Техника второй передачи
Техника второй передачи обусловлена незначительной встречной скоростью полета мяча (5—6 м/сек) и требованиями, предъявляемыми к траектории второй передачи. К этим требованиям отно-
39
сятся: соразмерность скорости полета мяча с ритмом и скоростью разбега нападающего и выбор такой траектории передачи, при которой атакующий игрок сможет произвести удар без блока или имея против себя одного блокирующего игрока соперника.
Классификация второй передачи приводится на схеме 4. Техника второй передачи мяча состоит из исходного положения и трех последовательных фаз — встречного движения рук к мячу, фазы амортизации и вылета мяча и сопровождающего движения рук за мячом.
40
Наиболее распространенной является вторая передача мяча вперед из опорного исходного положения. Техника ее выполнения заключается в следующем.
В исходном положении туловище волейболиста расположено вертикально, ноги согнуты в коленных и голеностопных суставах. Степень их сгибания зависит от высоты траектории полета мяча:
чем больше нисходящая ветвь, тем меньше угол сгибания.
В момент исходного положения смещение туловища предельно замедляется. При этом волейболист как бы фиксирует это положение, готовясь к активному движению в последующих фазах передачи мяча.
В исходном положении степень напряжения мышц волейболиста, по данным электромиографических ннаблюдений, является минимальной.
В первой фазе движения (рис. 22) — смещении рук навстречу мячу — ноги, туловище и руки выпрямляются. Это движение выполняется слитно в течение 0,1—0,15 сек.12Еще до момента соприкосновения
11 Электромиография—методика, позволяющая определить степень биоэлектрической активности мышц. Электромиография широко применяется в исследованиях нервно-мышечного аппарата спортсмена.
12Временные показатели длительности фаз взяты из киносъемочных материалов и основаны на циклографических измерениях автора.
41
пальцев с мячом углы между плечом и предплечьем, предплечьем и кистью увеличиваются. В конце этой фазы степень мышечного напряжения несколько возрастает. Причем в большей мере напрягаются мышцы предплечья и в меньшей — мышцы плеча.
Первая микрофаза рабочей фазы (амортизация) начинается от соприкосновения мяча с пальцами рук до максимальной потери скорости полета мяча и длится приблизительно 0,025—0,03 сек. При этом общий центр тяжести волейболиста продолжает подниматься в результате непрекращающегося разгибания ног; руки, разгибаясь в локтевых суставах, постепенно увеличивают скорость своего движения в пространстве.
Одновременно с этим значительно увеличивается тыльное сгибание кисти — угол между предплечьем и кистью становится больше. Этот процесс сопровождается значительным напряжением общего сгибателя кисти и пальцев, которое в данный момент превышает напряжение всех других поверхностных мышц руки.
Под воздействием силы, образуемой массой и скоростью летящего мяча, указательный и средний пальцы при соприкосновении с мячом приходят также в положение тыльного сгибания (амортизация).
Однако скорость движения рук продолжает постепенно повышаться, что происходит благодаря разгибанию рук и ног.
Вторая микрофаза рабочей фазы (сообщение мячу нового движения и его вылет из рук) длится 0,025—0,03 сек. Сообщение мячу нового движения с определенной заданной траекторией требует увеличения мышечных усилий. Эти усилия проявляются в слитном, согласованном движении ног, туловища и рук. При траектории полета мяча, направленной под углом 60° к горизонтали, туловище волейболиста находится в вертикальном положении, ноги продолжают разгибаться, общий центр тяжести смещается несколько вверх-вперед. В результате увеличения усилий, прилагаемых к опоре, пятка отрывается от поверхности площадки, вес тела переносится на носки обеих ног. Кисти и пальцы рук после тыльного сгибания, взаимодействуя с мячом, упруго и эластично выпрямляются, придавая мячу новое поступательное движение.
Увеличение мышечных усилий в этой части рабочей фазы сопровождается нарастанием скорости движения рук в пространстве. Особенно активное разгибание рук в этом способе передачи происходит в локтевом суставе, благодаря чему к моменту вылета мяча руки почти полностью выпрямляются.
В результате всех этих движений мяч вылетает из рук со средней начальной скоростью 11 м/сек (при встречной средней скорости 6 м/сек).
В заключительной фазе — сопровождения мяча руками — ноги продолжают разгибаться почти до полного выпрямления. Туловище игрока и руки также выпрямляются и смещаются вверх-назад. Степень мышечного напряжения постепенно снижается и приходит к исходному уровню. Динамографическая кривая реакции опоры
42
Рис. 22. Контурограмма (а),хронограмма(б),динамограмма(в)—1—снижение давления на опору при сгибании ног,2 —увеличение давления на опору при разгибании ног — и циклограмма(г).
имеет постепенно нарастающий и затем снижающийся волнообразный характер (рис. 22,в).
Таким образом, плавное увеличение электрической активности мышц рук к моменту рабочей фазы и постепенное ее снижение при сопровождении мяча, а также плавность динамографической кривой подчеркивают соразмерность и пластичность движений волейболиста при передаче мяча, летящего с незначительной скоростью.
После прекращения движения волейболист опускает вниз руки и занимает положение игровой стойки.
Особенности техники выполнения второй передачи мяча вперед на край сетки из зоны выходящего игрока заключается в следующем.
Для того чтобы направить мяч по высокой и далекой траектории, волейболисту необходимо приложить значительные усилия как к опоре, так и к мячу. Для развития этих усилий игрок уже в исходном положении значительным сгибанием ног в коленных суставах создает предпосылки для увеличения пути ОЦТ в подготовительной и рабочей фазах движения.
Скорость смещения частей тела в пространстве в подготовительной и рабочей фазах при движении рук навстречу мячу, амортизации и вылете мяча превышает их скорость при рассмотренной выше обычной передаче.
Структура движений рук, кистей и пальцев остается стабильной, за исключением более высокой степени их мышечного напряжения.
При этом увеличение усилий характеризуется отрывом подошвенных частей стопы от поверхности площадки после вылета мяча из рук в фазе сопровождения мяча. В данном случае резкое отталкивание от опоры сопровождается реактивным всплеском динамографической кривой.
Особенности т е х н и к и второй прострельной передачи мяча вперед из зоны выходящего игрок а заключаются в более кратковременном кистевом движении рук в подготовительной и рабочей фазах.
Сложность выполнения техники таких передач состоит в умении так соразмерить свои усилия, чтобы мяч, набрав довольно большую первоначальную скорость, предельно ее утратил, появившись над сеткой в зоне удара. Прострельные передачи рекомендуется выполнять только из удобных исходных положений.
Техника выполнения вторых передач назад (за голову) из зоны выходящего и г р о к а имеет значительное своеобразие (рис. 23).
Находясь в исходном положении, волейболист поднимает руки выше, чем обычно, располагая их тыльной стороной кисти над головой (рис. 23, а). При этом меняется и положение головы, которая для удобства контроля за мячом отклоняется назад.
Начиная с подготовительной фазы, туловище и руки игрока смещаются в пространстве вверх-назад. При этом в некоторой мере меняется характер соприкосновения пальцев с мячом. В частности,
44
в рабочей фазе от начала соприкосновения с мячом до его вылета угол между кистью и предплечьем остается почти неизменным. Передача осуществляется не за счет значительного разгибания рук в локтевых суставах, а в результате вращения рук в плече-
Рис. 23
вом суставе и движения туловища назад-вверх с помощью незначительного прогибания в поясничной части позвоночника (рис. 23, б,е, г).
Для большей точности передачи волейболист в момент ее выполнения должен располагаться боком к сетке или под некоторым углом (в полоборота) к ней. Выполнять передачу стоя спиной к сетке не рекомендуется, так как при таком положении трудно сориентироваться и точно передать мяч.
Техника выполнения второй передачи мяча в прыжке имеет свои особенности (рис.24).
Прыжок может производиться как после разбега и имитации нападающего удара, так и с места с имитацией и без имитации последнего. (Техника второй передачи с предварительной имитацией удара будет рассмотрена в разд. «Отвлекающие действия».)
Остановимся на описании техники выполнения второй передачи без имитации. Как правило, передача мяча в прыжке осуществляется в тех случаях, когда мяч направлен по высокой траектории близко к сетке и передать его из опорного положения не представляется возможным.
Выполняя отталкивание от опоры, волейболист должен учитывать высоту траектории полета мяча и сопоставлять ее со своими
45
действиями таким образом, чтобы находиться в момент выполнения передач в наивысшей точке безопорной фазы. Отталкиваясь от опоры, игрок поворачивает в полете туловище правым или левым боком к сетке, выносит руки вверх (после махового движения) и подготавливает их к передаче мяча.
В случае передачи мяча ближнему партнеру она осуществляется за счет короткого движения кистей и пальцев почти полностью выпрямленных рук, при передачах на большое расстояние амплитуда движений значительно увеличивается.
При передачах мяча в прыжке назад-за голову техника движений рук остается такой же, как и при передачах назад из опорного исходного положения.
Значительную сложность представляют передачи в прыжке, когда мяч направлен резко на сетку. В данном случае, для того чтобы выполнить вторую передачу в прыжке, волейболисту приходится несколько менять технику движения рук. В частности, одна из рук (в зависимости от того, каким боком расположен игрок к сетке) выносится ближе к сетке и как бы преграждает путь летящему мячу. Руки выполняют движение асимметрично, причем направляет мяч рука, расположенная ближе к сетке, а другая лишь поддерживает мяч.
- А.В. Ивойлов
- Андрей Владимирович Ивойлов
- От автора
- Оглавление
- Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной
- Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17
- Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32
- Глава I. Исторический очерк
- Развитие волейбола в ссср
- Глава II. Значение игры и особенности двигательной деятельности волейболиста
- Определение двигательных способностей для занятий волейболом
- Воспитательная работа
- Организация секции волейбола школьного коллектива физической культуры
- Учет работы
- Врачебный контроль
- Глава IV. Техника игры основные понятия
- Стойки игрока
- Исходные положения
- Прием и передача мяча
- Техника второй передачи
- Техника первых приемов-передач
- Техника приема мяча снизу
- Нападающие удары
- Техника прямого нападающего удара
- Техника бокового нападающего удара
- Блокирование
- Техника индивидуального блокирования
- Техника группового блокирования
- Верхние подачи
- Глава V. Тактика игры основы тактики
- Средства тактики
- Индивидуальные тактические действия без мяча
- Индивидуальные действия с мячом
- Тактические системы нападения
- Система игры со второй передачи на трех нападающих
- Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока
- Тактическая система нападения с первой передачи
- Тактические системы защиты
- Система двух защитников
- Система трех защитников
- Глава VI. Методика обучения основы методики обучения
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития физических качеств волейболиста
- Парные упражнения
- Методика обучения технике
- Методика разучивания техники нападающих ударов
- Методика разучивания техники блокирования
- Методика обучения тактике
- Разучивание групповых тактических действий
- Глава VII. Методика спортивной тренировки
- Общие основы спортивной тренировки волейболиста Спортивная тренировка как педагогический процесс
- Закономерности спортивной тренировки
- Условия повышения тренированности
- Динамика объема и интенсивности нагрузок
- Цикличность тренировочного процесса
- Виды спортивной подготовки
- Совершенствование спортивной техники
- Совершенствование тактики
- Совершенствование физических и волевых качеств
- Техническая и специальная физическая подготовка
- Упражнения, выполняемые с большим объемом, для совершенствования приема-передачи мяча с подачи
- Блокирование
- Тактическая подготовка
- Командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника
- Групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Упражнения для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками
- Командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов
- Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям
- Учебно-тренировочные игры для совершенствования тактики
- Товарищеские контрольные игры
- Глава VIII. Особенности методики подготовки команд высокой квалификации
- Руководство командой
- Литература