logo search
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

Выручка за организацию туризма в рб

Оплата туристами организации туров

Январь - декабрь

Отклонение

2002 г.

2003 г.

+

%

Всего, тыс. дол. США

8239,0

10547,8

2335,8

128,4

В том числе:

По приему туристов

1041,8

1279,6

237,8

122,8

По отправке туристов

7197,2

9295,2

2098,0

129,2

Всего млн. руб.

10198,8

13401,8

3203,0

131,4

В том числе:

По приему туристов

1965,0

3126,9

1161,9

159,1

По отправке туристов

8233,8

10274,9

2041,1

124,8

  1. Производство туристических услуг;

  2. Формирование туристического продукта;

  3. Реализацию туристического продукта;

  4. Потребление туристического продукта.

В общеэкономическом аспекте интересы туристов формируются под воздействием туристских потребностей. Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), обобщая многолетний опыт туризма в различных страны мира, выделяют шесть основных потребностей туристов:

  1. Рекреация, досуг, отдых;

  2. Посещение знакомых и родственников;

  3. Деловые и профессиональные цели;

  4. Лечение;

  5. Религия и паломничество;

  6. Прочие цели, которые, в свою очередь, отражают богатый спектр физических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей.

Прежде всего, туристические услуги способствуют рекреационной деятельности человека, которая ныне практически входит в условия воспроизводства рабочей силы при нормальных условиях жизни населения как отдельно взятой страны, так и планеты в целом.

С точки зрения рыночных отношений в основе потребительского спроса на туристический продукт лежат потребности мультипликативного характера, а именно природно-климатические (прежде всего курортологические и общеоздоровительные), затем деловые и духовно-культурологические.

Предложение туристических услуг, с точки зрения рынка, формирует туристическая индустрия.

Весьма сложными и специфичными процессами в туризме являются формирование туристического продукта (тура) и его последующая реализация на туристическом рынке.

Заключительное звено экономической системы туризма - потребление туристического продукта - также имеет свою специфику. Традиционно отмечаются следующие особенности потребления туристического продукта.

Первая особенность туристского потребления. В обычном материальном производстве результат производства (товар) движется от места производства к месту потребления. В туризме положение иное: для потребления турпродукта в целом или отдельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристического продукта или отдельных его услуг. Эта особенность туристского потребления, в свою очередь, вызывает производный мультипликативный эффект: наличие в местах потребления турпродукта необходимых для туриста транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприимства в целом; создание соответствующих условий для лечения, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях; наличие экологически здоровой среды, безопасности и т. п.

Вторая особенность туристского потребления состоит в том, что расходы туриста, как правило, количественно превышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания. Это связано с повышенными затратами на транспорт, жилье, питание, а также на культурные и деловые мероприятия. Часть повышенных расходов связана с фактором престижности туристского потребления. Эта особенность существенно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма. В связи с этим большое значение приобретает учет издержек и доходности в туризме.

Третья особенность туристского потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения самого туриста, страны его постоянного проживания, страны, в которую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предельные полезности у всех этих субъектов различны и качественно, и количественно. Различны также уровни полезности туристических услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внутреннем и въездном туризме. Эта особенность туристского потребления вытекает из того объективного факта, что рынок туристических услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Характерная черта экстерналий туристического рынка состоит в том, что производство, формирование, реализация и потребление туристических услуг объективно рождают и дополнительные затраты (издержки), и дополнительные выгоды. При этом каждый участник туристического рынка стремится издержки переложить на других, а выгоды присвоить себе. Отсюда и происходит название этого явления — внешние эффекты, или экстерналии. По своей природе внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эффекты — это доходы нетуристских организаций в связи с увеличением реализуемых услуг, непосредственно не входящих в пакет туристического продукта: развитие инфраструктуры региона в связи с туризмом, рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест и вакансий, рост государственных доходов за счет налогов и пошлин и т. п.

К отрицательным внешним эффектам относятся: загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе, изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с туризмом, и т. д.

Отсюда следует, что в туризме как особой сфере хозяйства принципиальное значение приобретает учет явных (бухгалтерских) затрат, имеющих чисто рыночный характер, затрат неявных, имеющих характер упущенных экономических возможностей, а также затрат социальных, имеющих для региона особое социально-экономическое значение.

Четвертая особенность туристского потребления состоит в том, что оно имеет «кредитный» характер, т. е. оно ограничено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юридически и экономически оформленной сделки при купле-продаже туристического продукта. Эта особенность туристского потребления рождает своеобразную интенсификацию всех действий туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудности и усиливает роль менеджмента.

Интенсивная деятельность туристов объективно рождает необходимость высочайшей организации производства, труда и управления в сфере туризма. В этом смысле вся деятельность в сфере туризма объективно приобретает особый, динамичный, стиль. Именно поэтому в ней высока роль специалистов — организаторов всех видов туристической деятельности.

Характерная особенность туристических услуг заключается в том, что некоторые их виды имеют неосязаемый, нематериальный характер. Рассказ экскурсовода может оказать на туристов глубокое эмоциональное воздействие, которое нельзя выразить материально, заранее увидеть или испытать. Другие услуги туризма имеют материальный характер: турист оказывается перевезенным, вылеченным, отдохнувшим. Но в том и в другом случае специфика туристических услуг состоит в том, что они не существуют до их предоставления. Иными словами, в туризме мы имеем неразрывность производства и потребления услуг. Это обстоятельство позволяет заключить, что туризм следует рассматривать как единую динамично функционирующую систему услуг, которая включает многообразие хозяйствующих субъектов.