logo
Ивойлов учебник

Индивидуальные действия с мячом

Эти действия включают тактические средства нападения и так­тические средства защиты. Некоторые из средств защиты, например такие, как передача мяча, объединяют в себе элементы защиты и атаки. Успешные действия блокирующих игроков также могут превратиться из защитных в атакующие.

К средствам нападения относятся не только все способы напа­дающих ударов, но и те средства игры, с помощью которых осуще­ствляется вся подготовка, предшествующая атакующим действиям.

Одним из основных средств нападения, применяемых для под­готовки и проведения нападающих ударов, является передача мяча. К средствам нападения относятся также отвлекающие действия и подачи.

Передача мяча как средство нападения. Пере­ход команды к активным действиям в нападении всегда осуществ­ляется после обороны. Переход от защиты к нападению происходит преимущественно в следующих игровых ситуациях:

93

1) после розыгрыша мяча с подачи;

2) после приема мяча, отскочившего от рук блокирующих иг­роков своей команды;

3) после приема мяча от нападающего или обманного удара. Из приведенных типовых ситуаций, при которых осуществля­ется переход от защиты к нападению, становится ясным, что без активного группового блокирования и хорошей защиты на задней линии и страховке, а также без качественных вторых передач ника­кое, даже самое мощное, нападение не сможет быть результа­тивным.

Передачу мяча следует рассматривать дифференцирование, т. е. следует различать первую передачу, направленную на подго­товку атаки при переходе от обороны к нападению, и вторую пере­дачу, предназначенную непосредственно для выполнения напада­ющего удара.

Основной тактической задачей при выполнении передач мяча является создание с помощью маскировки своих действий таких условий, в которых завершающий удар мог бы производиться при наименьшем сопротивлении блокирующих игроков противника. Это в значительной мере достигается благодаря точности первых пере­дач, применению отвлекающих действий при вторых передачах и ис­пользованию атакующими игроками выходов, имитирующих напа­дающие удары с коротких передач.

Первая передача — одно из основных тактических средств ве­дения игры. Способность команды не только защищаться, но и вес­ти активную оборону с атакующими действиями определяется прежде всего умением игроков принимать и одновременно точно передавать мячи от планирующих или сильных подач и напада­ющих ударов. В современном волейболе целенаправленное выпол­нение первых передач представляет значительную сложность, так как большинство мячей игрокам приходится принимать от трудных планирующих или сильных подач, а также нападающих и обман­ных ударов.

Наибольшая точность и тактическое разнообразие может дости­гаться при применении верхних первых передач, которые в настоя­щее время не всегда обоснованно подменяются нижними переда­чами.

Точности верхних передач способствуют синхронные и пластич­ные движения рук, кистей и пальцев.

Удобство различных перемещений и поворотов в любом на­правлении, возможность применения отвлекающих действий, а так­же хороший зрительный контроль за передачей и окружающей об­становкой при выполнении верхних передач создают все предпо­сылки для необходимого использования этого средства игры.

В разных тактических системах игры направление первых пе­редач носит различный характер.

При системе игры с выходами первая передача направляется в зону разыгрывающего игрока. При этом траектория полета мяча (как при верхних, так и нижних передачах) не должна быть особенно

94

высокой, так как вторую передачу игроку удобнее выполнять тогда, когда мяч летит на уровне его лица. Однако траектория пер­вой передачи не должна быть и слишком пологой, так как при этом значительно увеличивается скорость полета мяча и затрудняется прием мяча игроком, выполняющим вторую передачу. Если же игрок передает мяч рядом стоящему партнеру, то траектория поле­та мяча не должна быть пологой.

Как известно, в настоящее время тактическая система нападе­ния с выходами осуществляется, как правило, посредством нижних первых передач.

Система же игры в нападении с первой передачи может осу­ществляться только при использовании верхних передач.

Значительная скорость и сложность полета мяча от подачи (тем более от нападающего удара) почти полностью исключают ис­пользование системы игры с первой передачи посредством приме­нения верхних передач. Поэтому данная система нападения, как правило, применяется, когда во время игры мяч переходит на сторо­ну обороняющейся команды с небольшой скоростью.

Направляя первую передачу для удара, игрок ориентируется на атакующего волейболиста и его положение по отношению к сет­ке. При этом он рассчитывает свои мышечные усилия так, чтобы мяч не был направлен на сторону противника и в то же время нахо­дился не слишком далеко от сетки. Направление, скорость и высота траектории первой передачи, предназначенной для атакующего удара с первой передачи, во многом определяются расстоянием, на котором находится нападающий игрок от сетки. Естественно, чем больше расстояние между передающим игроком и атакующим, тем выше должна быть траектория полета мяча.

С другой стороны, если нападающий находится в непосредст­венной близости от сетки, а передающий волейболист стоит недале­ко от него, то первая передача может носить так называемый «про-стрельный» характер.

Значительной эффективности достигают первые передачи с применением отвлекающих действий — финтов.

Кроме того, высота и направление траектории первой переда­чи для удара во многом обусловлены двигательными способностя­ми атакующего игрока. Так, волейболист, обладающий хорошей реакцией и быстро передвигающийся, при разбеге и прыжке сможет произвести удар с передачи, имеющей более низкую траекторию, а значит и большую скорость полета мяча; игрок, не владеющий эти­ми качествами в достаточной степени, при такой же передаче не успевает произвести нападающий удар.

