры необходимо организовать общественный руководящий орган — бюро секции волейбола.
Бюро секции выбирается на общем собрании членов секции, затем на заседании бюро выбирается председатель и распределяются обязанности между членами бюро. Численный состав бюро секции волейбола зависит от объема работы и количества занимающихся. Как правило, оно состоит из. 5—7 человек. Вся работа бюро секции осуществляется по следующим направлениям: воспитательная и агитационно-массовая работа; спортивно-массовая и учебно-тренировочная работа; подготовка общественных кадров;
материальное обеспечение.
Каждое направление составляет сектор, который возглавляет член бюро секции. В помощь ему прикрепляется кто-либо из активистов секции. Вся работа по руководству секцией возлагается на председателя бюро секции, которым должен быть наиболее активный юноша (или девушка), успевающий в учебе и пользующийся авторитетом у своих товарищей.
В функции первого сектора входит организация всех мероприятий, связанных с учебно-воспитательной работой, проведение собраний и собеседований по вопросам дисциплины. Кроме того, этот сектор занимается наглядной агитацией: выпускает стенную газету, оформляет объявления о соревнованиях, выпускает молнии об успешном выступлении команд на тех или иных соревнованиях, дает информацию в школьную газету.
Второй сектор занимается спортивными мероприятиями, куда входят проведение внутришкольных соревнований, контроль за учебно-тренировочной работой.
Сектор подготовки общественных кадров готовит инструкторов-общественников и судей по волейболу.
Четвертый сектор решает вопросы, связанные с приобретением спортивного инвентаря, формы, подготовкой необходимого оборудования.
Заседания бюро секции проводятся 2—3 раза в месяц.
23
Бюро секции является важным общественным звеном в деле организации спортивно-массовой и воспитательной работы школьного коллектива физической культуры.
Большое значение имеет организация учебно-тренировочного процесса, т. с. учения и воспитания. Известно, что в процессе обучения и спортивного совершенствования, кроме привития специальных умений и навыков, у занимающихся воспитываются многие важные черты характера. Четкая организация занятий, постепенное повышение требований, преодоление трудностей в процессе учения, подчинение своих желаний интересам коллектива, развиваемое постоянно чувство долга и товарищества — все это способствует воспитанию морально-волевых качеств, необходимых человеку современного социалистического общества.
Поэтому образцовая организация учебного процесса в значительной степени влияет на отношение учащихся к этому процессу.
Организация учебного процесса планируется и осуществляется заранее. Осматривается место занятий, приводится в образцовый порядок грунт спортивных площадок, поверхность настила или пол спортивного зала, посторонние предметы переносятся на безопасное расстояние, подготавливается спортивный инвентарь и оборудование, изготавливаются специальные методические приспособления, способствующие развитию физических качеств и овладению навыками в технике игры (разновысокие планки, тумбы, подвесные мячи, мишени и т. д.).
На первом организационном занятии педагог (тренер) говорит о форме, в которой необходимо заниматься волейболом. При этом подчеркивается не только прикладное значение спортивного костюма, но и его эстетическая сторона. Форма должна быть единообразной (даже на тренировочных занятиях), всегда аккуратно подогнанной, чистой и выглаженной. Кстати, не менее важен костюм и внешний вид самого преподавателя, который должен быть образцом для своих учеников во всех отношениях.
Далее следует предупредить учащихся о том, что опоздания на занятия недопустимы. Это правило приучит спортсменов всегда вовремя являться на тренировки и соревнования.
Затем на первом и последующих занятиях (в начале урока) вступают в силу общепринятые в физическом воспитании положения, связанные с выполнением строевых команд, объяснением задач урока и т.д.
Весьма важное место в системе урока занимает организация и проведение упражнений, в частности специальных упражнений с мячом. При этом в период обучения необходимо соблюдать следующую последовательность: показать и объяснить технику выполнения изучаемого приема (лучше всего пользоваться синхронным объяснением, когда технический прием выполняется в замедленном и естественном темпе одним из учеников или специально приглашенным для этого случая квалифицированным спортсменом), объяснить и показать расположение игроков на площадке при выполнении упражнения (объяснение с показом осуществляется на
24
одной из подгрупп), рассказать о требованиях, предъявляемых к выполнению техники в данном упражнении (или о его тактическом назначении).
Не менее серьезно нужно относиться и к организации учебно-тренировочных двусторонних игр.
В них по возможности, кроме задачи совершенствовать взаимодействие в парах, звеньях и линиях, необходимо пытаться промоделировать игровые ситуации и тактику, которую предстоит проводить на ближайших соревнованиях. При этом обе команды получают от тренера определенную программу действий, которой должны придерживаться в ходе двусторонней игры.
В процессе правильно организованных учебно-тренировочных игр с наибольшей полнотой проявляются слабые и сильные стороны отдельных игроков, игровых линий и команды в целом, что должно послужить поводом для выбора направления в работе с детской командой и исправления отдельных ошибок у юных спортсменов
После проведения двусторонних игр обязателен их краткий разбор.
При недостаточно высокой нагрузке в учебно-тренировочных играх учащиеся (после проведения игр) занимаются физической подготовкой или совершенствуют отдельные технические приемы игры.
Наиболее ответственной является организация команды на соревнованиях. Прежде всего педагог оповещает игроков команды о сроках и месте проведения предстоящих соревнований, затем дает указание о предстоящей встрече: сначала в теоретическом плане, на макете, а затем практически, на площадке, делая акцент на осуществлении намечаемого тактического плана. После этого в день состязания, за час-полтора до игры, тренер дает установку на предстоящую встречу, конкретизируя отдельные детали игры своей команды в зависимости от возможных ситуаций.
В процессе самой встречи тренер, кроме необходимых технико-тактических указаний во время минутных перерывов и замен, постоянно даст волевые команды-установки юным спортсменам.
После соревнований, независимо от их исхода, проводится анализ встречи, дается оценка игре команды и отдельным ее игрокам.
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература