Тактическая подготовка
Как говорилось выше, тактическая подготовка волейболистов осуществляется посредством специальных упражнений, приближенных к игровой обстановке, а также на учебных, контрольных и официальных соревнованиях.
Кроме того, тактическая подготовка проводится в процессе индивидуального совершенствования в технике игры (средствах тактики) и на теоретических занятиях.
Специальные упражнения для совершенствования взаимодействия игроков при переходе от защиты к нападению.
В тренировке спортсменов высокой квалификации прием и передачу мяча необходимо совершенствовать при полете мяча с подачи или от нападающего удара.
Для того чтобы игроки «врабатывались» в то или иное задание, во всех упражнениях надо придерживаться последовательности: вначале сила ударов должна быть незначительной и мяч следует направлять по возможности точнее в место расположения игрока, затем постепенно силу ударов следует доводить до максимума, а направление полета мяча может быть произвольным в пределах площадки.
В специальных упражнениях, приближенных к условиям состязания, обычно выполняется несколько игровых приемов. Однако для выделения основной задачи и акцентирования на ней внимания спортсменов упражнения классифицируются в зависимости от главного и характерного для них.
Групповые упражнения для взаимодействия игроков при подаче противника.
Упр. 1.Задание выполняют группы в составе пяти игроков: три волейболиста принимают мячи от ударов, выполненных способом верхних прямых или боковых подач, которые попеременно двумя мячами производят два других игрока. Спортсменам, принимающим мяч, дается задание направить его с подачи одному из своих партнеров, который должен точно послать мяч на подающего игрока и встать на место для приема второго мяча. Игрокам, выполняющим подачу, делается указание постепенно увеличивать силу ударов.
Методическое указание.Количество подгрупп зависит от числа занимающихся. Расположить группы для выполнения упражнения можно вдоль боковых линий или за пределами площадки.
172
Упр. 2.То же, но в приеме мяча участвуют не три, а два игрока.
Методическое указание.В упр. 1 и 2 не ставится задача приблизить условия тренировки к игровой обстановке. Эти упражнения рекомендуется проводить с целью разминки в передачах и подачах перед основным заданием. При этом за короткое время игроки всей подгруппы смогут многократно выполнить два игровых приема, подготовив себя к выполнению следующих упражнений.
Упр. 3.Задание выполняется через сетку двумя подгруппами, состоящими из шести человек каждая. Основная задача — совершенствование передачи с подачи игроку зоны3.Последний ловит мяч и бросает его на подачу. Подачу производят два игрока попеременно двумя мячами.
Методическое указание.Для совершенствования передач (с подач) из различных зон площадки игроки меняются местами в своих подгруппах и, кроме того, выполняют задание то в левой, ю в правой половине площадки.
Упр. 4.То же, но с нападающим ударом игрока зоны4или2. Мяч от нападающего удара обязательно направляется в место расположения подающих игроков.
Упр. 5.То же, но для совершенствования ударов с коротких передач и откидок с целью проведения атаки в тактической комбинации «волна».
Упр. 6.Совершенствование первых передач для удара и от-кидки, а также ударов с первых передач и откидок.
Методическое указание.Расположение игроков при выполнении этого задания отличается от предшествующих тем, что в зоне3под сеткой нет игрока. Если один или несколько игроков команды хорошо владеют ударами левой руки, то при расположении подгруппы в левой половине площадки в момент выполнения задания целесообразнее направлять мяч для удара игроку-левше, который встает у сетки. В дальнейшем можно выполнять откидку за голову и удары с таких откидок, а также передачи для удара игроку, бьющему правой рукой, который располагается под сеткой.
Для создания заинстересованности игроков следует вводить игровой элемент с подсчетом очков. При этом нужно иметь в виду, что нападающие действия всегда выполняются более охотно, чем действия защиты.
Ниже приводятся упражнения такого плана:
Упр. 1.В этом упражнении два различных задания выполняются двумя подгруппами. Один из игроков площадки Б подает мяч на площадку А, где игроки направляют передачу на удар «сразу» и проводят атаку на игроков подгруппы, расположенной на площадке Б. Эти игроки играют только в защите. Приняв мяч, они посылают его способом верхней передачи на игроков площадки А, которые вновь атакуют. Упражнение длится до тех пор, пока защитники подгруппы на площадке Б не примут 10 мячей. После этого подгруппы меняются сторонами и заданиями.
173
Упр. 2.Выполняется через сетку двумя подгруппами. Волейбольная площадка условно делится по всей длине пополам.
Каждая подгруппа состоит из 5—6 человек; трое или четверо игроков принимают мячи с подачи, разыгрывают их для удара и проводят атаку, а два волейболиста находятся на подаче. Упражнение начинается с подачи одного из игроков площадки Б. Игроки площадки А разыгрывают мяч и проводят удар на подающих игроков площадки Б. После этого второй игрок площадки Б производит подачу вторым мячом, а игроки площадки А вновь повторяют свои действия. Затем два игрока площадки А поочередно подают, а игроки площадки Б разыгрывают мяч и атакуют.
Методическое указание.В таких же упражнениях можно совершенствовать удары с первых передач и откидок, а также атаки с низких передач и откидок в различных тактических комбинациях.
Упр. 3.То же, но игроки стараются принимать мячи от нападающих ударов и направлять их одному из партнеров, который отдает их волейболисту, стоящему на подаче.
Кроме приведенных выше упражнений, необходимо выполнять и другие, в которых взаимодействуют на площадке игроки всей команды. В этих упражнениях вначале совершенствуются тактические системы и их комбинации без активного противодействия противоположной группы игроков или команды. Затем в упражнения включается пассивное сопротивление блокирующих игроков (защита на задней линии). После этого в специальные упражнения включается активное сопротивление блокирующих игроков противоположной команды, и атаки нападающих игроков осуществляются в соответствии с организацией блокирования.
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература