Совершенствование тактики
Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности связана не только с формированием совершенных навыков и умений в технике игры. В основе успешного применения технического приема лежит способность игрока к своевременным и точным предварительным двигательным действиям, которые известны в практике под названием «выход к мячу» или «выбор места».
Предварительный выход к мячу или точный выбор места становятся возможными в результате восприятия и переработки информации, поступающей как от внешних раздражителей, так и из определенных отделов памяти, накопленной в процессе игровой двигательной деятельности.
Кроме того, для тактической подготовки игроков решающее значение приобретает выработка необходимой быстроты и подвижности нервных корковых процессов при выполнении игровых действий в постоянно изменяющейся обстановке соревнований. Поэтому многократное выполнение в специальных упражнениях часто повторяющихся в игре ситуаций создает благоприятные условия для формирования своеобразного динамического стереотипа. Приближенность специальных упражнений к условиям игры должна характеризоваться вполне определенными признаками, свойственными самой игре. Такие упражнения нужно проводить на оборудованной площадке при взаимодействии партнеров по команде и активном участии или противодействии противоположной команды. Последнее условие является необходимым, так как неожиданность действий игроков противоположной команды обязывает всех игроков, участвующих в упражнениях, находиться в постоянной готовности. Неожиданное изменение полета мяча и перемещение игроков противоположной команды заставит игроков совершенствоваться в выборе необходимых средств и способов тактики.
Специальные упражнения, близкие к игровой обстановке, надо организовать так, чтобы спортсмены выполняли задание многократно и по возможности с большей плотностью. Для этого используются такие методические приемы, как введение в упражнение второго мяча, уменьшение количества тренирующихся, числа касаний и т. д.
Тем не менее, как показывают исследования 23, влияние специальных упражнений, приближенных к игровой обстановке, на нервно-мышечный аппарат волейболистов значительно слабее, чем воздействие от учебных и контрольных двусторонних игр. Поэтому такие упражнения целесообразно проводить в большом объеме , (с учетом недостаточно высокой их интенсивности), начиная с середины подготовительного периода. В предсоревновательном этапе
23См.: А. В. И в о и л о в. Биодинамические исследования двигательной деятельности волейболистов в защите и экспериментальное обоснование путей их совершенствования. Автореф. дисс. Петропавловск-Камчатский, 1966.
б*
163
подготовки подготовительного периода рациональнее применять для совершенствования тактики двусторонние игры уменьшенными и полными составами. При этом уменьшение объема нагрузок компенсируется повышением их интенсивности.
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература