logo
Ивойлов учебник

Техника второй передачи

Техника второй передачи обусловлена незначительной встреч­ной скоростью полета мяча (5—6 м/сек) и требованиями, предъяв­ляемыми к траектории второй передачи. К этим требованиям отно-

39

сятся: соразмерность скорости полета мяча с ритмом и скоростью разбега нападающего и выбор такой траектории передачи, при ко­торой атакующий игрок сможет произвести удар без блока или имея против себя одного блокирующего игрока соперника.

Классификация второй передачи приводится на схеме 4. Техника второй передачи мяча состоит из исходного положе­ния и трех последовательных фаз — встречного движения рук к мячу, фазы амортизации и вылета мяча и сопровождающего дви­жения рук за мячом.

40

Наиболее распространенной является вторая передача мяча вперед из опорного исходного положения. Техника ее выполнения заключается в следующем.

В исходном положении туловище волейболиста расположено вертикально, ноги согнуты в коленных и голеностопных суставах. Степень их сгибания зависит от высоты траектории полета мяча:

чем больше нисходящая ветвь, тем меньше угол сгибания.

В момент исходного положения смещение туловища предельно замедляется. При этом волейболист как бы фиксирует это положе­ние, готовясь к активному движению в последующих фазах пере­дачи мяча.

В исходном положении степень напряжения мышц волейболис­та, по данным электромиографических ннаблюдений, является ми­нимальной.

В первой фазе движения (рис. 22) — смещении рук навстречу мячу — ноги, туловище и руки выпрямляются. Это движение вы­полняется слитно в течение 0,1—0,15 сек.12Еще до момента соприкосновения

11 Электромиография—методика, позволяющая определить степень биоэлект­рической активности мышц. Электромиография широко применяется в исследова­ниях нервно-мышечного аппарата спортсмена.

12Временные показатели длительности фаз взяты из киносъемочных мате­риалов и основаны на циклографических измерениях автора.

41

пальцев с мячом углы между плечом и предплечьем, предплечьем и кистью увеличиваются. В конце этой фазы степень мышечного напряжения несколько возрастает. Причем в большей мере напрягаются мышцы предплечья и в меньшей — мышцы плеча.

Первая микрофаза рабочей фазы (амортизация) начинается от соприкосновения мяча с пальцами рук до максимальной потери скорости полета мяча и длится приблизительно 0,025—0,03 сек. При этом общий центр тяжести волейболиста продолжает подниматься в результате непрекращающегося разгибания ног; руки, разгиба­ясь в локтевых суставах, постепенно увеличивают скорость своего движения в пространстве.

Одновременно с этим значительно увеличивается тыльное сги­бание кисти — угол между предплечьем и кистью становится боль­ше. Этот процесс сопровождается значительным напряжением об­щего сгибателя кисти и пальцев, которое в данный момент превы­шает напряжение всех других поверхностных мышц руки.

Под воздействием силы, образуемой массой и скоростью летя­щего мяча, указательный и средний пальцы при соприкосновении с мячом приходят также в положение тыльного сгибания (аморти­зация).

Однако скорость движения рук продолжает постепенно повы­шаться, что происходит благодаря разгибанию рук и ног.

Вторая микрофаза рабочей фазы (сообщение мячу нового дви­жения и его вылет из рук) длится 0,025—0,03 сек. Сообщение мячу нового движения с определенной заданной траекторией требует увеличения мышечных усилий. Эти усилия проявляются в слитном, согласованном движении ног, туловища и рук. При траектории по­лета мяча, направленной под углом 60° к горизонтали, туловище волейболиста находится в вертикальном положении, ноги продол­жают разгибаться, общий центр тяжести смещается несколько вверх-вперед. В результате увеличения усилий, прилагаемых к опо­ре, пятка отрывается от поверхности площадки, вес тела перено­сится на носки обеих ног. Кисти и пальцы рук после тыльного сги­бания, взаимодействуя с мячом, упруго и эластично выпрямляются, придавая мячу новое поступательное движение.

Увеличение мышечных усилий в этой части рабочей фазы со­провождается нарастанием скорости движения рук в пространстве. Особенно активное разгибание рук в этом способе передачи проис­ходит в локтевом суставе, благодаря чему к моменту вылета мяча руки почти полностью выпрямляются.

В результате всех этих движений мяч вылетает из рук со сред­ней начальной скоростью 11 м/сек (при встречной средней скорости 6 м/сек).

В заключительной фазе — сопровождения мяча руками — ноги продолжают разгибаться почти до полного выпрямления. Туловище игрока и руки также выпрямляются и смещаются вверх-назад. Сте­пень мышечного напряжения постепенно снижается и приходит к исходному уровню. Динамографическая кривая реакции опоры

42

Рис. 22. Контурограмма (а),хронограмма(б),динамограмма(в)—1—снижение давления на опору при сгибании ног,2 —увеличение давления на опору при разгибании ног — и цикло­грамма(г).

имеет постепенно нарастающий и затем снижающийся волнооб­разный характер (рис. 22,в).

Таким образом, плавное увеличение электрической активности мышц рук к моменту рабочей фазы и постепенное ее снижение при сопровождении мяча, а также плавность динамографической кри­вой подчеркивают соразмерность и пластичность движений волей­болиста при передаче мяча, летящего с незначительной скоростью.

После прекращения движения волейболист опускает вниз руки и занимает положение игровой стойки.

Особенности техники выполнения второй пере­дачи мяча вперед на край сетки из зоны выходя­щего игрока заключается в следующем.

Для того чтобы направить мяч по высокой и далекой траекто­рии, волейболисту необходимо приложить значительные усилия как к опоре, так и к мячу. Для развития этих усилий игрок уже в исход­ном положении значительным сгибанием ног в коленных суставах создает предпосылки для увеличения пути ОЦТ в подготовительной и рабочей фазах движения.

Скорость смещения частей тела в пространстве в подготови­тельной и рабочей фазах при движении рук навстречу мячу, амор­тизации и вылете мяча превышает их скорость при рассмотренной выше обычной передаче.

Структура движений рук, кистей и пальцев остается стабиль­ной, за исключением более высокой степени их мышечного напря­жения.

При этом увеличение усилий характеризуется отрывом подош­венных частей стопы от поверхности площадки после вылета мяча из рук в фазе сопровождения мяча. В данном случае резкое оттал­кивание от опоры сопровождается реактивным всплеском динамографической кривой.

Особенности т е х н и к и второй прострельной пе­редачи мяча вперед из зоны выходящего игрок а заключаются в более кратковременном кистевом движении рук в подготовительной и рабочей фазах.

Сложность выполнения техники таких передач состоит в уме­нии так соразмерить свои усилия, чтобы мяч, набрав довольно боль­шую первоначальную скорость, предельно ее утратил, появившись над сеткой в зоне удара. Прострельные передачи рекомендуется вы­полнять только из удобных исходных положений.

Техника выполнения вторых передач назад (за голову) из зоны выходящего и г р о к а имеет зна­чительное своеобразие (рис. 23).

Находясь в исходном положении, волейболист поднимает руки выше, чем обычно, располагая их тыльной стороной кисти над го­ловой (рис. 23, а). При этом меняется и положение головы, которая для удобства контроля за мячом отклоняется назад.

Начиная с подготовительной фазы, туловище и руки игрока смещаются в пространстве вверх-назад. При этом в некоторой ме­ре меняется характер соприкосновения пальцев с мячом. В частности,

44

в рабочей фазе от начала соприкосновения с мячом до его вылета угол между кистью и предплечьем остается почти неизмен­ным. Передача осуществляется не за счет значительного разгиба­ния рук в локтевых суставах, а в результате вращения рук в плече-

Рис. 23

вом суставе и движения туловища назад-вверх с помощью незна­чительного прогибания в поясничной части позвоночника (рис. 23, б,е, г).

Для большей точности передачи волейболист в момент ее вы­полнения должен располагаться боком к сетке или под некоторым углом (в полоборота) к ней. Выполнять передачу стоя спиной к сетке не рекомендуется, так как при таком положении трудно сориентироваться и точ­но передать мяч.

Техника выполнения второй передачи мяча в прыжке имеет свои особенности (рис.24).

Прыжок может производиться как после разбега и имитации нападающего удара, так и с места с имитацией и без имитации последнего. (Техника второй передачи с предварительной имитацией удара будет рассмотрена в разд. «Отвлекающие дейст­вия».)

Остановимся на описании техники вы­полнения второй передачи без имитации. Как правило, передача мяча в прыжке осу­ществляется в тех случаях, когда мяч направлен по высокой траек­тории близко к сетке и передать его из опорного положения не представляется возможным.

Выполняя отталкивание от опоры, волейболист должен учиты­вать высоту траектории полета мяча и сопоставлять ее со своими

45

действиями таким образом, чтобы находиться в момент выполнения передач в наивысшей точке безопорной фазы. Отталкиваясь от опо­ры, игрок поворачивает в полете туловище правым или левым боком к сетке, выносит руки вверх (после махового движения) и подготав­ливает их к передаче мяча.

В случае передачи мяча ближнему партнеру она осуществля­ется за счет короткого движения кистей и пальцев почти полностью выпрямленных рук, при передачах на большое расстояние ампли­туда движений значительно увеличивается.

При передачах мяча в прыжке назад-за голову техника дви­жений рук остается такой же, как и при передачах назад из опор­ного исходного положения.

Значительную сложность представляют передачи в прыжке, когда мяч направлен резко на сетку. В данном случае, для того что­бы выполнить вторую передачу в прыжке, волейболисту приходится несколько менять технику движения рук. В частности, одна из рук (в зависимости от того, каким боком расположен игрок к сетке) вы­носится ближе к сетке и как бы преграждает путь летящему мячу. Руки выполняют движение асимметрично, причем направляет мяч рука, расположенная ближе к сетке, а другая лишь поддерживает мяч.