Сайменский канал
Сайменский канал, проходящий в озерных системах Сайма-Вуокса по территории Финляндии и России, связывает систему озер Саймаа в районе Лаппеенранты с Финским заливом в районе г. Выборг. Длина канала 43 км, глубина до 2,5 м, создана система из 8 шлюзов, общая разница уровня воды в гидротехнических сооружениях 76 м. Канал проходит по живописной скалистой местности, особенно красивой в осеннее время. Канал построен в 1845 - 1856 гг. По договору от 1962 г. часть канала, проходящая по территории СССР (а в настоящее время России) передана в аренду Финляндии сроком на 50 лет. По каналу в навигацию следуют туристские круиз-ные и экскурсионные суда. Активно курсируют суда линии Kristinaline, доставляющие финских туристов в Выборг и Санкт-Петербург. Количество туристов оценивается до 50 тыс. чел. ежегодно. Канал и его сооружения находятся в приграничной зоне и эксплуатируются совместно двумя государствами (Финляндией и Россией) и представляет собой интересный объект научно-технического туризма.
История канала
Первая попытка соединить озеро Сайма с Финским заливом относится ко времени между 1500 и 1511 гг Несколько позднее была сделана практическая попытка осуществления создания канала Это относится к 1600 г, когда даже были сделаны практические шаги — две первые выемки грунта Известны несколько различных альтернативных предложений создания канала, в том числе и его трасс. Так, поскольку река Вуокса соединяет озеро Сайма с Ладожским озером, еще в период царствования Екатерины IIпредлагалось устроить удобное речное соединение водоемов в обход Иматры Но огромные расходы, которые требовались бы на эти работы, препятствовали исполнению этого плана5 Принятию решения о постройке Сайменского канала способствовала политическая обстановка в период 1830-1840 гг, когда проявлялось стремление вывести Финляндию из сферы влияния Швеции и углубить экономические связи с Россией
В Финляндии в то время не было школы гидротехники, технических знаний, опыта и навыков, которые были бы необходимы для осуществления широкомасштабного проекта строительства канала Работы по прокладке канала начались только в 1845 г На работу был приглашен видный шведский инженер Нильс Эрикссон и были использованы новые технические решения шлюзовых камер шлюзовых ворот, разводных мостов, а также различных машин, оборудования и инструментов Телфорда Канал и гидротехнические сооружения строили 11 лет Торжественное открытие Сайменского канала состоялось 26 августа 1856 г Это событие было приурочено ко дню коронации Императора Александра IIВся Финляндия радовалась и гордилась своим водным сооружением, которое помогало проникнуть в самые пустынные места страны Красота местности придавала особую прелесть всему гидротехническому сооружению По берегам канала поставили памятники с надписью на русском и шведском языках сенатору Л Ф Гартману, князю А С Меншикову, графу Ф Ф Бергу, инженеру и строителю Нильсу Эрикссону У шлюза № 9, названного «царским», на отвесной гранитной стенке было написано «НиколайIи АлександрII— торговле и благосостоянию Финляндии»
В день открытия канала, 26 августа 1856 года, г Выборг был вечером великолепно иллюминирован Граждане города, около 1000 человек собрались на один из блестящих балов Всюду царствовало веселье и ликование Вдруг празднество было омрачено — случился страшный пожар в Выборгском замке Старый замок пылал как гигантский маяк, распространяя свое зарево на пространство нескольких миль Благодаря воле случая огонь не распространился на ту часть замка, где находился склад пороха Надо заметить, что замок в XIXвеке горел уже второй раз Первый пожар был 22 года назад, в 1834 г Прошло достаточно много времени, пока замок восстановили
Значение Сайменского канала было исключительно велико для юго-восточной части Финляндии Грузовое движение по Сайменскому каналу было оживленнее, чем на других финских каналах в силу его центрального положения Благодаря Саименскому каналу в «мукка веси» (водах ряпушки) появился мощный флот (Именно так называют озерную систему Саймаа только там водится уникаль ная мелкая рыбка — ряпушка которая славится у гурманов как изысканное блюдо и является важной составляющей национальной кухни).
По Сайменскому каналу до второй половины 1870-х гг проходило примерно 2 000-3 000 судов в год В 1913 г был поставлен тогдашний рекорд в 10955 рейсов
Учитывая привлекательность местности и интерес туристов к гидротехническим сооружениям и собственно речным круиза, канал стал использоваться как туристский объект Информация о канале была оперативно включена в туристские путеводители. Публиковались заметки о путешествиях с описанием Сайменского канала, канал как объект присутствовал в путеводителях по Финляндии, кроме того, издавались специальные путеводители собственно по каналу Красивая природа, инженерные сооружения, парки, окружавшие канал, быстро привлекли внимание туристов Канал стал важной достопримечательностью дестинации и привлекательным туристским объектом наравне с Иматрой и Пункахарью в Восточной Финляндии. Еще до своего завершения он пробудил широкий интерес в общественности Первая туристская карта Сайменского канала была выпущена уже в 1852 г еще за четыре года до завершения канала По завершению строительства канала стала активизироваться туристская деятельность начались регулярные пароходные рейсы, в районе канала появился элитный дачный поселок.
Многочисленные путеводители предлагали различные туристские маршруты по Финляндии, в том числе и по Сайменскому каналу Путеводители, изданные в Европе на разных языках, способствовали распространению известности области и наплыву туристов В самые оживленные сезоны по каналу проходило 27 рейсовых теплоходов в день Пароходные компании жестко конкурировали между собой и стремились предоставить высокий сервис по меркам того времени Район канала стал привлекательным местом для дачного строительства и отдыха. Кроме красивой местности, популярности отдыха способствовало так же регулярное сообщение, обеспеченное рейсовыми теплоходами, проходящими по каналу в сезон. Многие дачи были украшены резьбой, башнями и балконами, их окружали обширные, ухоженные сады с беседками и причалами. Спрос на дачи в местности был высок.
В декабре 1917г. Лениным был подписан договор о самостоятельности Финляндии, Сайменский канал находился на финской территории. Тем не менее, события в России оказали значимое влияние на развитие туризма и транспортные перевозки. Прекращение круизов богатых петербуржцев в 1920-1930 гг. означало угасание пассажирского движения по Сайменскому каналу, хотя поездки на теплоходах были ещё популярны в других частях Саймы. Канал был в ареале военных действий советско-финской военной кампании 1939 г. 13 марта 1940 г. в Москве был подписан мирный договор. Новая граница, установленная между СССР и Финляндией, севернее Выборга по мирному договору, разделила канал на две части, и он, в конечном счете, перестал функционировать. Во время войны 1941-1944 гг. гидротехнические сооружения плотины не использовались для военных действий, но они оказали влияние на ход боевых операций. Летом 1941 г. финские войска заняли Выборг. Во время позиционной войны канал был приведён в порядок и стал пригоден для судоходства, использование его как военного объекта не планировалось, однако через него на Ладогу были проведены немецкие подводные лодки. Во время боев летом 1944 г. канал стал маршрутом для эвакуации во внутренние районы Финляндии гражданского населения из района Выборга.
Только после подписания в сентябре 1962 г. договора об аренде канала можно было начинать проектирование работ по его восстановлению. Формально это был новый канал. Длина канала по новой трассе составила около 43 км, из которых примерно 20 км расположены на арендованной у России территории. Для преодоления разницы уровней моря и Саймы, которая составляет примерно 76 м, были построены 8 шлюзов, 5 из них на арендованной территории. Уровень воды был поднят несколькими шлюзовыми камерами. Через канал было построено 7 разводных и 6 обычных автомобильных и железнодорожных мостов. Значительным был объем работ по сооружению плотин и зданий.
Наибольший объем земляных работ пришелся на период 1965 и 1966 гг., строительство шлюзов, ворот и установка машинного оборудования велись уже в 1967 г. Работы закончились, и канал смогли заполнить водой во время весеннего паводка 1968 г. Работы продолжились на сухопутных объектах вне акватории канала. Судоходное движение по новому Сайменскому каналу началось в июле 1968 г.
В настоящее время Сайменский канал активно эксплуатируется финскими судоходными компаниями, в том числе осуществляются пассажирские перевозки в туристский летний сезон. Путешествие по каналу не утратило своей прелести, красивая суровая природа, скальные обнажения, шлюзы — все дает положительные туристские впечатления. Особенно красиво путешествие в период «Белых ночей», фарватер канала подсвечен, навигационные знаки, иллюминация — все делает путешествие отличным праздником. Преимущественно услугами этого транспорта пользуются иностранные туристы, следующие в Выборг и Санкт-Петербург.