Весьма важным является и точность передачи. Если напада­ющему, владеющему ударами с обеих рук, можно направить пер­вую передачу как с недолетом, так и с перелетом, то для игрока, способного ударить только правой рукой, передача должна быть более высокой. (Сложность первой передачи для удара и необходи­мость взаимодействия передающего игрока с нападающим требу­ют систематической, длительной тренировки.)

95

При первой передаче мяча с задней линии к сетке необходимо учитывать расположение нападающего игрока по отношению к пе­редающему. Если передающий игрок стоит сзади атакующего, то передачу следует направить не ему, а партнерам, стоящим справа или слева. В процессе игры первую передачу целесообразнее направ­лять па игрока, не участвующего в блокировании, так как послед­ний, находясь под сеткой, часто не успевает сделать хотя бы один шаг вправо или влево для приема мяча, посланного не всегда точно.

Если же блокирующий успел отойти от сетки, то первую пере­дачу для удара можно направлять и ему.

Вторая передача — важное средство подготовки нападающего удара. Она находит применение главным образом при системе игры в нападении через выходящего игрока. Однако вторая передача мо­жет выполняться и из глубины площадки (при неточной первой пе­редаче или после отскока мяча от рук блокирующих игроков своей команды).

Общая тактическая задача вторых передач состоит в том, что­бы вывести игрока, завершающего комбинацию, на удар без блоки­рования или против одного блокирующего игрока.

Вторая передача имеет два основных тактических направле­ния, в соответствии с которыми разработаны комбинации против группового блокирования.

Первое направление заключается в том, чтобы «растянуть» блокирующих игроков противника по всей длине сетки. Это дости­гается с помощью широкой раскидки, т. е. передач с большими по длине траекториями. Такие передачи направляются через всю пло­щадку или за голову, на край сетки («на столб»).

Наибольшего эффекта достигают длинные передачи, имеющие сравнительно невысокую траекторию полета мяча и известные под названием «прострельных». Мяч появляется над сеткой на какие-то доли секунды лишь в том месте, где должен быть выполнен напа­дающий удар.

При таких передачах, выполняемых из зоны выходящего игро­ка, центральный блокирующий игрок соперников обычно не успе­вает переместиться в зону атаки и принять участие в групповом блокировании.

Техника прострельных передач отличается кратковременным соприкосновением рук с мячом и быстрым их выпрямлением в лучезапястном и локтевом суставах.

Различают прострельные и полупрострельные передачи. При атаке с прострельной передачи нападающий игрок прыгает еще до вылета мяча из рук передающего волейболиста. Выполняя удар с полупрострельной передачи, нападающий производит прыжок по­сле вылета мяча из рук передающего игрока. Атаки с прострельных передач могут производиться из зоны 4 (скрая сетки), из зоны3 и из промежуточного положения между зонами4и3.Прострельные передачи из-за головы передающего в зоне2сложны по исполнению и поэтому применяются редко.

96

Кроме вторых прострельных и полупрострельных передач, в современном темповом волейболе в нападении широко распростра­нены удары с коротких передач и так называемые удары «на взле­те». Эти удары осуществляются игроком зоны 3или игроками дру­гих зон передней линии, перемещающимися в эту зону.

Для удара по восходящему мячу («на взлете») нападающий еще до начала передачи находится в прыжке и производит удар по движущемуся вверх мячу. Прыжок для удара с короткой передачи производится после вылета мяча из рук передающего игрока.

(Более подробно описание атак с применением данных передач дается в разд. «Тактические системы нападения».)

Создание угрозы атаки из всех зон площадки сковывает дейст­вия блокирующих игроков до последнего момента и тем самым определяет характер блокирования, которое сводится к индивиду­альной опеке.

Второе направление в тактике передач состоит в том, чтобы провести атаку в одном месте площадки с расчетом на то, что бло­кирующие игроки не успеют прыгнуть вторично и организовать повторный блок. Такие передачи применяются как при системе игры с выходами, так и при системе игры с первой передачи.

Первые и вторые передачи, являясь средством тактической подготовки нападающих ударов, в любых системах игры и их ком­бинациях, на каком бы высоком уровне они ни выполнялись, преж­де всего должны соответствовать (по направлению, длине и высо­те) индивидуальным особенностям нападающих игроков. В против­ном случае ни один самый хитроумный тактический замысел, ни одна комбинация не смогут увенчаться успехом.

Большое значение для успешного проведения атаки имеет уме­ние разыгрывающего игрока ориентироваться при выполнении вто­рой передачи, учитывая при этом сильные и слабые стороны в линии блокирующих игроков противника. Атаки всегда будут результа­тивными при наличии хорошего взаимодействия передающего игрока с нападающим. Четкое проведение атак с постоянным изме­нением длины, скорости и высоты передач в значительной степени ослабляет действия блокирующих игроков противоположной команды.

Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с игроками противника. Команда, пре­красно играющая в защите, но не имеющая в своем составе мощно­го нападения, никогда не сможет добиться значительных успехов на крупных соревнованиях.

Анализируя разновидности нападающих ударов, можно убе­диться, что каждая из них носит определенную тактическую на­правленность.

Нападающий игрок, в зависимости от игровой обстановки, т. е. от направления и высоты передач, расположения блока и игроков защиты противника, старается выбрать наиболее рациональный для конкретной игровой ситуации способ удара, позволяющий «обойти» или «пробить» блок противника или послать мяч обман- ным ударом в менее защищенную зону противоположной стороны площадки.

4 А. В, Ивойлов

97

Отсутствие вариативности в технике нападающих ударов при­водит к тому, что волейболист, играющий в силовой манере, бес­прерывно попадает мячом в руки блокирующих. Для них не пред­ставляет особой трудности блокировать мяч, посланный одним и тем же способом в одно и то же место площадки. Нападающие удары достигают цели только в том случае, если игрок владеет не одним приемом, а всем арсеналом тактических средств нападения, используя в зависимости от обстановки то или иное из них.

Таким образом, тактическое назначение средств нападения за­висит от защитных действий обороняющейся команды и поэтому носит определенную направленность.

Нападающие удары при отсутствии блока противника могут достичь цели, если игрок будет учитывать следующие моменты.

1. При близкой к сетке передаче следует применять напада­ющий удар максимальной силы, направляя мяч на сторону сопер­ника по возможно кратчайшему пути. Такие мячи наиболее трудны для приема.

2. С передачи, отдаленной от сетки на значительное расстоя­ние, целесообразно производить сильный нападающий удар в зону расположения игрока противника, слабее других играющего в за­щите.

3. Применять удары «с переводом» и обманные удары, помо­гающие неожиданно изменять предполагаемое вначале направле­ние полета мяча.

4. Вести наблюдение за расположением игроков на противо­положной стороне площадки и посылать мяч с учетом ошибок в расположении защитной линии противника. Например, если атака производится с близкой передачи, а игрок зоны 6находится в даль­ней части площадки, то целесообразно тихим ударом направить мяч между зонами3и6 —в центр площадки. Аналогичный удар следует произвести в направлении стыка зон4и .5 при расположе­нии игрока зоны4близко к сетке, а игрока зоны -5 в дальней части площадки.

При нападающем ударе против одного блокирующего игрока возможны два варианта его тактического использования для обхо­да блокирования. В первом случае нападающий игрок, желая за­ранее произвести удар в определенном направлении, в последний момент определяет, что оно перекрыто руками блокирующего игро­ка. В этом случае нападающий за счет перевода старается изменить направление удара.

При втором варианте нападающий также заранее продуманно планирует выполнение удара в определенном направлении, вынуж­дая блокирующего закрывать именно его. В последний момент на­падающий резко меняет направление удара, применяя один из спо­собов удара с переводом и обходя таким образом блок противника.

Значительно труднее провести нападающие удары против груп­пового блокирования. Новый пункт правил, разрешающий перенос

98

рук при блокировании, значительно усложнил проведение атаку­ющих действий в этом случае. Если и раньше при близких к сетке передачах все направления полета мяча могли перекрываться бло­ком, то теперь при переносе рук на сторону нападающего возмож­ный угол рассеивания еще более уменьшился. В связи с этим можно рекомендовать:

1. Направлять мяч для удара (при вторых передачах) не бли­же одного метра от сетки.

2. Производить удары с таким расчетом, чтобы мяч улетал в сторону от рук блокирующих игроков.

3. Стараться «затягивать» действия в безопорном положении с тем, чтобы производить удар по опускающемуся блоку.

4. Следить за перемещением к месту атаки второго блокиру­ющего, и в случае его запаздывания производить удар в «окно», об­разовавшееся между блокирующими.

5. Как можно дольше маскировать в период первых фаз дви­жений фактическое направление удара.

6. При двойном и особенно тройном блокировании использо­вать отвлекающие действия, направляя мяч тихим ударом в сторо­ну от рук блокирующих или перекидывая его через них.

Отвлекающие действия. В настоящее время при усилившемся блокировании отвлекающие действия должны играть значительную роль в противодействии блокированию.

Отвлекающие действия (финты) состоят из имитации различ­ных игровых движений, целью которых является маскировка факти­чески выполняемого действия.

Отвлекающие приемы в волейболе следует рассматривать как ответные сложные реакции игрока на те или иные раздражители, представляющие собой постоянно изменяющиеся игровые ситуа­ции. Для правильного выбора условий и методов тренировки волей­болистов в отвлекающих действиях необходимо проанализировать механизм этих приемов. Сущность отвлекающих приемов заключа­ется в отвлечении внимания противника от выполнения истинного действия.

Отвлекающие действия при второй передаче мяча выходящим игроком выполняются в связи с тремя возможными траекториями полета мяча.

Если разыгрывающий игрок предполагает направить передачу за голову в зону 2,то его предварительные отвлекающие движения характерны для техники передачи перед собой или вперед на край сетки. Выполняя передачу на край сетки, волейболист имитирует передачу за голову или перед собой.

Некоторые разводящие игроки выполняют следующий прием:

не делая никаких имитационных движений, до последнего момента держат руки в исходном положении, но несколько выше обычного. При этом блокирующие игроки могут определить траекторию по­лета мяча лишь после его вылета из рук волейболиста. В данном случае также имеет место маскировка своих действий, но отсутст­вуют имитационные движения. Техника этих передач осуществляется

99

главным образом за счет незаметных движений кисти, так как подготовительная фаза (приседание, уступающее и встречное дви­жение рук) почти отсутствует.

Отвлекающие действия при первой и второй передачах из глу­бины площадки также вводят в заблуждение блокирующих игро­ков противника. Имитируя передачу мяча вперед, в лицевой плос­кости игрок производит подготовительные движения к передаче мяча именно в эту сторону, после чего передает мяч в другом на­правлении. Такая передача осуществляется без поворота туловища

и головы в направлении полета мяча, а только за счет работы рук, которые направляют мяч не прямо перед собой, как обычно, а в сторону (рис.53).

Отвлекающие действия при второй передаче в прыжке с после­дующим направлением мяча двумя руками на незащищенное место площадки противника выполняются весьма редко и могут осуще­ствляться выходящим игроком (при касании мяча, находящегося не выше верхнего края сетки) при расположении блокирующих близко у сетки. Направлять мяч целесообразнее в зону 4,переки­дывая мяч через блокирующего игрока, стоящего под сеткой.

При имитации нападающего удара с последующей передачей мяча партнеру (рис. 54) игрок, отвлекая своими действиями блоки­рующих, выносит вверх вторую руку (рис. 54, а, б)и передает-от­кидывает мяч партнеру (рис. 54, б). Передача-откидка должна быть невысокой, так как в противном случае блокирующие успеют организовать повторный блок. Откидки применяются при системе игры с первой передачи.

При имитации нападающего удара с последующим направле­нием мяча на блок или незащищенное место площадки противника (рис. 55) игрок производит энергичный замах для удара (рис. 55, а) и в последний момент тихо посылает мяч пальцами рас­крытой ладони на площадку противника (рис. 55, б, в).

100

Посылать мяч на незащищенное место противника целесооб­разно только при групповом (двойном и тройном) блокировании, учитывая при этом расположение страхующих игроков. Сложность приема «обманных» мячей игроками обороняющейся команды за­ключается в быстрой смене одних действий другими, что затрудня­ет ответную реакцию. Однако такие удары достигают результата только в чередовании с сильными нападающими ударами.

Эффективным тактическим средством нападения является имитация передачи мяча в прыжке с последующим нападающим

Рис. 55

ударом (рис. 56). Имитируя передачу мяча в прыжке, игрок тем самым вводит в заблуждение блокирующих игроков противника, которые по этим движениям определяют, что состоится передача мяча, и поэтому не блокируют. Это дает возможность нападающему свободно произвести удар. Выполняя этот прием, игрок, стоя на месте (реже с разбега), обозначает положение, предшествующее передаче мяча в прыжке (рис. 56, а),затем прыгает, продолжая имитировать передачу (рис. 56, б), после чего выносит правую руку на замах для удара (рис. 56, е) и производит удар (рис. 56,г).

Подачи.

Разнообразие, точность и сила, с которой может посылаться мяч при подаче, позволяют в настоящее время считать подачу одним из средств активных атакующих действий.

Особенно результативными стали так называемые планиру­ющие (прямые и боковые) подачи, при которых мяч, не имея пара­болической траектории, летит по затухающей кривой, то опускаясь, то поднимаясь, то отклоняясь вправо, то влево. При увеличении ско­рости полета мяча от таких подач до 12—15 м/сек их прием пред­ставляет значительную сложность. В связи с этим игроки обороняющейся

101

команды при приеме планирующих подач не всегда могут с достаточной точностью осуществлять первую передачу, в результате чего расстраиваются тактические комбинации и нападающий удар приходится выполнять против группового блокирования с далеких и неудобных передач.

Рассмотрим несколько вариантов целесообразного применения подач против обороняющейся команды.

1. Игроки команды противника хорошо принимают мяч с по­дачи посредством нижней передачи. В этом случае необходимо на­-

правлять планирующие подачи на заднюю линию с таким расчетом, чтобы мяч опускался на уровне лица принимающих игроков, вынуж­дая их использовать верхнюю передачу, при которой ошибка, фик­сируемая судьей, наиболее вероятна.

Избегая принимать мяч сверху, игроки противника смещают свои порядки ближе к задней линии поля. Учитывая это обстоятель­ство, нужно изменить тактику подачи, направляя мяч по укорочен­ной траектории с тем, чтобы он не долетал до игроков принимаю­щей команды.

2. Разводящие игроки противника выполняют выходы не из-за игрока, а прямо из своей зоны. Для дезорганизации тактических комбинаций противника целесообразно направлять мяч на выходя­щего игрока.

3. Зона разводящего игрока в команде противника плохо при­крывается игроком зоны 6,который недостаточно смещен вправо. Следует направлять мяч в неприкрытую зону1.

4. В команде противника есть игрок, слабо владеющий переда­чей с подачи. Необходимо использовать этот недостаток, направляя мяч в зону расположения этого игрока.

102

5. Почти всегда представляют трудность для приема подачи, направленные в дальнюю часть зоны 5.

6. Иногда достигает результата и такой тактический прием, когда взгляд игрока перед подачей направлен на одного игрока, а мяч посылается на другого.

7. При плохом взаимодействии в отдельных звеньях команды противника в момент подачи следует определить эти звенья и посы­лать мяч между игроками.

8. При ведении игры в быстром темпе (особенно после упорно­го и длительного противоборства) эффективными бывают подачи, выполняемые без предварительной подготовки, сразу после пере­хода игрока за линию подачи.

9. Не исключена возможность достижения результата и с по­мощью применения сильных боковых и прямых подач.

К тактическим средствам защиты относятся блокирование и передачи мяча. Если в предыдущем разделе передачи мяча рас­сматривались как средство подготовки атаки, то в данном случае дается характеристика передач как средства защиты.

Несмотря на тесную связь и взаимозависимость действий за­щиты и нападения, каждое из них имеет характерные особенности, а поэтому для более точного разделения функций игрока в защите и нападении целесообразно раздельно рассматривать передачи мя­ча как средства нападения и средства защиты.

Блокирование. Умелое применение одиночного и группо­вого блокирования обеспечивает команде надежную оборону. При правильной постановке блока с переносом рук на сторону противни­ка это средство защиты может стать мощным средством нападения. Следует учитывать, что принимать мячи, отскочившие от блока, ча­сто значительно труднее, чем мячи от нападающих ударов, так как мяч с большой скоростью устремляется вниз почти по верти­кальной траектории.

Кроме того, четко организованное блокирование значительно облегчает прием мяча для игроков передней и задней линий защиты. Поэтому команда, в которой хорошо поставлено блокирова­ние, имеет большие преимущества и возможности для осуществле­ния активных атакующих действий.

В блокировании, как и в других игровых приемах волейбола, находит свое проявление высокая двигательная активность спорт­сменов.

В. Медведев16отмечает, что в состоянии тренированности у волейболистов происходят значительные сдвиги во временных параметрах различных компонентов блокирования. По его данным, в большей степени подвержен изменению скрытый период реакции блокирующих игроков. Двигательные компоненты (перемещение и прыжок) менее значительно изменяются во времени в связи с по­вышением тренированности. Следует, однако, добавить, что время

16В. В. Медведев. Психологические особенности состояния тренирован­ности. Автореф. дисс. М., 1968.

103

реагирования может улучшаться по мере повышения тренированно­сти не только в результате быстроты протекания нервных процес­сов, но и вследствие антиципирующей (опережающей) деятельности коры головного мозга, т. е. предвосхищения предстоящего раздра­жителя. Раздражителем для блокирующего игрока обычно является начальная траектория полета мяча, вылетевшего из рук разводяще­го волейболиста. Высококвалифицированные спортсмены опреде­ляют направление полета мяча по заключительным подготовитель­ным моментам движения игрока, передающего мяч.

Таким образом, в основе индивидуальногоблокирования лежит предугадывание действий передающего игрока противника (по возможности, более раннее), быстрое реагирование на эти дей­ствия, передвижение по площадке и прыжок (обусловленные во времени высотой передачи и движениями нападающего игрока), а также вынос рук навстречу мячу в безопорной фазе. При этом не­достаточно точный выбор позиции по отношению к месту удара может быть компенсирован смещением рук вправо или влево. Для определения направления удара необходимо вести наблюдения за нападающим игроком в момент ударного движения. Поэтому зна­ния и умения опытного блокирующего складываются из целого комплекса последовательных действий.

При отталкивании от опоры блокирующий определяет момент удара по мячу, затем выполняет прыжок и в безопорном положе­нии, переведя взгляд с мяча на нападающего игрока противника, в соответствии с его действиями (механически) выставляет руки в нужном направлении.

Ошибкой многих игроков является непрерывная концентрация внимания на мяче. При этом из поля зрения выпадает игрок, произ­водящий удар по мячу. В результате этого определить направление удара становится невозможно, и мяч минует руки блокирующего.

При организации блокирования очень важно уметь соотносить свои действия во времени с действиями нападающего игрока с тем, чтобы не опоздать с прыжком или не прыгнуть преждевременно.

Как правило, при блокировании ударов с обычных передач блокирующий должен выполнять прыжок несколько позднее, чем нападающий. Исключение составляет блокирование ударов с ко­ротких и прострельных передач, когда блокирующий должен пры­гать одновременно с нападающим.

В групповомблокированиимогут участвовать все игроки перед­ней линии. Однако чаще всего в групповом блокировании прини­мают участие только два рядом стоящих партнера (двойной блок);

третий игрок обычно остается в своей зоне и принимает участие в страховке.

Тройное блокирование применяется для противодействия мощ­ному нападающему удару. Его можно применять только при атаках с высоких вторых передач, когда возможность коротких и прострель­ных передач исключена. В ходе игры удары с первой передачи реко­мендуется парировать одному игроку, так как может последовать откидка, удар с которой нужно блокировать рядом стоящему партнеру.

104

То же самое относится и к распределению функций между блокирующими игроками при ударах с коротких и прострельных передач. Чтобы не дать возможности провести атаку без блока, во­лейболисты, располагаясь в своих зонах, становятся каждый против своего подопечного.

Чередование нападающих ударов с обыкновенных высоких пе­редач с ударами с коротких и скоростных передач, использование для ведения нападения всей длины сетки, разнообразие напада­ющих и обманных ударов, применяемых с отвлекающими действия­ми, создают сложные условия для организации группового блоки­рования.

В связи с этим значительно увеличиваются перемещения бло­кирующих игроков и особенно центрального блокирующего, ко­торый является связующим звеном группового блока при атаках из любой зоны площадки. Поэтому, как правило, сильнейший на линии блокирующий, находясь в зоне 2(или4),после подачи вхо­дит в зону3,меняясь местами с партнером.

Успешное групповое блокирование во многом зависит от пра­вильного распределения функций между партнерами. Следует различать основного и вспомогательного блокирующих. Основным блокирующим нужно считать игрока, находящегося ближе к месту проведения атаки; он должен наиболее точно определить направ­ление полета мяча от удара и блокировать его. Вспомогательный блокирующий — это игрок, который вынужден перемещаться в зо­ну атаки; его функция состоит в том, чтобы присоединить свои руки к рукам основного блокирующего и уменьшить тем самым сектор поражения обороняемого участка площадки. Основной блокирую­щий начинает свои действия несколько раньше вспомогательного игрока, который подстраивается к нему лишь в последний момент.

Разграничение обязанностей между блокирующими сводит к минимуму такие случаи, когда мяч пролетает в образовавшуюся брешь между руками блокирующих, каждый из которых действует обособленно, руководствуясь своими субъективными представле­ниями о складывающейся игровой ситуации.

Понятие основного и вспомогательного блокирующих должно рассматриваться и применяться на практике гибко, с учетом дина­мики игровых ситуаций. Так, например, при нападении противника из зон 2и4,особенно с длинных передач, направленных на край сетки, основными блокирующими всегда будут соответственно игроки зон2и4.Если же нападающий удар проводится из зоны3, то основным блокирующим в большинстве случаев будет игрок зоны3.При этом вспомогательным блокирующим может быть партнер, находящийся справа или слева (в зависимости от направ­ления передачи для удара). Однако, если вторая высокая передача направлена в зону4,а нападающий особенно успешно применяет перевод вправо, то основным блокирующим должен быть игрок зоны3,игрок зоны2в данном случае будет вспомогательным, и в его функции входит вплотную подвести руки к рукам основного блокирующего игрока.

105

Блокирование нападающих ударов при системе игры через вы­ходящего игрока представляет значительную сложность. При этой системе нападения атакующие игроки (один или два) выполняют отвлекающие действия (разбег и прыжок) с целью проведения уда­ра без блока третьим игроком. Содержание подобных тактических комбинаций изложено ниже.

Для представления о блокировании нападающих ударов при системе нападения с выходами рассмотрим основные тактические варианты построения атак в этой системе и способы нейтрализации атакующих действий с помощью индивидуального и группового блокирования.

1. Атаки проводятся из зоны 3 скороткой передачи или из зон2и4 скраев сетки. Блокирующие игроки должны располагаться каждый против своего подопечного. При таком расположении бло­кирующих нападающие удары даже с прострельных и полупрострельных передач всегда будут парироваться хотя бы одним игро­ком. В случае выполнения ударов с высокой передачи при данном расположении блокирующие игроки успеют организовать двойной блок.

2. Нападение ведется игроком зоны 3 скороткой передачи (или с передачи на взлете) или игроком зоны2,забегающим в зону3и производящим удар из-за спины отвлекающего игрока зоны3, или волейболистом зоны4,выполняющим удар с края сетки. Блоки­рующий игрок зоны4,следя за перемещениями своего подопечного (игрока зоны2),перемещается в зону3и располагается рядом с центральным блокирующим в своей зоне в ожидании возможной атаки игрока зоны4.При этом удар на взлете блокирует игрок зо­ны3,удар игрока зоны2(из зоны3)блокирует игрок зоны4.Та­ким образом, каждый блокирующий должен следить за своим по­допечным и перемещаться в соответствии с передвижениями напа­дающих в зону проведения атаки.

Организация блокирования при системе игры с выходами бу­дет значительно облегчена, если игроки заранее изучат тактические комбинации команды, с которой предстоит встретиться.

Блокирование нападающих ударов при системе игры с первой передачи также представляет значительную сложность н требует от игроков умения сочетать индивидуальное блокирование с груп­повым. В различных игровых ситуациях, учитывая действия конк­ретного противника, удар с первой передачи можно рекомендовать блокировать индивидуальным или групповым блоком.

Индивидуальный блок на удар с первой передачи следует при­менять в следующих случаях:

1) когда первая передача направлена для удара неточно и на­падающий игрок не может нанести сильный удар;

2) когда нападающий игрок, которому предназначена первая передача, менее опасен, чем его партнеры;

3) если передача для удара дана очень близко к сетке и напа­дающий игрок едва дотягивается до мяча (при такой передаче, как правило, удар может быть произведен только в одном каком-либо

106

направлении и поэтому для его нейтрализации достаточно одиноч­ного блока).

