logo
Приложение 7 Ленинградская область

Киришский район и г. Кириши

Киришский район расположен на прибрежных землях Волхова —одной из крупнейших рек северо-запада России. Граничит с Тихвин­ским, Волховским, Кировским районами и Новгородской областью.

Эти земли заселялись около 8-9 тысячелетий назад. Река Волхов на протяжении тысячелетий играла большую роль в хозяйственной деятельности и духовной жизни населения прибрежных селений. С древнейших времен по реке проходили два мировых торговых пути: «из варяг — в греки» (Балтийское море - Нева - Ладожское озеро — Волхов — Ильмень - Днепр — Черное море) и «из варяг — в арабы» (Волхов — Ильмень - Мета — Волга — Каспийское море). По этим путям шли караваны судов как русских, так и заморских купцов (гостей). Земли между озерами Ладожским и Ильменем с давних времен были ареной значительных политических событий, воен­ных столкновений. Кукуйские кузнецы (сегодня пос. Кукуй — центр волости Киришского района) ковали оружие для войска Александра Невского.

В XVв. Великий Новгород стал частью Русского государства. Новгородская земля была поделена на пять частей (пятин). Приволховье и Приладожье вошли в Вотскую пятину. К этому времени значение реки Волхов как торгового пути уменьшилось. И лишь при ПетреI, когда в устье Невы был заложен Санкт-Петербург — новая столица русского государства, р. Волхов вновь приобретает значение первостепенной водной магистрали. С этого времени довольно круто изменилась направленность и структура хозяйственной деятельности Приволховья: оно стало основным поставщиком леса и лесоматериа­лов для бурно растущей северной столицы.

На протяжении веков серьезными препятствиями для судов являлись пороги на р. Волхов, в том числе группа Пчевских порогов, которые тянулись на 6 км. Нечего было и пытаться пройти их, не зная хорошо русла реки. Поэтому среди жителей деревни Пчева (ныне центр волости Киришского района) издавна был развит лоцманский промысел. В годы, когда уровень воды особенно падал, суда с помо­щью пчевских мужиков протаскивали через пороги по-бурлацки или конной тягой. Случалось, что лодки разбивались или получали серь­езные повреждения. Тогда их отводили к деревне Наволок (Глажевская волость). Здесь испокон века занимались починкой таких судов.

Документы свидетельствуют о напряженном движении вод­ного транспорта по р. Волхов. Так, в начале XIXв. за навигацию по этой реке проходило от 4500 до 5500 судов с различными грузами для Санкт-Петербурга — продовольствием, льном, пенькой, кора­бельным и строевым лесом, сеном и т.д. В годы правления ПетраIсудьба Новоладожского уезда, куда входили и земли нынешнего Киришского района, все теснее связывается с Петербургом. Все больше места в экономике и быту населения занимает заготовка леса зимой, весной — сплотка его, летом — сплав гонок вниз по Вол­хову, по обводному каналу и по Неве в Петербург. Лесной промысел стоял на первом месте по значимости, но местные крестьяне также сеяли хлеб, выращивали овощи и картофель, разводили скот. В ряде волостей занимались выпойкой телят чистым молоком и сбытом их в Санкт-Петербург. В деревнях Пчевской волости плели прекрасные кружева.

В 1920-х гг. рядом с деревней Кириши было положено начало строительству рабочего поселка, который тоже назвали Кириши. Здесь был построен комбинат стандартного домостроения. Пред­приятие выпускало 8-квартирные домики и было крупнейшим в стране. Начали строить химкомбинат, где проектировалось на основе отходов деревообработки производить деготь, канифоль, скипидар, но достроить не успели - началась война. В начале 1930-х гг. Будогощский и Андреевский районы слились в один — Киришский. Цент­ром его стало старинное село Сольцы, стоявшее на левом берегу реки Волхов, вскоре оно было переименовано в Новые Кириши.

Тяжким испытанием стала для жителей Киришского района, как и для всей страны, Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Уже в ангусте 1941 г. враг вторгся в пределы района. Почти вся террито­рия района оказалась ареной крупномасштабных ожесточенных бое­вых действий с участием большого количества живой силы и военной техники. Удерживаемый врагом участок местности вошел в историю Великой Отечественной войны как Киришский плацдарм. Два года за него велись упорные бои, обе стороны несли большие потери. 23 января 1944 г. Киришский район был полностью освобожден. За годы войны уничтожены 29 населенных пунктов района. Медленно возрождалась жизнь на земле, бывшей полем боя.

В начале 1960-х годов в Киришах развернулось строительство большого нефтеперерабатывающего завода, мощной тепловой элек­тростанции и других промышленных объектов, заложены фунда­менты многоэтажных жилых домов. Сюда, на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку, ехали тысячи людей со всех концов страны. Жизнь налаживалась, менялась к лучшему. Промышленный потен­циал Киришей возрастал высокими темпами. За три десятилетия город стал одним из крупнейших промышленных центров Ленин­градской области. Негосударственный сектор занял доминирующее положение в экономике района. Развитие предпринимательства и, в первую очередь, малого бизнеса — одно из приоритетных направ­лений экономической политики. Несмотря на целый ряд дестабили­зирующих факторов, промышленность района дает около 30 % всей продукции, выпускаемой в Ленинградской области, и примерно 80 % общей прибыли.

Киришский район богат лесами, борами, болотами и представ­ляет собой привлекательный регион для любителей лесных походов, сбора ягод и грибов и охоты. Новая автомобильная дорога, связав­шая Будогощь и Тихвин, дает возможность доступа в малонаселен­ные лесные районы и являет собой отличный участок трассы Лодейное Поле-Тихвин-Будогощь-Чудово и далее на автомагистраль «Россия» М-10 (Санкт-Петербург-Москва).

Город Кириши в 70-80-е годы XXв. был известным туристским центром, который посещали туристские группы из всех регионов СССР (до 55 групп ежедневно), активно работало Киришское бюро путешествий и экскурсий Ленинградского областного Совета по туризму, а ее руководитель Шугуров Б.А. был отмечен орденом за заслуги в развитии туризма (единственный в Ленинграде и области в сфере туризма) И сегодня Кириши обладают глубокими потенциаль­ными возможностями для экологического, краеведческого, героико-патриотического и научно-технического туризма (ГРЭС, Киришский нефтеперерабатывающий завод, Киришский биохимический завод).