Индивидуальные тактические действия без мяча
Предугадывание игровых ситуаций. Эффективность применения технических приемов в игровой обстановке связана не только с формированием совершенных навыков и умений. Успешное применение техники зависит от способности игрока к своевременным и точным предварительным действиям, которые известны в практике волейбола как «выбор места», от умения перехватывать мяч при блокировании и производить нападающий или обманный удар по незащищенному месту площадки противника.
В основе таких сложных двигательных действий лежит способность мозга человека к управлению движениями. С точки зрения психофизиологии проявление опережающих, предварительных действий связывается не только с сенсорно-моторным актом, развивающимся с момента появления раздражителя, но и с деятельностью мозга до его возникновения 13. При этом мозг является центральным звеном управления всеми периферическими эффекторами и устройством, которое воспринимает непрерывно поступающую информацию об изменениях, происходящих в окружающей среде, перерабатывает эту информацию и посылает к рабочим органам соответствующие импульсы, посредством которых и осуществляются заранее необходимые двигательные действия.
Поэтому можно считать, что целенаправленные тактические действия волейболиста являются предвиденными реакциями на предвиденные раздражители. В частности, предварительный выход к мячу, его перехват при блокировании или точный выбор места становятся возможными в результате восприятия и переработки срочной информации, поступающей как от внешних раздражителей, так и из определенных отделов памяти, где эта информация накапливается в процессе игровой тактической деятельности.
В практике волейбола нередки такие ситуации, когда самые быстрые ответные действия игроков бывают недостаточными для выполнения необходимых по скорости передвижений, так как скорость полета мяча во много раз превышает скорость передвижения человека.
В таких игровых ситуациях на помощь участникам состязаний приходит умение предугадывать действия игроков противоположной команды и заранее выходить на нужную позицию. Это предвидение,
13См. П. К. Анохин. Теория отражения и современная наука о мозге. М„ 1970.
86
казалось бы, неожиданно складывающейся игровой обстановки обусловлено физиологическими свойствами мозга человека.
В результате постоянного наблюдения и оценки наблюдаемых явлений возникает возможность по особенностям движений игроков противоположной команды определять их последующие действия. В конечном счете это осуществляется в результате запоминания различных игровых ситуаций, которые ассоциируют с новыми впечатлениями, полученными в конкретной игровой обстановке.
Таким образом, если мы говорим о возможности развития физических качеств в процессе тренировки, то несомненен и тот факт, что можно воспитывать у игроков и тактическое умение предугадывать игровые ситуации и действия волейболистов соперничающей команды.
Перемещения по площадке и выбор места14. Перемещения волейболиста по площадке осуществляются: 1) для выбора места при приеме мяча от нападающего или обманного удара; 2) для выбора места при блокировании; 3) для выполнения нападающих ударов и отвлекающих ложных проходов к сетке (имитирующих разбег для нападающего удара); 4) для выбора места в момент приема мяча с подачи; 5) для приема мяча, отскочившего в сторону (от рук блокирующих игроков своей команды или волейболистов, принимающих мяч с подачи и нападающего удара);
6) для выхода разыгрывающего игрока задней линии к сетке.
Все виды перемещений носят специфический характер и отличаются друг от друга по двигательной структуре (длительность опорных и полетных фаз, степень сгибания ног в суставах, положение туловища и рук, скорость и ускорение перемещения ОЦТ в пространстве).
Перемещение по площадке и выбор места при игре в защите. С помощью метода синхронной киносъемки было установлено, что действия волейболиста на площадке, находящегося в зоне, не «закрытой» блоком, которые предшествуют выбору места для приема мяча от нападающего удара, обусловлены действиями игроков атакующей команды и протекают следующим образом.
Волейболист, находящийся в игровой стойке, располагается в дальней части своей зоны и ведет наблюдение за развертыванием атаки на противоположной стороне площадки. Затем в результате оценки игровой ситуации он перемещается по площадке, не прекращая вести наблюдение за особенностями ведения атаки. И, наконец, он выбирает место, принимая исходное положение для приема мяча от нападающего удара в соответствии с траекторией и скоростью полета мяча.
На основании хронограммы синхронной съемки, фиксирующей временные параметры движения игрока, выбирающего место, и во-
14Все виды перемещений, игровые стойки и исходные положения волейболиста описываются в разделе «Техника игры». В данном разделе дается только техника перемещений, связанная с осуществлением тактических действий при игре в защите.
87
Схема 9
лейболиста, производящего нападающий удар, была составлена следующая схема (схема 9).
В момент вылета мяча из рук разыгрывающего игрока и разбега нападающего (на стороне атакующей команды) волейболист, выбирающий место, начиная движение из исходной позиции, отталкивается левой ногой от опоры, затем переходит на двойную опору, после чего выполняет шаг левой ногой.
Началу прыжка нападающего соответствует окончание переднего шага и двойная опора защитника.
Безопорная фаза (до начала ударного движения) соотносится с окончанием передней опоры и отталкиванием левой ногой для заключительного скачка. В момент удара нападающего по мячу защитник заканчивает скачок и приходит в исходное положение для приема мяча.
Перемещение волейболиста осуществляется очень быстро, приблизительно от 0,3 до 0,45 сек, и протекает с постепенным ускорением к последнему шагу-скачку. Перемещение состоит из отталкивания левой (толчковой) ногой, двойной опоры, заднего шага, переднего шага, двойной опоры и начала передней опоры при скачке замедляющемся стопорящим движением.
Во время передвижения ноги игрока не разгибаются в суставах до полного выпрямления, что придает мягкость и плавность движению, туловище имеет незначительный наклон вперед, движение в
плечевом суставе согнутых в локтевых суставах рук почти отсутствует.
Проведенные методом синхронной съемки исследования помогли установить, что перемещения игрока вперед при передачах мяча, близких к сетке, являются необходимыми для успешных действий,
Рис. 52
направленных на сокращение сектора поражаемости обороняемой части площадки, и составляют от 2,5 до 5 м (в зависимости от расстояния мяча от сетки).
На рис. 52, выполненном на основании данных киносъемки, показаны возможные углы рассеивания по вертикали и горизонтали при выполнении нападающего удара из одной и той же точки на расстоянии одного метра от сетки.
При этом, если придерживаться мнения Ф. Стибица 15, игрок должен ожидать мяч в дальней части площадки (это предположение
15Ф. С т и б и ц. Волейбол. М., 1960 (сокр. пер. с чешск.)
89
автор обосновывает снижением скорости полета мяча в нисходящей ветви траектории). Однако в данном случае сектор поражаемоcти значительно увеличивается как за счет увеличения поражаемой части площадки перед игроком, так и в результате возможного рассеивания угла вылета мяча по горизонтали, т. е. справа и слева от игрока. Данное положение со всей очевидностью подтверждает целесообразность выхода волейболиста вперед для сокращения сектора поражаемости площадки. Аналогичные ситуации наблюдаются при игре вратаря в футболе, когда он стремится выйти вперед, навстречу атакующему игроку, чтобы сократить угол обстрела ворот.
Таким образом, выход игрока вперед (в случае отсутствия блока) является целесообразным тактическим действием.
Для точного и своевременного выбора места большое значение имеет предварительное наблюдение за игрой нападающих игроков команды, с которой предстоит встреча и запоминание специфических особенностей стиля их игры. При этом очень важно запомнить, какие удары являются наиболее излюбленными у того или иного игрока, из каких положений (близких и далеких от сетки передач), какой силы и трудности может произвести удар тот или иной волейболист. В частности, необходимо учитывать, что высокорослые игроки или спортсмены, обладающие высоким прыжком, могут даже со сравнительно отдаленных передач направлять мяч в 6—7 метрах от сетки. И, напротив, игроки невысокого роста и волейболисты, не обладающие высоким прыжком, как правило, производят удары на заднюю линию. Поэтому в процессе игры иногда следует перемещаться ближе к сетке, а иногда оставаться на задней линии.
Кроме того, точный выбор места во многом определяется специальными знаниями, связанными с правильным пониманием движений нападающего игрока в момент замаха и ударного движения.
Если выбор места игроком, зона которого не закрыта блоком, и представляет значительную трудность, то выбрать нужную позицию в зоне, закрытой руками блокирующих, значительно труднее.
В свое время сильнейший защитник страны Сергей Нефедов координировал свои действия с блокирующими таким образом, что последние открывали зону, в которой он располагался. Возможно, что теперь при скоростно-темповой игре в нападении этот прием и неприемлем, но тем не менее при обычных передачах, несколько отдаленных от сетки, и при условии расположения в одной из зон задней линии игрока, хорошо играющего в защите, такой вариант не исключен.
Находясь за блоком, гораздо труднее, а подчас и невозможно правильно сориентироваться и выбрать место. При этом часто приходится уже после отскока мяча от рук блокирующих перемещаться к нему или даже падать и «доставать» мяч в броске. Особенно это связано со страховкой мячей от обманных ударов.
Расположение игроков, зона которых закрыта блоком, а также расположение страхующих игроков показано в разделах, касающихся
90
командной тактики — систем защиты и вариантов страховки.
Перемещение по площадке и выбор места при блокировании. Значительное своеобразие по сравнению с перемещениями и выбором места при игре в защите имеют передвижения блокирующего игрока и выбор им правильной позиции для выполнения прыжка.
Блокирующий игрок, находясь в исходной позиции, так же, как и волейболист, играющий в защите, внимательно наблюдает за розыгрышем первой и второй передачи и действиями нападающих игроков противоположной команды. Его последующие движения строго регламентированы во времени и обусловлены действиями атакующих игроков. Блокирующий игрок не начинает передвижение вправо или влево до тех пор, пока не определится траектория полета мяча. Нередки случаи, когда умело примененный финт разыгрывающего игрока вводит в заблуждение блокирующего, и последний преждевременно начинает передвигаться в направлении сыми-тированной передачи, не успевая затем переместиться в нужную позицию и принять участие в блокировании. Поэтому угадывание траектории полета мяча по движениям разыгрывающего игрока, как правило, возможно только тогда, когда этот игрок не умеет совершать отвлекающие действия.
Таким образом, в зависимости от способностей волейболиста, разыгрывающего вторую передачу, блокирующие игроки могут передвигаться в зону предполагаемой атаки раньше или позже. Если руки, ноги и туловище игрока, выполняющего вторую передачу, в фазе встречного движения рук к мячу и их соприкосновения с ним находятся в том или ином положении, характеризующем последующее направление передачи, то блокирующий игрок (в соответствии с этим положением) может начать передвижение, не дожидаясь вылета мяча из рук пасующего спортсмена. В том же случае, когда руки связующего игрока еще при приближении мяча производят отвлекающий финт, передвижение блокирующего следует считать преждевременным.
Некоторые игроки разыгрывающего плана умеют «затягивать» финт, сокращая тем самым время для установления подлинного направления полета мяча.
Предварительное изучение отвлекающих действий игроков противника в значительной степени облегчает своевременное выполнение передвижений блокирующих игроков в нужном направлении.
Блокирующий игрок в момент вылета мяча из рук волейболиста, передающего мяч, делает приставной шаг в сторону, затем (в момент полета мяча) приставляет вторую ногу и производит второй шаг впереди стоящей по движению ногой. Затем следует выбор места с одновременным отталкиванием от опоры для выполнения блокирования. Скорость передвижения блокирующего игрока по площадке зависит от высоты траектории полета мяча. Наибольшая скорость передвижения необходима при блокировании ударов, выполняемых со скоростных прострельных передач.
91
Успех действий блокирующих игроков во многом определяется своевременностью выбора места для прыжка. (При этом легче определить замысел нападающего и принять участие в индивидуальном или групповом блокировании.) В том случае, когда блокирующий выполняет прыжок в последний момент (без предварительного выхода в нужную позицию), ему труднее сориентироваться и разгадать намерения игроков противника.
Остальные виды перемещений волейболиста по площадке описываются в соответствующих разделах техники и тактики.
Активность действий. Активность действий игроков является залогом успеха в борьбе с соперником, и проявляется она у игроков нападения и защиты по-разному. Активные действия нападающего заключаются в создании постоянной угрозы атаки из своей зоны; при этом блокирующие игроки противника будут вынуждены находиться в своих зонах, блокируя каждый своего подопечного.
Активность нападающего находит свое проявление в систематических отвлекающих выходах к сетке, при которых имитируется нападающий удар тем самым и сковываются действия блокирующих игроков.
Активность защитника состоит в том, чтобы принимать мячи не только в своей зоне, но и в любой другой части площадки в случае отскока мяча в сторону или запоздалого выхода партнера к нему.
Активные действия волейболистов в защите создают уверенность в игре команды и часто вносят растерянность в ряды противника.
Активность действий блокирующих игроков заключается в постоянной готовности принять участие в индивидуальном блокировании ударов с коротких и прострельных передач, в выполнении повторного прыжка или перемещении для блокирования удара с откидки, в переносе рук через сетку и давящем движении на мяч вниз при его переходе на свою сторону и в одновременном касании мяча блокирующим и нападающим.
Активные слаженные действия игроков всей команды оказывают деморализующее влияние на соперника. Против команды, способной вести от начала и до конца игру на высоком уровне активности, чрезвычайно трудно бороться.
Ориентировка на площадке. Большое значение для успешного ведения игры имеет способность игроков ориентироваться на площадке. Ориентировка — это не только умение видеть мяч, сетку и границы площадки, но и способность вести наблюдение за расположением и действиями партнеров и игроков противоположной команды.
Чтобы ориентироваться во время игры, необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение и уметь переключать зрительный контроль с одного объекта на другой. Так, игрок, выполняя нападающий удар, основное внимание направляет на своевременность удара по мячу, а наблюдение за действиями блокирующих осуществляет посредством периферического зрения.
92
Не менее важное значение имеет ориентировка при выполнении игроком второй передачи мяча для удара. При этом разыгрывающий основное внимание концентрирует на мяче, а с помощью периферического зрения старается определить перемещение блокирующих игроков на противоположной площадке.
Ориентировка тесно связана с наблюдением за ходом игры, расположением и действиями игроков противника. Так, до выхода на подачу или перед выходом к сетке для розыгрыша мяча волейболист заранее определяет траекторию полета мяча или направление передачи, руководствуясь особенностями в расстановке команды противника. Хорошая ориентировка и наблюдательность способствуют активному ведению игры и повышают тактическую направленность действий волейболистов.
Взаимоотношение между игроками. Успех спортивной борьбы в такой командной игре, как волейбол, зависит прежде всего от согласованных действий всего коллектива. На каком бы высоком уровне ни играли отдельные игроки, опыт показывает, что положительного результата в конечном счете может добиться та команда, в которой четко взаимодействуют все шесть игроков.
Игроки, правильно оценивающие положение своего партнера, всегда! готовы помочь исправить совершенную им ошибку. Взаимопонимание и взаимопомощь—основное условие успешной коллективной игры команды как в защите, так и в нападении. Взаимопониманию, согласованности и сыгранности игроков команды нужно уделять в тренировочном процессе значительное место.
Целесообразно подбирать пары, тройки и звенья в команде с учетом психологической совместимости спортсменов, предполагающей умелые совместные действия нескольких человек в сложной меняющейся игровой обстановке.
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература