logo
Приложение 7 Ленинградская область

Формирование туризма как отрасли экономики

Понятие «отрасль экономики», использовавшееся до 2003 года в ОКОНХ (общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства), сейчас в официальных источниках не применяется. С введение ОКВЭД это понятие заменено на «вид экономической деятельности». Однако по­нятие «отрасль экономики» продолжает использоваться очень широко. Более того, можно утверждать, что для использования в практических целях понятий «отрасль экономики» и «вид экономической деятельно­сти» можно считать близкими по смыслу.

В развитой части мира туризм является одной из самых динамич­ных и прибыльных отраслей. Согласно одному из исследований турист­ских потоков, в 2006 году общемировые доходы от туризма составили 6,5 трлн. долларов, в этой сфере занято 8,7% экономически активного населения мира. Согласно рейтингу, учитывающему как прямое, так и косвенное воздействие туризма на национальную экономику, Россия занимает 121-е место в мире, доходы от туризма составили 94,8 млрд. долларов. По абсолютным показателям доходов от туризма Россия при­мерно в семнадцать раз уступает США (1652,7 млрд. долларов). Доходы от туризма в соседней Финляндии в 2006 году составили 25,2 млрд. дол­ларов при том, что население страны составляет примерно 5,3 млн. чело­век, или примерно 5 тыс. долларов на каждого жителя19. Если такова си­туация в России, то трудно ожидать лучшего положения в её отдельных регионах, в том числе и в Ленинградской области. Можно утверждать, что туризм как отрасль российской экономики находится в начале своего развития.

Туристская деятельность на территории Ленинградской области ре­гламентируется федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года, с из­менениями, а также областным законом от 9 декабря 1997 года № 73-ОЗ «О туристской деятельности на территории Ленинградской области», с изменениями, вносившимися в 2001 и 2003 годах (законы № 1-ОЗ от 12 января 2001 года и № 18-ОЗ от 7 марта 2003 года). Следует отметить, что как законы, так и программы развития туризма исходят из того, что это направление деятельности должно развиваться самостоятельно, без прямого вмешательства и поддержки со стороны органов государствен­ного и муниципального управления. Исходя из программы «Развитие туризма и рекреации в Ленинградской области на 2006-2008 годы», основной задачей соответствующих органов администрации области и органов местного самоуправления является информационное обеспече­ние развития туризма, но не прямое участие в деятельности туристско-рекреационных предприятий. К сожалению, этого не всегда достаточно. В 2007 году в области работало 410 коллективных средств размещения, из которых 16 новых и реконструированных20.

Существует определённое противоречие между декларируемой стратегией по позиционированию предприятий отдыха Ленинградской области как альтернативы дорогому размещению в городе и реальной действительностью. Об этом свидетельствует анализ «Отчёта о ходе вы­полнения региональной целевой программы "Развитие сферы ту­ризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008 годы"» за 2007 год21. Так, созданный в 2007 г. парк-отель «Emperador» располага­ется в 130 км от С.-Петербурга в сторону Приозерска, а стоимость раз­мещения в нём начинается от 3-3,5 тыс. руб. за номер, в зависимости от сезона года. База отдыха «Рюмашки», упоминаемая в том же отчёте, рас­полагается в Приозерском районе, «OBUHOFFVillage» - в Выборгском районе Ленинградской области, и стоимость размещения начинается от 2200 руб. за одноместный номер/сутки, «Ганинская ферма» - част­ное охотничье хозяйство в том же Выборгском районе (пос. Пушное), «Бухта Моторная» в Приозерском районе, стоимость номера от 3500 руб., «Вилла в лесу» в Приозерском районе, стоимость коттеджа от 6000 руб./сутки. Коттеджный комплекс «FreeLandia», указанный в отчёте, во­обще находится в Финляндии неподалёку от г. Иматры (Руокалахти).

Таким образом, туристско-рекреационная деятельность в Ленинградской область ориентируется в первую очередь на состоятель­ного потребителя, представлена в целом небольшим числом предпри­ятий, привлекает не слишком значительную по численности рабочую силу и обладает очень слабым мультипликационным эффектом, т. е. поч­ти не сказывается на развитии области в целом.

В 2005 году доля вида экономической деятельности «Гостиницы и рестораны» в валовом региональном продукте (ВРП) Ленинградской об­ласти составляла 0,5%. Доля этого направления для России (по сумме регионов) составила 0,9%, С.-Петербурга - 1,4%, Псковской области -1%, Новгородской области - 1,2%, Карелии - 0,8%, Вологодской обла­сти 0,6%22. Насколько можно судить по косвенным данным, за последние годы доля этого вида экономической деятельности в ВРП области вряд ли резко возросла.

Нынешнее состояние туризма как в Ленинградской области, так и в соседних регионах является неустойчивым. Ситуация может измениться как в сторону увеличения туристских потоков, так и в сторону их умень­шения. Многочисленные программы развития туризма, принимавшиеся в разных субъектах Федерации, пока не дали каких бы то ни было суще­ственных результатов прежде всего потому, что они не имели серьёзного обоснования и проработки.

Развитие туризма, как и любой отрасли экономики, дело не быстрое, здесь немедленных результатов не бывает. Кроме того, чтобы получать деньги от туризма, надо их сначала вложить в развитие туристской ин­фраструктуры, в формирование положительного «образа региона» в СМИ и рекламные компании. Желательно действовать именно в такой последовательности. Обычно начинают с рекламы, но удачно проведён­ная рекламная компания может «заманить» туриста в регион, однако если его ожидания будут обмануты, повторный визит вряд ли состоится. Для успешного развития туризма в Ленинградской области следует кардинальным образом сменить его идеологию. Современный област­ной, как и российский туристический бизнес, стремится к тому, чтобы получить максимальную прибыль от каждого туриста. Нужно ориен­тироваться на европейскую туристскую деятельность, экономическая эффективность которой обеспечивается за счёт большого туристского потока, при этом прибыль от каждого отдельного туриста минимальна.

Также следует учитывать тот факт, что Ленинградская область, как и большинство Северо-Западных субъектов Федерации, не имеет воз­можности ни обеспечивать прямыми инвестициями создание объектов туристской инфраструктуры, ни привлекать их со стороны в значитель­ных количествах.

Большое значение имеет выбор стратегии развитии туризма в регионе, или, если использовать принятую в отечественной экономической географии терминологию, его специализацию. Предлагается множество направлений специализации туризма Ленинградской области. Но оче­видно, что многие из этих предложений представляют собой «кальку» с зарубежного опыта, в наших условиях далеко не всегда применимую.

Есть сомнения, что в Ленинградской области широкое распростра­нение может получить «сельский туризм». В зарубежной Европе житель города, как правило, не имеет загородного участка, на котором он может выстроить дачный домик и заняться возделыванием сада или огорода. В силу этого европейские горожане с большим интересом отправляются в сельские туры. Но большинство жителей российских городов имеют дачи и используют именно их в целях «агротуризма». Те же, кто дач не имеет, и к посещению сельской местности в туристских целях, с про­живанием в деревенских домах и участием в сельскохозяйственных ра­ботах, обычно не склонны. Кроме того, развитию сельского туризма в Ленинградской области не способствуют климатические условия: малое количество солнечных дней, небольшая продолжительность купального сезона. Для этого вида туризма более подходят регионы средней полосы России.

Перспективными в специфических условиях Ленинградской области, областной центр которой по численности населения втрое превосходит область, можно считать рекреационный и культурно-познавательный ту­ризм. При этом в большинстве районов области эти два направления не только могут, но и должны сочетаться. Рекреационный туризм в данном случае может представлять собой как двух-, трёхдневные поездки на вы­ходные и праздники, так и более длительные путешествия, связанные с проведением отпуска.

Следовательно, основное внимание должно уделяться созданию не­капиталоёмких объектов туристской инфраструктуры, которые в то же время могут привлекать значительное количество туристов. Такого рода объекты давно созданы в Западной Европе и США. Это кемпинги. В раз­ных странах Европы уровень комфорта, обеспечиваемый в кемпингах, различен. Но для условий Ленинградской области более всего пригоден кемпинг скандинавского типа, широко распространённый в Финляндии, куда ежегодно отправляются сотни тысяч наших соотечественников. Даже сайт сети кемпингов Финляндии с 2007 года имеет русскоязычную версию.

Можно привести примеры кемпингов разного уровня. Сложный по структуре круглогодично действующий кемпинг «Хухтиниеми» в Лаппеенранте. В состав кемпинга входит кирпичная двухэтажная гостиница туристского класса и «гостевые апартаменты», где размещение воз­можно в течение всего года. В летний сезон в составе кемпинга действу­ют также кемпинговые домики на 2 и 4 человек (небольшие деревянные домики с двухэтажными кроватями), а также площадка для караванов (автоприцепов-дач и автомобилей-дач) и палаток. Есть два деревянных бытовых корпуса с душами и туалетами, соответственно имеется водо­провод и канализация, а также корпуса-столовые и площадка для гриля, где можно разводить открытый огонь.

Есть кемпинги, рассчитанные только на использование в летний период. Пример - «Уконниеми» в Иматре. Есть только места для кара­ванов и палаток, а также кемпинговые домики. Один бытовой корпус (души и туалеты), а также корпус-столовая. Все постройки из дерева. Неподалёку от кемпинга - хостел «Уконнлинна», в его состав не вхо­дящий, но зимой и в межсезонье, когда кемпинг закрыт, размещающий малобюджетных туристов (одноместная комната примерно два на пол­тора метра, двухместная - два на три метра, кухня и столовая общие для всего хостела, души и туалеты в коридоре). Частью кемпингов могут являться коттеджные посёлки, причём уровень коттеджей бывает весь­ма высоким. Стоимость размещения в кемпинге колеблется от 5-6 евро за человека (размещение в собственной палатке или караване) до 60-70 евро (размещение в комфортабельных стационарных условиях, близких или равных гостиничным).

Но важно понять отличие кемпинга от мотеля. В зарубежных стра­нах кемпинг - это место отдыха, он совершенно не обязательно распола­гается на крупной транспортной магистрали, чаще в стороне от неё, но обязательно по соседству либо с пляжем, либо с какой-то природной или исторической достопримечательностью. Он предназначен для размеще­ния малобюджетных или семейных путешественников, хотя для некото­рых посетителей кемпинг - это образ жизни. Мотель - это придорожная гостиница, предназначенная для кратковременной остановки, всегда расположенная на крупной трассе и для отдыха в целом не предназна­ченная. У нас в стране произошло существенное смещение понятий, и российский кемпинг чаще всего расположен при крупной трассе, состоя из коттеджей с высокой стоимостью проживания.

Различие типов кемпингов не позволяет однозначно оценить уро­вень инвестиций, необходимых для их создания в России. Можно лишь привести достаточно условные расчёты. Стоимость одного бунгало для кемпинга площадью 16,8 кв. м с использованием современных строи-тельных материалов в ценах 2006 года составляла 93 тыс. руб.23 В рублях 2007 года его стоимость можно оценить примерно в 100 тыс. руб. Соответственно кемпинг, включающий в свой состав 10 таких бунгало, деревянный бытовой корпус и кухню-столовую, обустроенную площад­ку для караванов и палаток, а также зимний дом для обслуживающе­го персонала, обойдётся примерно в 2-2,5 млн. рублей, или около 60-70 тыс. евро, и будет построен за год. Если принять вместимость такого кемпинга в 50 человек (20 человек - в бунгало, 30 человек - в палатках и караванах), то при работе только в тёплое время года (май - сентябрь), исходя из средней ежедневной половинной наполняемости в это время (25 человек) и средней стоимости размещения одного человека 500 руб. (это примерно средняя стоимость размещения одного человека в кем­пингах Финляндии), такой кемпинг практически окупится за один сезон.

Безусловно, это расчёт слишком условный и чересчур оптимистич­ный, но в то же время дающий представление о возможностях этого со­вершенно не развивающегося в условиях Ленинградской области самого массового и «демократичного» сегмента туристской инфраструктуры. В зарубежной Европе кемпинги располагаются повсеместно, причём мно­гие из них работают только в тёплое время года, исходя из чего можно сделать вывод, что это в целом прибыльные предприятия. Иначе вряд ли деятельность в области содержания кемпингов была столь широко рас­пространённой.

Небольшие объёмы инвестиций при высокой вероятности их быстрой окупаемости должны привлечь инвесторов, в числе которых могут быть областные и муниципальные учреждения. Во многих странах Европы кемпинги являются муниципальной собственностью, принося в бюдже­ты муниципалитетов неплохие доходы. Никаких проблем не составит также поиск подрядчиков. На строительном рынке Ленинградской об­ласти изобилие предложений по деревянному строительству, прокладке местных сетей водопровода и канализации, ландшафтному проектирова­нию (очевидно, что при создании кемпингов необходимо обустройство территорий, на которых они располагаются). Подобного рода фирмы работают на территории определённых муниципальных образований, как правило, тесно с ним связаны и вряд ли откажутся от выполнения муниципального заказа.

При создании кемпингов следует учитывать ещё один фактор, кото­рый зачастую упускается из виду. Это системность. Кемпинги предна­значены для людей, путешествующих самостоятельно на автомобилях, мотоциклах, велосипедах, общественным транспортом и часто стремя­щихся увидеть за время путешествия как можно больше. Самостоятельно путешествующий турист в зарубежной Европе уверен в том, что он всегда найдёт кемпинг для ночлега или длительного пребывания, по­скольку эти кемпинги располагаются на относительно небольшом рас­стоянии друг от друга. Для Скандинавии это расстояние - 50-60 км. Для Ленинградской области такая густота сети кемпингов пока что недости­жима, но для привлечения массовых туристских потоков необходимо, чтобы в области одновременно или почти одновременно (с интервалом в один - два года) было введено в эксплуатацию хотя бы 10-15 такого рода кемпингов. Следует отметить, что опыта создания региональной сети кемпингов в нашей стране нет, и проектировать подобные сети нужно будет впервые.

Начинать нужно с простых, а следовательно, дешёвых в по­стройке и эксплуатации кемпингов. Когда обнаружится прибыль­ность или убыточность деятельности того или иного кемпинга, нуж­но будет принимать решение о его расширении и строительстве бо­лее комфортабельных мест размещения. Следует предостеречь от ошибки, связанной с желанием сэкономить на капиталовложениях, - на первом этапе создавать кемпинги по упрощённой схеме, без во­допровода, канализации, столовой. Сэкономить на строительстве удастся, но туристы в такой кемпинг вряд ли поедут, поскольку при близком уровне цен аналогичные туристские предприятия соседних стран будут обеспечивать более высокий уровень комфорта. После того как возможности расширения существующих кемпингов будут исполь­зованы, нужно будет расширять сеть кемпингов в тех районах, которые покажут свою наибольшую выгодность для их размещения.

Основным ресурсом, необходимым для создания кемпинга, является земля. В силу своей специфики они занимают довольно большие площа­ди. Исходя из этого начинать развитие сети кемпингов предпочтитель­нее с тех районов области, где земля самая дешёвая и земельные ресур­сы велики. Это восточные районы (Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский, Бокситогорский). Именно эти районы в наибольшей степе­ни нуждаются в развитии туризма, поскольку социально-экономическая ситуация там самая сложная в области. Объекты историко-культурного потенциала, которые могут привлечь туристов в эти районы, - это мо­настыри (Тихвинский, Александро-Свирский, Антониево-Дымский). Природные объекты - «Вепсский лес» и другие особо охраняемые при­родные территории.

Следует строить кемпинги на гидрологических объектах Ленинградской области - реках Волхов, Свирь, Сясь, Паша, озёр Ладожского и Онежского. Кемпинги, расположенные таким образом, могут использоваться как для отдыха, так и в познавательных целях — посещения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и объек­тов историко-культурного наследия. Без особых проблем возможно так­же создание кемпингов на юго-западе Ленинградской области, к югу от Финского залива. Эти районы неплохо обеспечены автодорогами, имеют ряд природных и исторических объектов, с которыми интересно было бы ознакомиться, а для создания кемпингов можно использовать как пу­стующие земли сельскохозяйственных предприятий, так и лесные вы­рубки.

Наибольшие сложности возникнут при создании кемпингов в самых привлекательных для туризма районах Ленинградской области. Это тер­ритории, непосредственно примыкающие к С.-Петербургу, и Карельский перешеек. Во-первых, здесь самая дорогая земля, во-вторых, здесь наи­более высока конкуренция между организациями, владеющими и кон­тролирующими различные места размещения туристов. Но именно в этих районах туристская инфраструктура в состоянии приносить наи­большие доходы.