logo
Ивойлов учебник

Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры

Для налаживания и ведения воспитательной работы и систе­матических занятий по волейболу в детском коллективе физической культуры необходимо организовать общественный руководящий орган — бюро секции волейбола.

Бюро секции выбирается на общем собрании членов секции, затем на заседании бюро выбирается председатель и распределя­ются обязанности между членами бюро. Численный состав бюро секции волейбола зависит от объема работы и количества зани­мающихся. Как правило, оно состоит из. 5—7 человек. Вся работа бюро секции осуществляется по следующим направлениям: вос­питательная и агитационно-массовая работа; спортивно-массовая и учебно-тренировочная работа; подготовка общественных кадров;

материальное обеспечение.

Каждое направление составляет сектор, который возглавляет член бюро секции. В помощь ему прикрепляется кто-либо из акти­вистов секции. Вся работа по руководству секцией возлагается на председателя бюро секции, которым должен быть наиболее актив­ный юноша (или девушка), успевающий в учебе и пользующийся авторитетом у своих товарищей.

В функции первого сектора входит организация всех меро­приятий, связанных с учебно-воспитательной работой, проведение собраний и собеседований по вопросам дисциплины. Кроме того, этот сектор занимается наглядной агитацией: выпускает стенную газету, оформляет объявления о соревнованиях, выпускает молнии об успешном выступлении команд на тех или иных соревнованиях, дает информацию в школьную газету.

Второй сектор занимается спортивными мероприятиями, куда входят проведение внутришкольных соревнований, контроль за учебно-тренировочной работой.

Сектор подготовки общественных кадров готовит инструкто­ров-общественников и судей по волейболу.

Четвертый сектор решает вопросы, связанные с приобретением спортивного инвентаря, формы, подготовкой необходимого обору­дования.

Заседания бюро секции проводятся 2—3 раза в месяц.

23

Бюро секции является важным общественным звеном в деле организации спортивно-массовой и воспитательной работы школь­ного коллектива физической культуры.

Большое значение имеет организация учебно-тренировочного процесса, т. с. учения и воспитания. Известно, что в процессе обу­чения и спортивного совершенствования, кроме привития специ­альных умений и навыков, у занимающихся воспитываются многие важные черты характера. Четкая организация занятий, постепен­ное повышение требований, преодоление трудностей в процессе учения, подчинение своих желаний интересам коллектива, разви­ваемое постоянно чувство долга и товарищества — все это способ­ствует воспитанию морально-волевых качеств, необходимых чело­веку современного социалистического общества.

Поэтому образцовая организация учебного процесса в значи­тельной степени влияет на отношение учащихся к этому процессу.

Организация учебного процесса планируется и осуществляется заранее. Осматривается место занятий, приводится в образцовый порядок грунт спортивных площадок, поверхность настила или пол спортивного зала, посторонние предметы переносятся на безопас­ное расстояние, подготавливается спортивный инвентарь и обору­дование, изготавливаются специальные методические приспособле­ния, способствующие развитию физических качеств и овладению навыками в технике игры (разновысокие планки, тумбы, подвесные мячи, мишени и т. д.).

На первом организационном занятии педагог (тренер) гово­рит о форме, в которой необходимо заниматься волейболом. При этом подчеркивается не только прикладное значение спортивного костюма, но и его эстетическая сторона. Форма должна быть еди­нообразной (даже на тренировочных занятиях), всегда аккуратно подогнанной, чистой и выглаженной. Кстати, не менее важен кос­тюм и внешний вид самого преподавателя, который должен быть образцом для своих учеников во всех отношениях.

Далее следует предупредить учащихся о том, что опоздания на занятия недопустимы. Это правило приучит спортсменов всегда вовремя являться на тренировки и соревнования.

Затем на первом и последующих занятиях (в начале урока) вступают в силу общепринятые в физическом воспитании положе­ния, связанные с выполнением строевых команд, объяснением за­дач урока и т.д.

Весьма важное место в системе урока занимает организация и проведение упражнений, в частности специальных упражнений с мячом. При этом в период обучения необходимо соблюдать сле­дующую последовательность: показать и объяснить технику выпол­нения изучаемого приема (лучше всего пользоваться синхронным объяснением, когда технический прием выполняется в замедленном и естественном темпе одним из учеников или специально пригла­шенным для этого случая квалифицированным спортсменом), объ­яснить и показать расположение игроков на площадке при выпол­нении упражнения (объяснение с показом осуществляется на

24

одной из подгрупп), рассказать о требованиях, предъявляемых к выполнению техники в данном упражнении (или о его тактиче­ском назначении).

Не менее серьезно нужно относиться и к организации учебно-тренировочных двусторонних игр.

В них по возможности, кроме задачи совершенствовать взаимо­действие в парах, звеньях и линиях, необходимо пытаться промоде­лировать игровые ситуации и тактику, которую предстоит прово­дить на ближайших соревнованиях. При этом обе команды полу­чают от тренера определенную программу действий, которой долж­ны придерживаться в ходе двусторонней игры.

В процессе правильно организованных учебно-тренировочных игр с наибольшей полнотой проявляются слабые и сильные сторо­ны отдельных игроков, игровых линий и команды в целом, что дол­жно послужить поводом для выбора направления в работе с дет­ской командой и исправления отдельных ошибок у юных спорт­сменов

После проведения двусторонних игр обязателен их краткий разбор.

При недостаточно высокой нагрузке в учебно-тренировочных играх учащиеся (после проведения игр) занимаются физической подготовкой или совершенствуют отдельные технические приемы игры.

Наиболее ответственной является организация команды на со­ревнованиях. Прежде всего педагог оповещает игроков команды о сроках и месте проведения предстоящих соревнований, затем дает указание о предстоящей встрече: сначала в теоретическом плане, на макете, а затем практически, на площадке, делая акцент на осуществлении намечаемого тактического плана. После этого в день состязания, за час-полтора до игры, тренер дает установку на предстоящую встречу, конкретизируя отдельные детали игры своей команды в зависимости от возможных ситуаций.

В процессе самой встречи тренер, кроме необходимых техни­ко-тактических указаний во время минутных перерывов и замен, постоянно даст волевые команды-установки юным спортсменам.

После соревнований, независимо от их исхода, проводится ана­лиз встречи, дается оценка игре команды и отдельным ее игрокам.