logo
Ивойлов учебник

Глава VI. Методика обучения основы методики обучения

Обучение в физическом воспитании вообще и в волейболе в частности призвано решать образовательные и воспитательные за­дачи. Иными словами, процесс обучения двигательным действиям неразрывно связан с воспитанием личности.

Методика обучения в физическом воспитании, основываясь на общепедагогических принципах и методах советской педагогики, имеет свои специфические черты и особенности. Эти особенности раскрываются в частных основах методики обучения, в специфич­ности постановки задач, этапов обучения, а также средств и ме­тодов.

Специфические черты выявляются также в последовательности планирования учебного материала, логической связи и взаимоза­висимости между изучаемыми двигательными действиями (по прин­ципу положительного и отрицательного переноса), в длительности их освоения, а также в своеобразии подготовительных, подводящих и специальных упражнений.

Коренное отличие обучения от многолетнего периода спортив­ной тренировки, совершенствования высшего спортивного мастерст­ва состоит в том, что на разных этапах обучения неизменно при­сутствует элемент научения, основанный на изучении, разучивании и закреплении новых двигательных действий. В связи с этим педа­гог-тренер должен добиваться устойчивого внимания у своих питом­цев, умения анализировать свои движения, вносить в них необходи­мые коррективы, сопоставлять результативность выполненных дей­ствий с их кинематикой, динамикой и распределением мышечных усилий во времени.

Все это становится возможным (особенно на начальных этапах обучения) благодаря четкому представлению об изучаемом техни­ческом приеме, его разучивании в облегченных условиях, по воз­можности исключающих воздействие большого числа внешних раз­дражителей.

Успех в процессе обучения зависит от совместных усилий пе­дагога и ученика. Роль первого состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и показать изучаемое действие, определив основ­ные и частные ошибки обучающегося, а второго — в способности

120

анализировать свои движения, вносить в них нужные исправления и овладевать движениями в процессе многократных повторений.

Основная цель обучения состоит в воспитании у занимающих­ся этических норм поведения, предусмотренных моральным кодек­сом строителей коммунизма.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза го­ворится: «Партия считает одной из важнейших задач—обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепко­го молодого поколения с гармоническим развитием физических и ду­ховных сил» 17.

Частными задачами обучения являются воспитание двигатель­ных и волевых качеств и овладение спортивной техникой и тактикой волейбола, а также привитие обучающимся инструкторских навы­ков. Для решения поставленных задач необходимо наличие физи­ческой, технической, тактической, психической, теоретической и игровой (интегральной) подготовленности.

Все виды подготовки тесно связаны между собой и взаимодо-полняют друг друга. Недостаточная подготовка в одном из указан­ных разделов не замедлит сказаться на общем уровне игры волей­болиста.