logo search
Приложение 7 Ленинградская область

Факторы туристско-рекреационного районирования

При осуществлении туристско-рекреационного районирования тер­ритории любого региона следует учитывать два основных условия, а именно:

• востребованность территории потенциальными туристами опре­деляется присутствием на ней объектов туристского интереса и рекреа­ционных зон;

• доступность района для посещения определяется наличием путей сообщения, их техническим состоянием, развитостью общественного транспорта, отсутствием административных ограничений на посещение данной территории.

Исходя из этого, в практических целях можно принять в качестве основных факторов туристско-рекреационного районирования:

1. наличие особо охраняемых природных территорий и/или других природных рекреационных ресурсов;

2. присутствие на территории района объектов, формирующих его историко-культурный потенциал;

3. существование на территории района развлекательных центров и иных объектов проведения досуга;

4. развитость туристской инфраструктуры (наличие гостиниц и дру­гих мест размещения, а также условия, ими предоставляемые);

5. состояние транспортной инфраструктуры (наличие и техническое состояние путей сообщения, развитость системы общественного транс­порта);

6. туристско-рекреационное взаимодействие с сопредельными ре­гионами и государствами;

7. туристско-географическое положение региона, т. е. его отдалён­ность от регионов-поставщиков туристов;

8. ограничения, накладываемые на посещение территории в силу различных причин.

Наличие особо охраняемых природных территорий, а также дру­гих природных рекреационных ресурсов является одним из основных факторов развития туризма в зарубежных странах. Однако следует иметь в виду, что далеко не каждая особо охраняемая природная территория является туристским аттрактором. К числу таковых относятся главным образом национальные парки. В заповедниках любая хозяйственная деятельности запрещена или ограничена, заказники предназначены для решения определённых задач (например, используются в качестве охот­ничьих угодий), памятники природы далеко не всегда привлекательны с эстетической точки зрения.

Кроме того, следует иметь в виду, что привлечь туристов в пределы особо охраняемых территорий можно главным образом при помощи за­претов на использование в аналогичных целях территорий, для этого не предназначенных. Например, в соседней Финляндии приток туристов в национальные парки объясняется тем, что посещение с рекреацион­ными целями других территорий запрещено либо формально (законом), либо фактически (обычаем). У нас нет запретов, определяемых законами (въезда в лес на личном транспорте, например), равно как и обычаями, которые диктуют скорее обратное, например разведение костров и сто­янки машин там, где заблагорассудится. До тех пор, пока эта ситуация сохраняется, вряд ли стоит рассчитывать на приток туристов ъ ООПТ. Что касается администрации охраняемой территории, то следует вести большую рекламную деятельность.

Присутствие на территории района объектов историко-культурного наследия также традиционно расценивается как один из важнейших факторов развития туризма на данной территории. Это дей­ствительно так, но следует иметь в виду, что фактор этот далеко не всегда решающий. Туризм в основном имеет развлекательный, а не образователь­ный характер. Туристы обычно не против посещения какой-либо достопримечательности, особенно если о её существовании широко известно (например, Выборгский замок или крепость Копорье). Но подобного рода посещения имеют, как правило, однодневный характер, особенно если речь идёт о поездках в пределах Петербургского региона (С.-Петербург и Ленинградская область). Однодневные поездки существенного до­хода в казну региона не приносят. Для того чтобы удержать туриста на несколько дней, необходимо либо сосредоточение объектов туристского интереса в относительной близости друг от друга, но таких территорий в Ленинградской области, в отличие от С.-Петербурга, немного, либо на­личие у туристов каких-либо иных стимулов для длительного пребывания (развлечения, шопинг и т. д.), о чём убедительно свидетельствует опыт близких к Ленинградской области Скандинавских стран.

Существование на территории района развлекательных центров и иных объектов проведения досуга в современных условиях является одним из важнейших, если не самым главным, фактором привлечения туристов. Так, почти лишённая каких-либо выдающихся объектов куль­турного наследия Финляндия создала мощную туристскую индустрию, опирающуюся главным образом на развлекательные объекты, созданные в последние десятилетия: «Деревня Сайта-Клауса» под Рованиеми, мно­гочисленные аквапарки, парки развлечений и спортивные центры, раз­бросанные по всей территории страны. В Ленинградской области такие объекты создаются, но очень медленно. При этом многие характерные для североевропейских стран объекты развлечений и досуга здесь поч­ти не создаются например, водно-оздоровительные центры (аквапарки). Основная проблема здесь, видимо, заключается в ограниченности инве­стиционных возможностей.

Развитость туристской инфраструктуры (наличие гостиниц и других мест размещения, а также условия, ими предоставляемые), очевидно и несомненно, представляет собой один из важных факторов развития туризма. Но здесь следует иметь в виду, что сами по себе места размещения не формируют туристских потоков. Они определяют воз­можность формирования таких потоков, но не более того. Кроме того, чрезвычайно важна также объективная оценка условий, предоставляе­мых этими местами размещения. Тарифы на размещение в гостиницах в России в целом и в Ленинградской области в частности уже пример­но равны аналогичным тарифам в соседних государствах Евросоюза, Финляндии и Эстонии. Но уровень подавляющего большинства наших гостиниц значительно уступает уровню соответствующих мест разме­щения в европейских государствах. Кроме того, большое и зачастую преувеличенное внимание уделяется созданию гостиниц. При этом совершенно упускается из виду опыт европейских стран, где гостиницы предназначены для людей, которых мы бы назвали «командированны­ми», т. е. для тех, кто путешествует с деловыми целями. Для обычных туристов предназначаются кемпинги, хостелы и мотели, которых у нас либо нет (российские кемпинги сходны с европейскими только по назва­нию), либо почти нет (хостелы), либо очень мало (мотели).

Состояние транспортной инфраструктуры (наличие и техниче­ское состояние путей сообщения, развитость системы общественного транспорта) было, есть и будет одним из основных факторов развития туризма. Уровень развития дорожной сети является сейчас одним из факторов, сдерживающих развитие туризма в Ленинградской области, и останется таковым в пределах прогнозируемого будущего. Для эффектив­ного развития авто- и велотуризма важны не только хорошие дороги, но и наличие на них указателей и информационных щитов, оборудованных мест для «зелёных стоянок», придорожных столовых и кафе, заправоч­ных станций и станций технического обслуживания. Перегруженность «вылётных» магистралей в самые благоприятные для выездов дни неде­ли - с пятницы по воскресенье - также явно не способствует развитию самостоятельного автомобильного туризма. Однако большим преиму­ществом Ленинградской области в сравнении с соседними областями является хорошо развитая дорожная сеть, особенно в западных районах области, где легко можно переходить с одной магистральной дороги на другую, и соответственно организовывать туристские маршруты разной конфигурации (туристы обычно не любят дважды проезжать по одной и той же дороге).

Большой проблемой является также уровень развития обществен­ного транспорта. В настоящее время без особых проблем может быть совершена самостоятельная однодневная поездка в пределах 2-2,5-часо­вой доступности от С.-Петербурга, т. е. в пределах зоны, в которой ходят пригородные электропоезда. И целью этих поездок может быть главным образом посещение территорий, примыкающих к основным железным дорогам. Выезд за пределы «зоны электропоездов» очень сложен, по­тому что движение пригородного транспорта от их конечных пунктов осуществляется очень редко. С большими проблемами связана поездка в районы Ленинградской области, не имеющие прямого транспортного со­общения с С.-Петербургом. Сообщение глубинных частей многих райо­нов Ленинградской области даже с их райцентрами очень затруднено, особенно в зимнее время.

В ряде случаев туристско-рекреационные районы Ленинградской области продолжаются на территории других ре­гионов или, напротив, являются продолжением соответствующих райо­нов других регионов (С.-Петербурга, Карелии, Новгородской области). При планировании туристско-рекреационной деятельности на террито­рии Ленинградской области следует иметь в виду, что её успешность во многом связана, с одной стороны, с межрегиональным взаимодействи­ем, а с другой - с межрегиональной конкуренцией. Межрегиональное взаимодействие заключается в существующем или прогнозируемом взаимном дополнении регионов. Например, Северное Приладожье представляет собой единый туристско-рекреационный район, располо­женный на территории двух субъектов Федерации — Ленинградской области и Республики Карелия, и имеет соответственно два центра: в Ленинградской области - Приозерск, в Карелии - Сортавалу. То же са­мое относится к Восточному Приладожью и Западному Прионежью. Часть Подпорожского района Ленинградской области, где расположе­ны памятники деревянного зодчества в деревнях Гимрека и Щелейки, имеет регулярное автобусное сообщение с Петрозаводском, Вытегрой и даже Вологдой, но не имеет такового с С.-Петербургом.

Межрегиональная конкуренция определяется тем обстоятельством, что соседние с Ленинградской областью более известные на туристском рынке субъекты Федерации имеют сходные условия для развития туриз­ма. Исходя из этого, районам Ленинградской области для привлечения туристов надо прилагать дополнительные усилия.

Туристско-географическое положение Ленинградской обла­сти определяется тем, что районы, формирующие туристские пото­ки, находятся за пределами региона. Основным источником туристов для Ленинградской области является Санкт-Петербург. Основываясь на оценке транспортных потоков, можно утверждать, что летом в вы­ходные дни на территории Ленинградской области находится пример­но 1-1,5 млн. жителей города, что немногим уступает или примерно равно численности населения самой области. Некоторые территории Ленинградской области в качестве отрасли специализации имеют ре­креационную деятельность.

Для приграничных территорий Ленинградской области большое зна­чение имеют сопредельные государства - Финляндия и Эстония. Поток лиц, пересекающих границу в обоих направлениях, огромен. По стати­стическим данным, только на границе России и Финляндии фиксируется свыше 6 млн. пересечений в год. Постоянно растёт поток людей, пересека­ющих границу Эстонии и России. Её возможно пересечь пешком, и пеше­ходное движение здесь характеризуется очень высокой интенсивностью.

Ограничения, накладываемые на посещение территории в силу различных причин (значительная часть территории Ленинградской области занята пограничной зоной, а также гарнизонами, полигонами и базами различных силовых ведомств) представляют собой один из наиболее значимых, хотя и часто недооцениваемых, факторов развития туризма. Пограничная зона, установленная вдоль границ с Финляндией и Эстонией, включает в свой состав многие чрезвычайно интересные с точки зрения туризма части Ленинградской области, например в её со­став включены уникальные памятники военно-инженерного искусства «Красная Горка» и «Серая Лошадь». Обычный турист не может посетить острова в Финском заливе, которые также отнесены к погранзоне.

Расположение гарнизонов, полигонов и баз далеко не всегда за­фиксировано в открытых источниках. Например, крупнейший в Европе танкодром, расположенный между Сертолово, Белоостровом и Чёрной речкой, на общегеографических картах в качестве закрытого объекта не обозначается. То же относится и к Лужскому артиллерийскому полиго­ну, занимающему значительную часть Лужского района, и к полигону железнодорожных войск в том же Лужском районе. Территории, кото­рые обозначены на карте как общедоступные, могут оказаться закры­тыми и охраняемыми (полигон для испытания колёсной техники в нос. Елизаветинка Всеволожского района).