logo search
hristov

Другие особенности мероприятий в ашрамах

Питание в ашрамах имеет свою специфику. В них готовится вегетарианская пища. В одних случаях она может быть обычной индийской, т. е. достаточно острой, в других — быть неострой. Ряд центров наряду с традиционно индийской предлагают европейскую еду. Во многих ашрамах питание осуществляется централизованно — в определенный час подается приготовленная еда. В других случаях можно поесть в столовых и ресторанах. В одних случаях питаются по европейскому образцу: люди сидят за столом и едят вилками и ложками. В ряде мест питание осуществляется по-индийски: сидя на полу, скрестив ноги, едят правой рукой. Пища кладется на банановые листья, но везде можно есть ложкой и вилкой, если так удобнее.

Имеет смысл отметить ряд черт, прослеживающихся у отдельных объектов. Это поможет отследить разные грани жизни в ашрамах.

По прибытии в Прашанти Нилаям нужно зарегистрироваться и предъявить свой паспорт. Обязательна скромная одежда: желательно брюки у мужчин, юбки до пола у женщин. Женщины должны накинуть шарф на грудь. Прибывающим в Международный центр медитации нужно самим обеспечить себя спальным мешком, одеялами, подушками, простынями, сетками от комаров и подушечками для медитаций. Все эти принадлежности можно приобрести здесь же, в Бодхгае. В Бихарской школе йоги — очень жесткая дисциплина среди студентов. Она требуется для того, чтобы они смогли полностью отключиться от хаоса внешнего мира, сосредоточившись на внутренней работе. Территория школы огорожена забором высотой несколько метров. Когда студенты находятся на территории школы, их паспорта отбираются. Для того чтобы выйти за территорию, нужно провести серьезные консультации и собрать подписи двух-трех свамиджи.

В обществе изучения йоги Вивекананда Кендра имеются 84 комнатки для индивидуальных медитаций. Уже упоминалось, что многие ашрамы, ставшие центрами целых школ и направлений, известны далеко за пределами Индии и стали или становятся самостоятельными объектами привлечения паломников. Это ашрамы Сатья Саи Бабы, Амритананда Май (шт. Керала), Ганапати Сач-чидананды Свамиджи и др.

Туристам важно знать такую особенность, как сравнительно большая длительность тех или иных мероприятий. Так, в йоговском институте П.Джойса она составляет минимум один месяц.

В последнее время в статистике туризма отмечается тенденция к сокращению продолжительности поездок. Это обусловлено возрастающим дефицитом времени у людей. Однако поездки становятся более частыми. Такое явление получило название «путешествия с интервалами».

Таким образом, туристам, желающим посетить ашрамы и участвовать в тренингах, семинарах, следует учитывать фактор их продолжительности при планировании поездок.

В Индии нужно быть осторожным с питьевой водой. Иностранцам советуют не пить сырую воду из колодцев и из-под кранов.

Однако в некоторых ашрамах имеются свои источники собственной прекрасной питьевой воды, которую можно пить без проблем. Примером тому является Анандашрам.

В ашраме Амритананда Май всем посетителям предписывается сева (благие поступки и действия, то, что в христианстве называется послушанием) — уборка территории, приготовление еды и т.д. Некоторые ашрамы охраняются.

Для российских туристов и других граждан Индия продолжает оставаться малоизвестной страной. В сознании людей имеется масса предрассудков, обусловленных незнанием специфики страны. Далее будет дано описание нескольких ашрамов и центров Индии. Они являются важным туристским ресурсом страны и, одновременно, самостоятельными объектами привлечения. Эти центры и ашрамы стали известными далеко за пределами Индии и регулярно посещаются большим количеством иностранных туристов, в том числе из России.

Ряд (центров) ашрамов, хорошо известных в Индии и за ее пределами

Ашрам Прашанти Нилаям в Путтапарти является местом, где значительную часть времени живет и работает с людьми известный Духовный Учитель Сатья Саи Баба. Публикация, сделанная в ашраме, говорит, что миссия Сатья Саи — помочь людям пробудить в себе внутреннюю Божественность (атма) и увидеть, что принципы сатья (истина), дхарма (праведность), шанти (покой и умиротворенность) и према (бескорыстная любовь) управляют всеми человеческими отношениями и действиями. Саи Баба предлагает постоянно помнить с любовью о Боге и сделать освященными все действия посредством посвящения их Господу.

В последние годы основной упор был сделан на образование — основаны школы и университеты по всей Индии, здравоохранение — благотворительные больницы и аптеки, программы сельского развития.

В ашраме всегда живут тысячи паломников. Основное мероприятие — даршан Саи Бабы (встреча с ним) два раза в день. Во время даршана он проходит мимо людей, благословляя и раздавая сладости и вибхути1. Причем Саи Баба призывает не умалять значения того, что происходит на даршане. «Когда я иду среди вас — это дар богов высочайших небес, и вы здесь получаете эту милость». Иногда Саи Баба принимает письма от преданных, содержащие вопросы и просьбы, на которые он, как говорят, отвечает через сны или другим телепатическим образом. Известны случаи излечения от болезней, глубоких духовных опытов и серьезных прорывов, реализаций людей, многие испытали благостную трансформацию сознания. На даршане Саи Баба выбирает отдельных людей или группы для личной встречи в отдельной комнате.

Саи Баба имеет еще два центра. В горное местечко Кодаиканал он иногда ездит отдыхать. В пригороде Бангалора Уайтфилд находится ашрам Бриндаван. Когда Саи Баба в Путтапарти, программа мероприятий следующая: в 5.20 утра исполняется 21 раз священная мантра ОМ, поется песня, посвященная рассвету. Далее паломники поют песни (бхаджаны), совершая обход ашрама. Даршан и интервью начинаются в 6 — 7 утра, но люди собираются раньше. Дневной даршан начинается в 15.45, он завершается пением бхаджанов и молитвой.

В ашраме собирается особенно большое количество людей на праздники и фестивали: Шиваратри (февраль или март по лунному календарю), Джанмаштами (август—сентябрь), день рождения Сатья Саи (23 ноября), Рождество (25 декабря) и ряд других. Тысячи людей могут быть размещены в немеблированных комнатах на четверых или на двоих, с туалетом и душем, или в общежитиях с общественными душем и туалетом. Мужчины, женщины и семьи, а также индийцы и европейцы размещаются раздельно. В ашраме имеются книжный магазин, два музея с экспонатами различных мировых религий, зал на 50 тыс. человек, большой больничный комплекс и университет. В самом Путтапарти находится около 50 отелей, много ресторанов северноиндийской и южноиндийской кухни, тибетской кухни, около 300 ювелирных и сувенирных магазинов.

Мата Амритананда Май Матх в Квилоне, шт. Керала. Ашрам находится практически на берегу Аравийского моря. Миллионы людей являются преданными Амритананда Май, которую они нежно называют Аммачи («дорогая мама»). Принципы учения Аммачи заключены в опыте пребывания с нею. Аммачи — очень нежная, земная, материнская. Она лично принимает каждого посетителя, смеясь, шутя, утешая, обнимая и целуя, как это сделает мама со своим ребенком. Ее последователи подсчитали, что за свою жизнь она успела обнять более 20 млн человек. Аммачи интересно высказалась относительно пути служения для людей западного мира. «Путь служения — лучший для западных людей. На Западе общество такое, что люди с самого раннего детства используют интеллектуальный подход ко всему. Их аналитические умы хорошо развиты, но их сердца являются сухими».

Мероприятия начинаются в 4.30 утра с арчаны (напевания 1000 раз имен Богини-Матери). Когда Амритананда Май находится в ашраме, происходят даршаны каждое утро в 11 часов. А вечером она проводит бхаджаны. По четвергам и воскресеньям ночью экстаз приезжающих достигает пика во время проведения ритуала Девибхава. Аммачи одевается в замечательный костюм с короной. Даршан с нею длится почти всю ночь. Все приезжающие должны заниматься ежедневно карма-йогой (уборка территории, приготовление пищи и т.д.). В ашраме большое количество людей, много дел, часто поются бхаджаны, поэтому это не лучшее место для тех, кто ищет пребывания в созерцании и медитации.

Ашрам проводит ряд благотворительных, медицинских и образовательных программ. Имеются детский дом, программа размещения на проживание бедных вдов, госпиталь для больных раком, больница на 500 койко-мест, аюрведическая клиника, институт компьютерных технологий и техническая школа.

Большинство прибывающих в Матх размещается по-спартански в общежитиях, в которых должно быть до 12 человек в комнате. В пик сезона в комнатах селится большее количество людей. Семьям с детьми отдается предпочтение при размещении. Территория ашрама довольно маленькая, но рядом находится просторный берег океана.

Международная академия Випассаны. Медитация випассана — древняя техника, данная еще Буддой 2,5 тысячи лет назад. С. Н. Го-энка, основатель академии, говорит, что випассана учит «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле».

