Методика обучения тактике
Обучение тактике волейбола осуществляется с помощью освоения индивидуальных, групповых, командных тактических действий и воспитания тактического мышления.
Индивидуальные тактические действия связаны с развитием •тактического мышления и с целесообразным использованием средств тактики. К средствам тактики, как говорилось выше, относятся все действия без мяча и с мячом, т. е. перемещения по площадке, выбор места, своевременность действия и ориентировка на поле, передачи и приемы мяча, нападающие удары, блокирование и подачи.
Групповые тактические действия обусловлены взаимодействием двух и более игроков, а командные связаны с согласованными действиями игроков всей команды.
Этапы методики обучения тактике волейбола зависят от степени владения занимающимися спортивной техникой.
Например, овладение каким-либо техническим приемом создает предпосылки для расширения индивидуальных тактических возможностей волейболиста. Так, овладев техникой прямого нападающего удара по ходу разбега, волейболист осваивает удары с переводом вправо и влево, а умение пользоваться обычной верхней передачей позволяет игроку перейти к овладению отвлекающими действиями, применяемыми при скрытых передачах.
В свою очередь уровень групповых и командных действий на соревнованиях также зависит от технической подготовленности волейболистов.
Первыйэтап освоения тактики связан с изучением правил волейбола и элементарных индивидуальных, групповых и командных действий. В частности, на макете изучается расстановка спортсменов на площадке, переход игроков после отыгрыша подачи, применение элементарных тактических комбинаций. Обучающимся рассказывается, куда следует направлять первую и вторую передачи, как лучше расставить игроков в начале игры и как они должны располагаться при своей подаче и при подаче противника.
После теоретического занятия волейболисты на практике закрепляют изучаемый по тактике материал в индивидуальных, групповых и командных упражнениях. Закрепление тактических действий осуществляется в двусторонних учебных и товарищеских играх, а также на соревнованиях.
Второйэтап освоения тактики заключается в изучении индивидуальных и командных тактических действий. Он соотносится с изучением и совершенствованием разновидностей спортивной техники и по существу протекает в период спортивной тренировки.
Овладение индивидуальными тактическими средствами осуществляется в упражнениях, приближенных к игровой обстановке, в учебных и контрольных играх и соревнованиях.
Для приобретения тактических знаний на данном этапе необходимо просматривать соревнования сильнейших волейбольных команд и проводить теоретические занятия по тактике.
147
На третьемэтапе обучения решаются задачи, связанные с выбором тактических систем нападения и защиты и их вариантов во всех шести расстановках игроков на площадке.
Разучивание тактических систем нападения и защиты также осуществляется в упражнениях, приближенных к игровой обстановке, которые вначале проводятся при пассивном, а затем активном противодействии условного противника.
Закрепление разучиваемых систем и их вариантов производится в учебных, контрольных и официальных играх. Третий этап освоения тактических действий осуществляется также в период совершенствования спортивной техники.
Таким образом, процесс обучения спортивной технике несколько опережает процесс обучения тактике. Это связано с необходимостью иметь определенный уровень технической подготовленности к моменту изучения основ тактики волейбола. Отсутствие же навыков в технике игры является своеобразным препятствием для освоения индивидуальных, групповых и командных тактических действий.
В остальном методическая последовательность (постановка задач, средства и методы) при обучении тактике та же, что и при обучении технике.
Однако содержание и характер упражнений для овладения тактикой имеют свои специфические особенности. Ниже приводятся задачи, средства, методы и учебный материал для освоения индивидуальных, групповых и командных тактических действий.
Разучивание индивидуальных тактических действий
Обучение тактике приема мяча с подачи. Задача. Научить основам тактики приема мяча с подачи. Средства и методы. Рассказ и показ техники различных способов приема мяча. Выполнение приема мяча с подачи в упражнениях с облегченными условиями. Закрепление техники приема мяча с подачи при расположении волейболистов в игровых расстановках. Учебный материал.
Упр. 1.Выполнение приема мяча при его полете с незначительной скоростью.
Упр. 2.Выполнение приема мяча с подачи при произвольном расположении игроков на площадке.
Методические указания.Упражнение выполняется следующим образом: волейболисты стоят на обеих сторонах площадки в произвольном порядке и принимают мячи с подачи. После 10 попыток обучающиеся меняются местами.
Упр. 3.Волейболисты принимают мячи с подачи, располагаясь в игровых расстановках. После 10—15 подач занимающиеся производят переход.
Упр. 4.Выполнение приема мяча с подачи при расположении обучающихся в игровых расстановках при усилившейся скорости и сложности полета мяча с подачи.
Упр. 5.Выполнение приема мяча и его передача в конкретную
148
зону площадки в зависимости от принятой в данной расстановке комбинации (например, при игровой передаче в зону 3).
Методические указания.Закрепление техники приема мяча следует проводить в учебно-тренировочных играх.
Обучение тактике подачи мяча.
Задача. Обучить тактике подачи.
Средства и методы. Объяснение тактического назначения подач, показ различных разновидностей подач и их тактических вариантов (в частности, нижней прямой и боковой подачи и верхней прямой и боковой).
Учебный материал.
Упр. 1.Выполнение верхней прямой подачи на точность: в зоны1,5и6.
Упр. 2.Выполнение верхней прямой подачи на точность: в зоны2, 3и4.
Упр. 3.Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность: в зоны1, 5и6.
Упр. 4.Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность: в зоны2, 3и4.
Упр. 5.Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность с увеличением силы удара.
Методические указания.Перед выполнением подачи игрок встает в 4—5 м от лицевой линии и затем производит сильным ударом подачу. При этом, несмотря на значительную скорость, мяч должен остаться на площадке.
Упр. 6.Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность.
Методические указания.Перед подачей волейболист, фиксируя взгляд на одном из игроков команды противника, производит подачу на другого игрока, который не готовится к приему мяча.
Упр. 7.Выполнение верхней боковой планирующей подачи через сетку: то в дальнюю, то в переднюю части площадки.
Упр. 8.Выполнение верхней боковой планирующей подачи при увеличении силы удара. (Задание выполняется так же, как в упр. 5.)
Обучение тактике второй передачи мяча.
Задача 1. Научить тактике второй передачи мяча при выходах-к сетке в зону разводящего игрока.
Средства и методы. Показ, объяснение, выполнение упражнений, сопровождающихся указаниями тренера.
Учебный материал.
Упр. 1.Выполнение верхних передач в зону4после передвижения игрока вперед из зоны /.
Упр. 2.Выполнение вторых передач вдоль сетки или перед собой после передвижения вперед в зону выходящего игрока. (Упражнение выполняется поточно.)
Упр. 3.Выполнение верхних передач вперед и перед собой после передвижения в зону выходящего игрока при первых передачах» направленных неточно на игрока, выполняющего задание.
149
Упр. 4.Выполнение вторых передач вдоль сетки при перемещении игроков из зоны / в зону2,из зоны2в зону4,из зоны4в зону6 и из зоны6в зону / (поточно).
Упр. 5.Выполнение верхних передач за голову (так же, как в упр. 1 и 2) при расположении игроков около сетки.
Упр. 6.Выполнение верхних передач за голову при расположении игроков треугольником в зонах2, 3, 4.
Упр. 7.Выполнение верхних передач мяча за голову при том же построении с первой передачей из зоны6в зону3под утлом 90е.
Упр. 8.Выполнение верхних передач мяча за голову (поточно) при перемещении игроков по направлению передачи — из зоны6в зону3и из зоны3в зону2.
Упр. 9.Выполнение верхних передач мяча за голову (как в аналогичных упражнениях) при расположении игрока, передающего мяч, левым боком к сетке с передачей за голову в зоны3 и. 4.
Упр. 10.Выполнение нападающих ударов с передач, направленных за голову в зону2.
Методические указания.Во всех упражнениях необходимо следить за правильностью исходного положения обучающихся, при котором кисти рук находятся над головой игрока, голова отклонена назад, туловище выпрямлено, ноги незначительно согнуты в коленных суставах. Следует контролировать правильность движений при встречном движении рук к мячу, добиваться плавности движений в момент соприкосновения рук с мячом и особенно при сообщении мячу нового движения, которое осуществляется в результате активного разгибания ног, отклонения туловища назад-вверх и движения рук, направленных также назад-вверх.
Задача 2. Научить технике верхней передачи мяча за голову из зоны выходящего игрока после перемещения его из исходной позиции (из зоны 7).
Средства и методы. Объяснение и показ техники верхней передачи мяча за голову с предварительным передвижением из исходной позиции в зону выходящего игрока. Объяснение тактического назначения таких передач. Выполнение техники передач мяча за голову в специальных упражнениях, сопровождающихся синхронными указаниями тренера.
Учебный материал.
Упр. 1.Выполнение верхней передачи мяча за голову после перемещения выходящего игрока к сетке. Первая передача на выходящего осуществляется из зоны4.
Упр. 2.Выполнение верхней передачи мяча за голову после передвижения выходящего игрока к сетке с направлением первой передачи из зоны5.
Упр. 3.Выполнение верхней передачи мяча за голову после
передвижения в зону выходящего игрока при первой передаче из зоны 6.
Упр. 4.Выполнение верхней передачи мяча за голову в зону2 после передвижения в зону выходящего игрока при первой передаче из зоны /.
150
Упр. 5.Выполнение верхней передачи мяча за голову в зону3 после передвижения в зону выходящего игрока при первой передаче из зоны1.
Упр. 6.Выполнение верхней передачи мяча за голову в чередовании с передачами вперед при первых передачах из зон /,4, 5, 6.
Упр. 7.Выполнение нападающих ударов из зоны2с передач, направленных за голову. Передача выполняется после передвижения в зону выходящего игрока из зоны /.
Упр. 8.Чередование нападающих ударов с передач, направленных перед собой (в зону 3) и за голову (в зону2).
Методические указания.При выполнении верхних передач мяча за голову важно следить за своевременностью передвижения игрока по площадке, правильным выбором места по отношению к мячу и исходным положением. Необходимо корректировать точность траектории передач мяча в соответствии с техникой их выполнения и чередовать передачи мяча по высоте и направлению
траектории.
Обучение тактике нападающего удара.
Задача 1. Научить тактике обводки блока с помощью ударов с переводом вправо и влево.
Средства и методы. Объяснение тактического назначения ударов с переводом в связи с особенностями постановки рук блокирующих игроков. Показ ударов, выполняемых не в полную силу, с переводом влево и вправо при обходе блока в различных зонах площадки. Практическое выполнение заданий обучающимися.
Учебный материал.
Упр. 1.Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак в зоне3.
Упр. 2.Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак из зоны2.(Разбег выполняется под углом 90° к сетке.)
Упр. 3.Выполнение нападающих ударов с переводом вправо-при проведении атак из зоны4и с края сетки этой же зоны.
Упр. 4.Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при проведении атак из зоны3.
Упр. 5.Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при атаках из зоны2.(Разбег выполняется под углом 35—40° к сетке.)
Задача 2. Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим ударом через блок противника.
Средства, методы и учебный материал те же, что и в задаче 1.
Задача 3, Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим направлением мяча пальцами раскрытой ладони на незащищенное место площадки противника.
Средства, методы и учебный материал те же.
Задача 4. Обучить имитации передачи мяча в прыжке с последующим нападающим ударом.
Средства и методы те же.
151
Учебный материал.
Упр. 1.Стоя левым боком к сетке, имитировать передачу мяча ;из зоны3с последующим нападающим ударом правой рукой.
Упр. 2.Стоя правым боком к сетке, имитировать передачу мяча из зоны3с последующим нападающим ударом левой рукой.
Обучение тактике блокирования.
Задача 1. Научить по подготовительным фазам движения нападающего игрока определять направление атакующего удара.
Средства и методы. Наблюдение за действиями атакующих игроков. Объяснение биомеханической обусловленности основной фазы нападающего удара от подготовительной фазы блокирующих. Объяснение своевременности и точности выбора места при блокировании. Практическое выполнение упражнений занимающимися.
Учебный материал.
Упр. 1.Блокирование, стоя на месте, с контролем за подготовительной фазой движений нападающего и предугадывание направления удара.
Упр. 2.То же после перемещений вправо и влево.
Задача 2. Научить определять направление атакующего удара по движению руки нападающего в безопорном положении.
Средства, методы и учебный материал те же.
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература