logo
Ивойлов учебник

Глава V. Тактика игры основы тактики

Под тактикой игры следует понимать целесообразные, согласо­ванные действия игроков команды, направленные на достижение победы на соревнованиях.

Тактика состоит из средств и способов ведения игры, которые рассматриваются в тесной связи с конкретными задачами, возника­ющими в процессе соревнований. Одной нз главных задач такти­ческой подготовки является моделирование в тренировочном про­цессе соревнований с предстоящим противником с учетом его сильных и слабых сторон и распределением обязанностей в своей и команде соперника таким образом, как это может произойти в са­мой игре. (Для выяснения стиля игры команды противника в насто­ящее время с успехом применяется киноразведка, позволяющая просмотреть на экране игру команды, с которой предстоит встреча в недалеком будущем.)

Важное место в тактике занимают индивидуальные и команд­ные тактические действия. Первые связаны с предугадыванием игровой обстановки, выбором места на площадке и выполнением спортивной техники. Вторые связаны с применением тактических комбинаций и систем игры.

Средства тактикиобъединяют все действия игрока без мяча (предугадывание действий противника, перемещения по площадке, выбор места, активное ведение игры, волевые проявления), все тех­нические приемы и их разновидности.

В процессе соревнований игрок в зависимости от игровой обста­новки может применять одну из разновидностей каждого техниче­ского приема и достигать при этом различных результатов. Поэто­му эффективность тактических средств ведения игры рассматривают во взаимосвязи с конкретными действиями противника. Для этой цели изучаются наиболее эффективные тактические средства напа­дения против сильной обороны противника, а также средства актив­ной защиты против мощного нападения.

Тактическими способамиведения игры называются согласован­ные и целенаправленные действия нескольких игроков (тактические комбинации) или всей команды (системы игры).

Каждая система игры характеризуется определенным распределением

84

обязанностей игроков команды и их расстановкой на пло­щадке. В психологическом плане тактическое действие представляет собой сложный комплекс идеомоторных процессов, протекающих последовательно и одномоментно.

Тактическое действие условно принято разделять на три фазы: восприятие и анализ соревновательной ситуации, мысленное реше­ние тактической задачи и осуществление тактической задачи в дви­жении.

Быстрое восприятие соревновательной ситуации и ее анализ имеют важное значение для всех последующих фаз. Неточное или несвоевременное восприятие является причиной ошибочных реше­ний и неправильных тактических действий.

Качество восприятия зависит прежде всего от совершенства объема и глубины зрения. Не менее важное значение при этом имеют: точность зрительно-моторных оценок, уровень тактического мастерства, тактический опыт, быстрота протекания мыслительных процессов, сосредоточенность и «настройка» спортсмена.

Восприятие соревновательной ситуации является лишь частью первой фазы тактического действия. Спортсмен должен целеуст­ремленно воспринимать детали общей тактической ситуации. Это необходимо для дальнейшего анализа и оценки ее особенностей в процессе мысленного решения тактической задачи.

Во второй фазе — мысленном решении тактической задачи — мозг спортсмена на основе сопоставления поступающей информации с имеющимся тактическим опытом посылает соответствующие сиг­налы-команды аппарату исполнения, который и осуществляет реше­ние двигательной задачи. В этой фазе очень важное значение име­ет автоматизированный поиск решения тактической задачи, что и обусловливает необходимые параметры движения — скорость, на­правление, амплитуду и распределение усилий.

Совершенствование «тактического мышления» осуществляется, главным образом, с помощью специальных соревновательных уп­ражнений и самих состязаний.

В третьей фазе — осуществлении тактической задачи в движе­нии — суммируется результат двух предшествующих фаз. Это дей­ствие представляет собой комплексную деятельность, включающую интеллектуальные и физические способности человека, так как здесь складываются итоги восприятия и анализа соревновательной ситуации с мысленным решением тактической задачи.

После того как положительный результат осуществления так­тической задачи передается путем обратной связи в мозг спортсме­на, в будущем в аналогичной ситуации он изберет тот же путь ре­шения задачи. При отрицательном результате анализируются при­чины неудачи и в дальнейшем вносятся необходимые коррекции в мысленное и двигательное решение тактической задачи.

Таким образом осуществляется совершенствование тактических способностей в спортивной деятельности, которая практически про­является в средствах и способах действий спортсменов.

85