Организовывая групповой блок при ударе с первой передачи, всегда следует помнить, что в случае откидки нападающий удар будет выполняться из другой зоны, и поэтому после приземления блокирующему необходимо быстро переместиться в новую зону ата­ки и присоединиться к своему партнеру.

Групповой (двойной) блок на удар с первой передачи целесо­образен, когда:

1) первая передача направлена сильнейшему нападающему противника;

2) первая передача направлена к сетке таким образом, что можно произвести только удар, а откидка исключается;

3) из предварительных наблюдений известно, что нападаю­щий игрок плохо выполняет откидку, а поэтому в большинстве слу­чаев производит нападающий удар.

В ходе соревнований существует немало ситуаций (при любой системе игры), когда организация индивидуального (и тем более группового) блокирования нецелесообразна. Это происходит, на­пример, в тех случаях, когда передача для удара направлена да­леко от сетки игроку, который прыгает невысоко и обладает невы­соким ростом, или когда нападающий неточно выбрал место по отношению к мячу и не сможет произвести сильного удара, или если игрок еле дотягивается до мяча и удара вообще последовать не может и т. д.

В отдельных случаях, когда в команде противника имеются очень сильные нападающие и завершающий удар производится с высокой второй передачи, особенно в ответственные моменты игры следует пользоваться тройным блокированием.

Прием мяча как средство защиты. Вначале рас­смотрим действия защиты при подачах противника. Наиболее су­щественными моментами для приема мячей с подачи являются: правильное исходное положение игроков на площадке в зависимо­сти от системы игры команды, умение точно выбирать место в соот­ветствии с направлением траектории полета мяча с подачи и без­ошибочное выполнение приема и передачи мяча.

Расстановка игроков при подаче может изменяться в зависимо­сти от особенностей траекторий полета мяча с подачи. Видоизмене­ние расстановки зависит также от системы ведения игры в напа­дении.

На рис. 57—59 показано расположение игроков при системе игры со второй передачи через подтянувшегося к сетке связующего игрока зоны 3(рис. 57),2(рис. 58) и4(рис. 59).

Расстановка игроков (рис. 58) может видоизменяться в зави­симости от места проведения атаки игроком зоны 3.Если напада­ющий проводит атаку из зоны3,то он становится в левую расста­новку (рис. 58), если из зоны2,то в правую (рис. 60).

Расстановка игроков при системе игры с выходами связующего игрока из зон задней линии показана на рис. 61—63.

107

На рис. 61 функции выходящего игрока выполняет игрок зоны 1.При этом его зону страхуют игроки зон2и6.Если выходя­щим игроком является волейболист зоны6,то расстановка будет такой, как показано на рис. 62.

Выход связующего игрока из зоны 5применяется значительно реже. Расстановка игроков при выходе связующего волейболиста из зоны 5 показана на рис. 63.

Одним из общих принципов расположения игроков на поле во всех системах игры является группировка игроков в середине пло­щадки. Это обусловлено тем, что большинство мячей с подачи по­падает в центральную часть площадки.

Как говорилось выше, расположение игроков на площадке в момент приема мяча с подачи не обязательно должно быть всегда стабильным. В соответствии с траекторией полета мяча игроки передней и задней линий могут смещаться ближе или дальше от трехметровой линии. Если подача выполняется с большой силой и, естественно, с большой скоростью полета мяча, то траектория его полета будет снижаться до уровня лица игрока, находящегося в 5— 6 метрах от сетки. При этом волейболисты вынуждены будут прини­мать мяч с помощью верхней передачи, когда ошибка наиболее ве­роятна. В связи с этим игроки отодвигаются назад, чтобы мяч, опу­скающийся на уровень пояса, мог быть принят снизу. Выбор места при приеме мяча с подачи определяется не только исходным рас­положением игроков на площадке, но и их умением разгадывать по подготовительным движениям подающего игрока и начальной траектории полета мяча дальнейшее направление его полета.

Для успешного приема подачи игроки должны стоять таким об­разом, чтобы не закрывать друг друга, предоставляя тем самым каждому игроку возможность оборонять определенный участок. В отдельных случаях при приеме сложных подач игрок, слабо вла­деющий приемом мяча, может «закрываться» партнерами, стоящи­ми справа и слева.

В настоящее время расстановка игроков при подачах против­ника претерпела некоторое изменение. Считается, что принимать мяч с подачи при расположении четырех игроков на задней линии

109

удобнее, чем при расположении всех шестерых волейболистов, двое из которых как бы перекрывают друг друга. В этой связи в зависи­мости от зоны выходящего игрока применяются следующие три рас­становки (рис. 64, 65, 66).

При таком расположении игроков расстановка (по правилам игры) не нарушается и вместе с тем она способствует более свобод­ному и уверенному приему самых трудных мячей.

Кроме того, при любых расстановках следует помнить, что за­пасной игрок, только что введенный в игру, при подаче всегда дол­жен подстраховываться рядом стоящими партнерами. Рядом сто­ящий партнер всегда подстраховывает игрока, принимающего мяч с подачи, и, увидев, что прием произведен неточно, начинает пере­мещаться в сторону отскочившего мяча.

Действия защиты при нападающих и обманных ударах имеют свои специфические особенности. Как говорилось выше, в основе успешной игры в защите лежит точный и своевременный выбор места. Очень важным также является умение игроков использовать наиболее рациональные средства защиты в соответствии с игровой обстановкой, что в свою очередь зависит от распределения функций в обороняющейся команде.

Игроки передней линии могут осуществлять блокирование, стра­ховку и собственно защитные функции. Например, если блокирует игрок зоны 8,то один из волейболистов (зоны2 или 4)осуществля­ет страховку, а другой принимает участие в защитных действиях. При этом трудно определить заранее, кто из игроков будет страхо­вать, а кто будет играть в защите. Это зависит от действий напада­ющего игрока противника. Если последний производит удар в зо­ну4,то игрок этой зоны играет в защите; этот же волейболист принимает участие в страховке, если нападающий применит обман­ный удар.

При двойном блоке только один игрок передней линии может -участвовать в страховке или защите. Блокирование тремя игрока­ми исключает их игру в защите и страховке, не считая тех случаев, когда требуется подыграть мяч вторым ударом после блока или перехватить его после обманного удара.

Игроки задней линии защиты осуществляют собственно защит­ные действия и страховку, которая производится либо фланговым, либо центральным игроком.

В связи с усиливающимся блокированием весьма важным так­тическим действием стала страховка своего атакующего игрока. Следует учитывать, что отскоки мяча от блока настолько неожидан­ны и разнообразны по направлению, что для его успешного приема в страховке принимают участие четыре игрока команды, распола­гающиеся полукругом в зоне атакующего. При этом лишь один во­лейболист располагается на задней линии, приблизительно в цент­ре площадки.

Рассмотрим несколько примеров расположения игроков в за­висимости от характера нападающих ударов и организации блоки­рования.

110

1. Нападающий удар производится в направлении зон 4или5, одиночным блоком закрыта середина площадки (возможен удар с переводом в зону1или2(рис. 67).

Таким образом, мяч может быть направлен в сектор аили йь в секторбмяч может попасть только через руки блокирующего игрока, в секторывив\мяч может быть послан обманным ударом

или попасть туда в результате отскока от рук блокирующего. В дан­ной ситуации аиа\ —наиболее вероятные сектора поражения; по­этому игроки, расположенные в этих секторах, должны быть осо­бенно готовы к игре в защите.

При «глубоком» ударе мяч может быть направлен и в секто­ра б, в\,в связи с чем игроки этих секторов должны быть готовы не только к страховке, но и к защитным действиям.

2. Если прямой удар соперника, находящегося в зоне 4,пере­крыт групповым блокированием, то особенно опасным может стать сектора,где в защите играет волейболист зоны1(рис. 68).

3. Атака производится из зоны 4,групповым блоком закрыт удар с переводом в сектораи удар в секторб.Особенно уязвим для проведения атаки нападающим ударом секторв(рис. 69).

4. Аналогично располагаются игроки обороняющейся команды при нападении из зоны 2(рис. 70).

111

5. Нападающий удар производится из зоны 2,групповым бло­ком закрыты зоны1, 2 и 6.Мяч от удара может быть направлен в зону 5 (рис. 71).

6. Нападающий удар выполняется из зоны 2,групповым бло­ком закрыты зоны / и5.При близкой передаче мяча к сетке воз­можное направление ударов — в зоны2и4(рис. 72).

Приведенные примеры дают общее представление о направле­нии ударов при взаимодействии игроков блока с защитой. Однако чем ближе передача к сетке и чем выше физические данные напа­дающих, тем большими могут быть сектора поражения за счет проведения «глубоких» ударов, направленных на переднюю линию. Поэтому существующее на практике указание о необходимости расположения волейболиста при ударе противника обязательно «в углу площадки» не всегда является правильным.

Расположение страхующих игроков в обороняющейся команде определяется системой игры в защите и зоной, из которой проводит­ся атака противника.

В настоящее время применяются следующие варианты страхов­ки: при системе трех защитников страховка может осуществляться фланговыми игроками зон / и 5и одним из неблокирующих игро­ков передней линии (как правило, игроками зон2или4(рис. 73). Данный способ страховки нашел в практике волейбола наиболь­шее распространение.

Второй вариант—страховка неблокирующим игроком передней линии—может применяться толь­ко в тех случаях, когда вторая пе­редача имеет высокую траекторию и направление атаки заранее оп­ределено. Только в этом случае один из игроков, не участвующих в блокировании, может покинуть свою зону и переместиться в мес-

112

то расположения блокирующих для осуществления страхов­ки (рис.74). При блокировании тремя игроками страховка обеспечивается волейболистами зон / и 5.

Страховка в обороняющейся команде, применяющей систему двух защитников на задней линии, как известно, обеспечивается игроком зоны 6и одним из неблокирующих игроков.

Расположение страхующих игроков в атакующей команде ха­рактеризуется группировкой трех-четырех волейболистов в зоне атаки своего нападающего.

Примерные схемы расположения страхующих игроков при ата­ках из зон 2, 3, 4показаны на рис. 75—77.