Техническая и специальная физическая подготовка
Для совершенствования волейболистов в спортивной технике применяются упражнения, позволяющие совершенствовать отдельные технические приемы, и комбинированные упражнения, в которых одновременно выполняется два или несколько различных игровых приемов. Некоторые технические приемы, например нападающий удар, можно выполнять вообще только в сочетании с передачей мяча. То же относится и к блокированию, тренироваться в котором можно только при отражении нападающих ударов. Зато совершенствоваться в технике подач мяча и передачах можно как изолированно, так и в сочетании с другими техническими приемами.
В тренировочном уроке (в зависимости от этапа и периода подготовки) совершенствованию техники уделяют от 15 до 50% времени. Осуществляется эта задача в первой половине основной части занятия. После тренировки в технике игры обычно проводятся двусторонние учебные игры или упражнения по тактической подготовке.
165
Передачи мяча
В упражнениях для совершенствования техники верхних (вторых) передач выполняются передачи, применяемые в комбинациях различных систем игры. Наиболее целесообразно тренироваться в технике вторых передач после выполнения передач в парных или групповых упражнениях.
При совершенствовании вторых передач необходимо многократное выполнение задания, а поэтому так называемые поточные упражнения в данном случае малоэффективны. Особенное внимание в тренировке вторых передач следует обращать на выполнение техники таких передач игроками, осуществляющими функции связующих игроков команды. В частности, связующие игроки основного и дублирующего составов, объединившись в отдельную подгруппу из четырех-пяти человек, могут с успехом поочередно совершенствоваться в технике вторых передач.
Закрепление и дальнейшее совершенствование вторых передач осуществляется в групповых и командных упражнениях с розыгрышем мяча с подачи, последующей системой передач и завершающим нападающим ударом. Такие упражнения называются комбинированными. Их сокращенно иногда называют по последовательности выполняемых действий, например «подача — передача — удар».
Наибольший удельный вес имеет совершенствование техники вторых передач в учебных и контрольных двусторонних играх, где очень важным для развития способностей перадающего игрока является блокирование. В данном случае в задачу связующего игрока входит выполнение второй передачи таким образом, чтобы «вывести» нападающего игрока своей команды на завершающий удар без блока или против одного блокирующего игрока противника.
Кроме совершенствования вторых передач в групповых и командных упражнениях, целесообразно выполнять индивидуальные упражнения.
Индивидуальные упражнения могут проводиться в двух направлениях: в них волейболист совершенствует свои движения, оттачивая спортивную технику, и, кроме того, может развивать точность передачи из различных исходных положений, передавая мяч в цель на различные расстояния. Индивидуальные упражнения с мячом целесообразно включать и в упражнения, проводимые на ежедневной утренней зарядке.
Из специально-подготовительных упражнений для совершенствования физических качеств, необходимых для выполнения техники верхних передач, можно рекомендовать упражнения с набивными мячами различного веса (ими выполняется имитация передачи на незначительную высоту), упражнения с ручными эспандерами, с теннисными мячами. Эти упражнения нужно чередовать со свободными потряхиваниями рук и упражнениями для расслабления мышц верхних конечностей. Отрицательный эффект дают
166
упражнения с большими отягощениями (поднятие гирь или штанги, подтягивание на перекладине и др.). Эти упражнения не способствуют развитию необходимых тонких нервно-мышечных дифференцировок и ощущений, нужных для точных движений рук при взаимодействии их с мячом.
Освоение отвлекающих движений (финтов) при выполнении техники вторых передач осуществляется только после того, как волейболисты овладеют основами техники вторых передач вперед, перед собой и за голову, а также темповыми передачами при выполнении ударов «на взлете» и с прострельных передач.
В упражнениях для совершенствования техники верхних (первых) приемов-передач выполняются передачи мяча, посланного нападающим ударом или планирующей подачей. Кроме того, первые передачи следует совершенствовать из глубины площадки при встречной незначительной скорости полета мяча.
Наибольшей плотности достигает тренировка в передаче мяча в парных упражнениях и в индивидуальном тренинге занимающегося с тренером.
Кроме этих, могут быть использованы другие групповые и командные упражнения. Приведем основные из них.
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература