logo
Ивойлов учебник

Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста

Волейбол оказывает прямое воздействие на воспитание подра­стающего поколения в духе коллективизма, дружбы, товарище­ства и ответственности перед своим коллективом. Систематические занятия волейболом воспитывают у занимающихся трудолюбие и упорство, развивают чувство долга и гордости за свой коллектив.

Многолетние тренировки и выступления на первенствах содей­ствуют выработке у игроков таких ценных качеств, как смелость и настойчивость, решительность и самоотверженность, инициатив­ность и дисциплинированность. Участие же в ответственных сорев­нованиях с зарубежными командами развивает у спортсменов чув­ство патриотизма. Все это создает положительные предпосылки для формирования этических норм поведения строителя коммунистиче­ского общества.

В свою очередь правильно построенный учебно-воспитатель­ный процесс по волейболу, своевременный педагогический и вра­чебный контроль, применение методов нравственного воспитания не замедлят сказаться на улучшении здоровья и учебы, выработке гигиенических привычек и навыков, соблюдении режима дня.

Современные методико-биологические и социологические иссле­дования показывают, что систематические, многолетние занятия спортом в значительной степени способствуют повышению долго­летия человека, его жизненной активности и трудоспособности.

Таким образом, занятие спортом вообще и волейболом в част­ности является делом, имеющим чрезвычайно важное общественное и социально-политическое значение.

Волейбол, имея много общего с другими спортивными играми, в то же время отличается от них определенными специфическими особенностями.

Характер игровой деятельности волейболиста обусловлен мгно­венной сменой ситуаций соревновательной борьбы, протекающей непрерывно, иногда в течение 2—2,5 часов. Кратковременные ин­тервалы отдыха (при выходе мяча из игры) недостаточны для раз­вертывания восстановительных процессов в организме спортсмена.

Данные исследований показывают, что продолжительность ак­тивной фазы (мяч в игре) в среднем составляет около 9 сек. Эта фа­за за одну партию повторяется от 38 до 87 раз, а за всю игру (в за­висимости от количества партий) — 171—348 раз. Средняя продолжительность

12

пассивной фазы составляет 7 сек. В настоящее время в связи с введением новых правил, связанных с подачей мячей судья­ми в целях более быстрого продолжения игры, эта фаза сократи­лась более чем в половину и составляет 2,5—3 сек. Продолжитель­ность отдельных периодов мышечной деятельности (розыгрыш оч­ка) длится приблизительно 41 сек. Такой вид деятельности протекает при неадекватности снабжения кислородом, что предъявляет боль­шие требования к анаэробным механизмам организма спортсмена.

При многократном чередовании нагрузок с кратковременными пассивными фазами физиологическое воздействие нагрузок будет

Рис. 1. Радиопульсограмма ЧСС во время одной партии (по А. Беляеву;. Условные обозначения:

////—игра в линии защиты; _. —игра в линии нападения; •—полуминутные пере­рывы.

иметь аэробно-анаэробный характер. При этом максимальное по­требление кислорода (средние данные) достигает 4,4 л/мин, а мак­симальная легочная вентиляция—147 л/мин. Частота сердечных сокращений во время игры составляет 157—180 уд/мин в трениро­вочных играх и 162—204 уд/мин на соревнованиях (рис. 1).

Величина нагрузок, состоящих из физических и эмоциональ­ных напряжений, характеризуется чрезвычайной изменчивостью и зависит от многих факторов: личной и командной технико-такти­ческой и физической подготовленности, значимости и масштабности соревнований, реакции зрителей, партнеров по команде и т. д.

Как показывают данные телекардиографических исследований, проведенных нами, частота сердечных сокращений даже у запас­ных игроков в момент остроконфликтных игровых ситуаций дости­гает 130—150 ударов в минуту. Поэтому увеличение частоты сер­дечных сокращений у полевых игроков до 180—200 ударов в минуту (рис. 2) не всегда объясняется адекватностью физических нагру­зок, в значительной степени ее можно отнести за счет повышенной эмоциональной напряженности.

Тем не менее многократное выполнение прыжков при блокиро­вании и нападающих ударах оказывает значительные воздействия

13

на нервно-мышечный аппарат, вызывая чрезвычайно высокие сдви­ги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем волей­болиста. Достаточно сказать, что после серии из 15—20 прыжков «до отказа» у спортсмена наступает утомление и он не может про­должать упражнение.

В связи со спецификой двигательной деятельности, протекаю­щей с переменной интенсивностью в динамическом режиме мышеч-

Ч СС. мин

Рис. 2. Телеэлектрокардиограмма волейболиста высокой квалификации, снятая во время игры (а) и пульсограмма радиотелеметрической регистра­ции частоты сердечных сокращений (б).

ных сокращений при непрерывном и быстром реагировании на изменяющуюся обстановку, у волейболиста происходят значитель­ные морфофункциональные изменения в деятельности анализа­торов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах. В частности, повышаются показатели различных функций зри­тельного анализатора: улучшается глубинное зрение, способствую­щее точности пространственной ориентировки, расширяется поле зрения, значительно улучшается координация деятельности наруж­ных мышц глаза (мышечный баланс). Кроме того, сокращаются микроинтервалы латентного периода простой и сложной зрительно-двигательных реакций: показатели реакций улучшаются с возрас­том и квалификацией волейболиста.

14

В процессе тренировки повышается способность нервно-мы­шечного аппарата волейболиста к быстрому напряжению и рас­слаблению мышц.

Большое количество выполняемых в игре прыжков способст­вует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечно­стей и значительному увеличению динамической силы мышц — сги­бателей стопы и разгибателей голени и бедра. В результате этого

Р и с. 3. Вариативность угла между плечом и вертикальной осью тулови­ща (1)и вариативность угла между бедром и голенью в технике нижнего приема мяча, летящего со скоростью 18 м/сек(2).

высота отрыва ОЦТ (общий центр тяжести) волейболистов состав­ляет 70—90 см.

Весьма заметного увеличения достигают показатели становой силы волейболиста, развивающейся при баллистических ударных движениях по мячу в безопорной фазе.

Укрепляется связочный аппарат кисти и увеличивается ее под­вижность.

Большой объем тренировочных и соревновательных нагрузок оказывает значительное физиологическое воздействие на функции внутренних органов: обмен веществ, кровообращение, дыхание, вы­деление и др. Об этом убедительно свидетельствуют данные изме­нения веса волейболистов в процессе ответственных соревнований. В среднем потеря веса после таких состязаний составляет от 1,5 до 2 кг. Большие энерготраты волейболистов позволяют отнести их нагрузки к нагрузкам субмаксимальной мощности.

В спортивной деятельности волейболиста в условиях вариативных ситуаций соревновательной обстановки автоматизированные

15

движения проявляются в более сложной форме, чем, напри­мер, при выполнении движений циклического характера — ходьбы, бега, плавания, гребли и т. д.

В то время как при беге, плавании и других видах циклических упражнений в процессе обучения и тренировки автоматизируются все компоненты двигательного навыка, в волейболе, в связи с чрез­вычайно большим разнообразием игровых ситуаций и необходи­мостью быстрого реагирования на каждое создавшееся положение особым характером ответных действий, автоматизации целостного двигательного акта не происходит. Иными словами, волейболиста необходимо обучать широкому диапазону подготовительных дейст­вий с большими пределами их вариативности. В то же время сле­дует добиваться автоматизации и сравнительной стабильности основного двигательного механизма.

Исследованиями последних лет показано, что коэффициент ва­риаций 2различных параметров подготовительных фаз движений в приемах техники волейбола имеет весьма значительные границы при довольно узких рамках, в которых совершаются основные дви­жения в рабочей фазе (рис. 3).

2 Коэффициент вариаций показывает, какой процент от среднего показателя составляет квадратическое отклонение. Он применяется для сравнения вариации различных признаков, дает возможность сравнивать изменчивость признаков, вы­ражающихся в различных единицах измерения, и устанавливать различия в сте­пени изменчивости.

16

Глава Ш. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Для того чтобы методически правильно строить занятия по волейболу с детьми, педагог должен знать анатомо-физиологические особенности детского организма. Только при этом условии занятия по волейболу будут способствовать правильному фи­зическому развитию и спортивному совершенствованию школь­ников.

Организм ребенка отличается от организма взрослого челове­ка не только размерами и весом тела, но и целым рядом анатомо-физиологических особенностей.

Рассматривая организм человека как целостную, сложную, управляемую систему, необходимо подчеркнуть, что деятельность его различных органов и систем находится в тесной взаимосвязи. Современными исследованиями установлено, что развитие мышеч­ного аппарата оказывает благотворное влияние на внутренние ор­ганы, а высокий уровень функционирования внутренних органов благоприятно влияет на мышечную деятельность.

Однако для своевременного и нормального развития всех ор­ганов во время роста большое значение имеет степень физической нагрузки, ее адекватность возрастным и половым особенностям школьников. Так, например, при перегрузке организма наблюдает­ся задержка роста, а при оптимальных физических упражнениях опорно-двигательный аппарат ребенка развивается гармонично. Отрицательное влияние могут оказывать на школьников в период полового созревания интенсивные нагрузки игрового характера, так как повышенная эмоциональная возбудимость, возникающая в результате таких упражнений, отдаляет субъективное чувство усталости, а развивающееся утомление может повлечь за собой яв­ления перетренированности. В частности, быстрый рост костно-связочного аппарата у подростков при некотором отставании развития сердечно-сосудистой системы требует постепенного подхода к дозированию тренировочных нагрузок, вызывающих значительное уве­личение частоты сердечных сокращений. При этом такие нагрузки должны быть кратковременными, их следует чередовать с интер­валами отдыха.

17

Неравномерно у детей происходит увеличение веса тела, фор­мирование мышц и скелета. В связи с этим необходимо учитывать, что преждевременное и непропорциональное увеличение различных мышечных групп может привести к задержке подвижности в суста­вах. Это в свою очередь может отрицательно сказаться на ампли­тудных характеристиках движений в период овладения детьми спортивной техникой.

При проведении занятий по волейболу необходимо учитывать, что в детском возрасте процессы возбуждения явно преобладают над тормозными процессами, и в связи с этим следует осторожно подходить к дозированию тренировочных нагрузок, так как воз­буждаясь дети часто не замечают наступающего утомления.

При выполнении мышечной работы у детей наблюдаются рез­кие изменения в деятельности различных функций организма. Осо­бенно это проявляется в период полового созревания, когда повы­шение реактивности организма способствует уменьшению работо­способности и ускоренному наступлению утомления.

Чрезвычайно бурно реагирует организм юных спортсменов и на различные эмоциональные воздействия. Например, предстар­товое состояние подростков характеризуется более значительными по сравнению со взрослыми изменениями частоты сердечных со­кращений и артериального давления. Более интенсивно в детском возрасте протекают и обменные процессы, что объясняется, во-первых, ростом организма ребенка, а, во-вторых, меньшими разме­рами тела в расчете на единицу веса. При одной и той же мышеч­ной работе обмен веществ у детей выше, чем у взрослых, так как по сравнению с последними у них более высокая возбудимость нерв­ной системы и большая реактивность организма.

В связи с этим большое значение для роста и работоспособ­ности детей имеет правильно организованное питание. У юных спортсменов суточная потребляемость калорий должна быть значи­тельно выше, чем у детей, не занимающихся спортом. У системати­чески тренирующихся школьников создаются благоприятные пред­посылки для лучшего стимулирования и протекания процессов об­мена.

Педагогу (тренеру) необходимо знать, что развитие сердечно­сосудистой системы в детском возрасте происходит неравномерно. Так, в возрасте 10—11 лет наблюдается наибольшее отставание увеличения веса сердца относительно веса тела, а в возрасте 11— 15 лет вес сердца увеличивается сравнительно с весом тела более интенсивно. После восемнадцатилетнего возраста это соотношение выравнивается.

К 14 годам в детском организме количество крови относитель­но веса тела достигает 9% (У взрослых — 7—8%) Частота сердечных сокращений у детей также больше, чем у взрослых. Однако ударный объем сердца у взрослых значительно больше, чем у детей. При систематической тренировке у юных спортсменов сердечная мышца увеличивается, становится более работоспособной и адаптированной к дозированным нагрузкам.

18

В сравнении со взрослыми кровяное давление у детей несколь­ко ниже: в 7—8 лет оно равно 99/66 мм, в 13—15 лет — 117/73 мм, в 16—18 лет— 120/75 мм.

С ростом тела у детей увеличивается потребность в кислороде, что благотворно влияет на увеличение грудной клетки и жизнен­ной емкости легких.

Частота дыхания также зависит от возраста. Например, в пя­тилетнем возрасте она составляет 26 в одну минуту, а в возрасте от 15 до 20 лет—20. Уменьшение частоты дыхания с возрастом связано с глубиной дыхательного цикла, то есть с увеличением ко­личества вдыхаемого воздуха.

В период полового созревания у детей резко увеличиваются функции желез внутренней секреции, что способствует интенсивно­му росту всего организма. В это время наблюдается повышение ра­ботоспособности, увеличение росто-весовых показателей, а также мышечной силы и других физических качеств.

При занятиях спортом необходимо постоянно осуществлять тщательный врачебно-медицинский контроль за школьниками. Каждый учащийся обязательно должен пройти дважды в течение года медицинское освидетельствование.