Для российских туристов это путешествие также доступно, но в силу пересечения государственной границы Финляндии и России туристам необходимо иметь действующий загранпаспорт и оформлять Шенгенскую визу. Чаще всего путешествие для россиян по Сайменскому каналу используется как постконгрессный тур на международных семинарах, конгрессах и деловых встречах. Путешествие по Сайменскому каналу можно заказать в туристских фирмах Выборга.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Справочные материалы по ленинградской области
- Обеспеченность административных районов Ленинградской области объектами культурного наследия (окн)
- Историко-культурные зоны
- Туристская инфраструктура Общая характеристика туристской инфраструктуры Ленинградской области
- Плотность туристской инфраструктуры (учреждения общественного питания)
- Плотность туристской инфраструктуры (объекты досуга и спортивные учреждения)
- Обеспеченность объектами рекреационно-туристского комплекса административных районов Ленинградской области
- 1. По наличию мест размещения и условиям, ими предоставляемым
- 2. По состоянию транспортной инфраструктуры (наличию и техническому состоянию путей сообщения, развитости системы общественного транспорта)
- Туристские маршруты и виды туризма на территории Ленинградской области
- Существующие виды туризма
- Перспективные виды туризма
- Туристские маршруты Международные маршруты, проходящие через территорию Ленинградской области
- Федеральные маршруты
- Региональные маршруты
- Факторы туристско-рекреационного районирования
- Интегральное туристско-рекреационное районирование Ленинградской области
- I. Карельский перешеек с оопт международного значения
- III. Юго-запад Финского залива с оопт международного значения
- IV. Южнолужский санаторно-курортный район с оопт международного значения
- V. Приладожский туристско-рекреационный район преимущественно с познавательным, историко-культурным и водными видами туризма
- VI. Посвирский туристско-рекреационный район
- VII. Восточный туристско-рекреационный район
- VIII. Волховско-Тихвинский туристско-рекреационный район
- IX. Центральный район историко-культурного, познавательного, экологического туризма
- X. Тосненско-Любанский район военно-патриотического, спортивного туризма, дачной рекреации и побочного пользования лесом
- XI. Юго-западный район дачной рекреации
- Проблемы развития туристской деятельности на современном этапе
- Туристские потоки, инвестиции и доходы от туризма
- Формирование туризма как отрасли экономики
- Рекомендуемая литература
- Бокситогорский район и г. Бокситогорск
- Г. Пикалево (мо)
- Индустрия гостеприимства
- Астрача-1941 (филиал Пикалевского краеведческого музея).
- Пикалевский исторический музей
- Троицкий Антоние-Дымский монастырь
- Храмы, соборы, церкви, часовни
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма Бокситогорский район
- Событийный туризм Пикалево
- Особо охраняемые природные территории Река Рагуша
- Вепсский лес
- Леринский
- Волосовский район и г. Волосово
- Волосово
- Индустрия гостеприимства
- Рериха н. К. Мемориальная усадьба
- Музеи Волосовского района
- Храмы, соборы, церкви, часовни
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма Волосовский район
- Особо охраняемые природные территории Донцо
- Верхний Оредеж
- Верховья реки Вруда и болото "Большой мох"
- Волховский район и г. Волхов
- Волхов (мо)
- Старая Ладога
- Новая Ладога
- Гостинополье
- Индустрия гостеприимства
- Волхов, музей истории города
- Новоладожский историко-краеведческий музей
- Старая Ладога, архивно-художественный и природно-ландшафтный заповедник
- Староладожская крепость Волховский район, Старая Ладога
- Троицкий Зеленецкий монастырь Волховский район, ст. Зеленец
- Успенский монастырь (женский) Волховский район. Старая Ладога, р Волхов
- Иоанновский мужской монастырь Волховский район. Старая Ладога
- Никольский монастырь Волховский район. Старая Ладога
- Кесарийский монастырь
- Николо-Медведский монастырь Волховский район, г. Новая Ладога
- Храмы, соборы, церкви, часовни Волховского района
- Волховский район
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма Волховский район
- Новая Ладога
- Волховская гэс
- Волховский алюминиевый завод
- Событийный туризм Старая Ладога
- Особо охраняемые природные территории Староладожский
- Зеленецкие мхи
- Южное Приладожье
- Поддубно-Кусегский (Соколий мох)
- Свирская губа Ладожского озера
- Всеволожский район и г. Всеволожск
- Индустрия гостеприимства
- Всеволожский государственный краеведческий музей
- «Дорога Жизни» (филиал Центрального военно-морского музея)
- «Приютино». Литературно-художественный музей, усадьба а.Н. Оленина
- Туристские достопримечательности Всеволожского района
- Красный замок Всеволожский район, г. Всеволожск, парк на Румболовой горе
- Храмы, соборы, церкви, часовни
- Тел 1134048 доб 1653 база (270) 57138
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма
- Колтушская волость
- Туристские маршруты по местам боевой славы
- Экскурсия по маршруту «Дорога Жизни» (Всеволожский район) Санкт-Петербург, Ржевка-Приютино-Всеволожск-Романовка-Рахья-
- Спортивные туристские мероприятия
- Особо охраняемые природные территории Гонтовое болото
- Кокоревский
- Лазаревское болото
- Пугаревский
- Долина реки Смородинка
- Приневский
- Термоловский
- Колтушские высоты
- Выборгский район и г. Выборг
- Индустрия гостеприимства
- Выборгский замок Выборг. Северная крепость.
- Монрепо. Парк-заповедник
- Приморский краеведческий музей
- Ялкала. Историко-этнографический заповедник
- Музеи Выборгского района
- Выборгский замок г. Выборг
- Храмы, соборы, церкви, часовни
- Сайменский канал
- Выборгский морской яхт-клуб
- Спортивные базы
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма Выборгский район
- Событийный туризм Выборг
- Спортивные туристские мероприятия
- Особо охраняемые природные территории . Березовые острова
- Болото Ламмин-Суо
- Болото Озерное
- Выборгский
- Гладышевский
- Линдуловская роща
- Озеро Мелководное
- Раковые озера
- Остров Густой
- Ингерманландский (Восток Финского залива)
- Карельский лес
- Низовское болото
- Приграничный
- Анисимовские озера
- Приморский берег
- Долина реки Смородинка
- Термоловский
- Гатчинский район и г. Гатчина
- Туристская информация
- Индустрия гостеприимства
- «Гатчина» — государственный музей-заповедник
- Гатчинский императорский дворец-музей и парк (резиденция императора Павла I)
- Гатчинский краеведческий музей (Приоратский замок)
- «Дом станционного смотрителя»
- Домик няни а.С. Пушкина Филиал музея «Дом станционного смотрителя»
- Рождествено. Историко-литературный музей, усадьба Набокова
- Суйда. Усадьба Ганнибала
- Храмы, соборы, церкви, часовни
- Базы отдыха, гостиницы
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма Гатчинский район
- Гатчинский аэроклуб
- Особо охраняемые природные территории Мшинское болото
- Глебовское болото
- Ракитинский
- Север Мшинского болота
- Верхний Оредеж
- Оредеж-Яровое
- Болото Корпиково
- Гатчинская "Чудо-поляна"
- Истоки реки Парица
- Карташевский ельник
- Репузи (Пудость)
- Мшинская болотная система
- Кингисеппский район и г. Кингисепп
- Ивангород
- Индустрия гостеприимства
- Ивангородский историко-краеведческий музей г. Ивангород
- Кингисеппский историко-краеведческий музей
- Ижорский народный музей
- Ивангородская крепость г. Ивангород
- Крепость Ям г. Кингисепп
- Храмы, соборы, церкви, часовни
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма Кингисеппский район
- Нарвская гэс
- Особо охраняемые природные территории Дубравы у деревни Велькота
- Котельский
- 57. Ингерманландский (Восток Финского залива)
- Кургальский
- Киришский район и г. Кириши
- Туристская информация
- Индустрия гостеприимства
- Туристские достопримечательности Киришского района
- Киришская грэс и предприятие кинеф
- Особо охраняемые природные территории Чистый мох
- Бабинское озеро с прилегающими суходолами на болотном массиве "Соколий мох"
- Болотный массив "Гладкий мох" и долина реки Шарья
- Низинное болото к западу от деревни Березняк
- Озеро Казьян
- Пожупинское озеро с прилегающими суходолами
- Сосновые леса на камах в окрестностях поселка Будогощь
- Суходольные острова на болотном массиве "Лисий мох"
- Зеленецкие мхи
- Болото "Соколий мох"
- Кировский район и г. Кировск
- Шлиссельбург
- Индустрия гостеприимства
- Кобона. Музей «Дорога Жизни» Филиал музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»
- Прорыв блокады Ленинграда», музей-диорама
- Шлиссельбург. Музей истории города
- Шлиссельбургская крепость «Орешек»
- Шлиссельбургская крепость Кировский район, г Шлиссельбург
- Храмы, соборы, церкви, часовни Кировского района
- Староладожский канал
- Новоладожский канал
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма Кировский район
- Г. Отрадное
- Туристские маршруты по местам боевой славы
- Кировская грэс
- Особо охраняемые природные территории Каньон реки Лава
- Южное Приладожье
- Острова "Зеленцы"
- Петровщинская лиственничная роща
- Правобережье реки Мойка
- Среднее течение реки Мга
- Лодейнопольский район и г. Лодейное Поле
- Лодейное Поле
- Индустрия гостеприимства
- Лодейнопольский историко-краеведческий музей
- Туристские достопримечательности Лодейнопольского района
- Александро-Свирский монастырь
- Покрово-Тервеничский женский монастырь
- Введено-Оятский Островский монастырь Лодейнопольский район. Ст. Оять
- Храмы, соборы, церкви, часовни
- Гончарное производство и плетение
- Особо охраняемые природные территории
- 1. Нижнесвирский
- Вепсский лес
- Свирская губа Ладожского озера
- Ломоносовский район и г. Сосновый Бор
- Сосновый Бор
- Сосновоборский художественный музей современного искусства
- Копорье Пос. Копорье, Ломоносовский район
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма Ломоносовский район
- Туристские маршруты по местам боевой славы
- «Ораниенбаумский пятачок»
- Приморский плацдарм
- Усадьба м.В. Ломоносова
- Ленинградская атомная электростанция (лаэс) Ломоносовский район, г Сосновый Бор
- Событийный туризм
- Радоновые источники и озера в поселке Лопухинка
- Озеро Лубенское
- Сюрьевское болото
- Вильповицы
- Глядино
- Гостилицкий склон
- Копорский глинт
- Лебяжье
- Лужский район и г. Луга
- Индустрия гостеприимства
- Лужский историко-краеведческий музей
- Череменецкий монастырь Лужский район, Череменецкое озеро
- Храмы, соборы, церкви, часовни
- Туристские предложения Лужского района
- На байдарках по рекам Оредеж и Луга
- На байдарках к Сабским порогам
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма Лужский район
- Пешеходные туристские маршруты по местам боевой славы «здесь сражались партизаны»
- Корповские пещеры
- Особо охраняемые природные территории Мшинское болото
- Белый Камень
- Глебовское болото
- Север Мшинского болота
- Сяберский
- Череменецкий
- Шалово-Перечицкий
- Геологические обнажения девона на реке Оредеж и у поселка Ям-Тесово
- Геологические обнажения девона и штольни на реке Оредеж у деревни Борщово (оз. Антоново)
- Бассейн реки Кемка (Среднелужский)
- Прилужский
- Гора Крутуха у оз. Белое
- Озеро Омчино
- Мшинская болотная система
- Подпорожский район и г. Подпорожье
- Туристская информация
- Индустрия гостеприимства
- Подпорожский краеведческий музей
- Туристские достопримечательности Подпорожского района
- Храмы, соборы, церкви, часовни Подпорожский район
- Особо охраняемые природные территории Щелейки
- Вепсский лес
- Ащозерский
- Вепсский лес
- Висячие озера
- Линзболото
- Ивинский разлив
- Верховья реки Сондала
- Приозерский район и г. Приозерск
- Приозерск
- Индустрия гостеприимства
- Музей «Корела». Приозерская крепость
- Корела г. Приозерск
- Тиверское городище
- Памятная башня
- Линия Маннергейма
- Рождественно-Богородичный Коневский монастырь Приозерский район. Ладожское озеро, остров Коневец
- Храмы, соборы, церкви, часовни Приозерского района
- Базы отдыха Приозерского района
- На байдарках и гребных лодках по Вуоксе и Ладоге
- Об озерно-речной системе Вуокса
- Круглогодичные базы на Карельском перешейке
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма Призерский район
- Событийный туризм
- Спортивные туристские мероприятия
- Особо охраняемые природные территории Гряда Вярямянселькя
- Озеро Красное
- Озеро Ястребиное
- Отрадное
- Кузнечное
- Моторное-Заостровье
- Ореховский
- Саперное
- Сланцевский район и г. Сланцы
- Туристская информация
- Сланцевский историко-краеведческий музей
- Туристские достопримечательности Сланцевского района
- Храмы, соборы, церкви, часовни Сланцевского района
- По реке Плюсса
- Объекты и маршруты героико-патриотического туризма Сланцевского района
- Тихвинский район и г. Тихвин
- Индустрия гостеприимства
- Римского-Корсакова н.А. Мемориальный дом-музеи
- Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей
- Богородично-Успенский мужской монастырь
- Храмы, соборы, церкви, часовни
- На байдарках по рекам Тихвинке, Сясь и Староладожским каналам
- Событийный туризм Тихвинский район, г. Тихвин
- Особо охраняемые природные территории Вепсский лес
- Вепсский лес
- Ащозерский
- Вепсский лес
- Карбоновые отторженцы
- Линзболото
- Урья-Канжая
- Зеленецкие мхи
- Поддубно-Кусегский (Соколий мох)
- Тосненский район и г. Тосно
- Индустрия гостеприимства
- Храмы, соборы, церкви, часовни
- Саблинские пещеры
- Туристская информация
- Особо охраняемые природные территории Глебовское болото
- Лисинский
- Саблинский
- Вериговщина
- Померанье