Новичкам в медитативных практиках условия проведения медитаций в академии, основанной знаменитым учителем бирманского происхождения, могут показаться жесткими. Это 10 дней пребывания практически в полном молчании с продолжительностью занятий медитациями до И часов в день. Курс занятий в академии состоит из трех элементов. Первый — соблюдение пяти принципов в течение этих 10 дней: отказ от убийства живых существ, воровства, сексуальных отношений, лжи и употребления интоксикантов. Второй — развитие концентрации посредством сосредоточения внимания на дыхании (техника, известная под названием анапана). Первые три с половиной дня медитации нужно акцентировать внимание на том, как воздух проходит через легкие на вдохе и выдохе. Эта практика успокаивает ум для третьего этапа — собственно випассаны, при которой ум очищается от загрязнений (омрачений). Развивается внутреннее видение нашей истинной природы. Третий — наблюдение за ощущениями в своем теле. На третьем этапе происходит развитие осознанности наших ощущений. Начиная с четвертого дня ритрита, практикующим даются указания систематически перемещать свое внимание по телу, от головы до пальцев ног и обратно. Какие бы ощущения мы ни испытывали, нужно не привязываться к ним (не зацикливаться на них), но и не пытаться прогнать их,

По мере прохождения ритрита его участники начинают испытывать напрямую то, что раньше являлось просто абстрактными концепциями: мир не постоянен, каждая частичка тела, каждый умственный процесс находятся в постоянном движении, на самом деле нет ничего такого, что можно было бы назвать «я», «мое», что попытка привязаться к чему-нибудь обречена принести несчастья. С. Н. Гоэнка говорит, что эти реализации приводят к спокойствию человека, которое является источником истинной свободы от страданий.

Одиннадцать часов медитации состоят из восьми периодов в течение дня. При большой необходимости часть медитации можно провести в своей комнате. Практикующие соблюдают «благородное молчание». Общение с другими участниками ритрита не разрешается. Также предписывается воздержаться от занятий йогой или других физических упражнений, пения мантр, возжигания благовоний.

Условия размещения спартанские. Горячей водой мыться не разрешается. Еда подается простая индийская вегетарианская в небольших, но приемлемых количествах. Во второй половине дня прием пищи не предусмотрен, однако для новых студентов и людей с плохим здоровьем делаются исключения. В академии имеется безопасная питьевая вода.

Курсы бесплатные, и их участникам не разрешается платить за обучение, размещение и питание. После завершения курса можно сделать пожертвования (на них не настаивают) для помощи будущим студентам.

Международная коммуна санньясинов. Эту коммуну основал около 30 лет назад известный Учитель Ошо (Бхагаван Шри Радж-ниш). Это далеко не традиционный индийский ашрам. Коммуна предлагает посетителям большое количество разнообразных практик и программ. Несмотря на то что Ошо ушел в начале 90-х гг. XX в., община процветает и является одним из ведущих центров привлечения иностранных туристов в Индии. Ошо завоевывал сторонников критикой существовавших социальных и религиозных традиций. Он хотел, чтобы у его учеников пробуждалась изначальная жизненная сила и использовалась для трансформации человека, в том числе благодаря практикам сексуальных отношений. Ошо в индийской прессе даже называли «секс гуру».

Коммуна объявлена зоной, свободной от СПИДа. Поэтому чтобы получить разрешение на посещение, нужно пройти тест на СПИД, который делается в собственном центре прямо у входа. Всем посетителям коммуны нужно приобрести одежды бордового цвета, которые могут быть совершенно разными по фасону. В центре Ошо проводятся медитации динамическая, випассана и кундалини. Динамическая медитация — наиболее знаменитая техника Ошо — начинается в 6 утра. Ее предпосылка заключается в том, что современные люди слишком возбуждены, чтобы получить хорошие результаты от перехода сразу к традиционной медитации в положении сидя. Динамическая медитация состоит из пяти стадий: десять минут глубокого быстрого дыхания через нос, десять минут катарсиса в свободной форме, десять минут прыжков вверх-вниз с выкрикиванием суфийской мантры «хуу», десять минут абсолютной тишины и, наконец, пятнадцать минут танцев.

В коммуне можно смотреть выступления Ошо, снятые на видео, танцевать, когда тысячи людей радостно выкрикивают «Ошо Ошо, Ошо». За дополнительную плату можно пройти обучение в Ошо мультиверситете, включающем девять департаментов. Курсы длятся от пары часов до нескольких месяцев. Некоторые люди отмечают, что курсы мультиверситета больше соответствуют духовным традициям Калифорнии, чем Индии. Приехавшие к Ошо могут принять нетрадиционную санньясу1, при которой человеку дается санскритское имя.

Здесь также есть салон красоты, комнаты для массажа, сауна, бассейны, площадки для бадминтона и волейбола. Самадхи ман-дир (местонахождение мощей) Ошо, выполненный в мраморе и стекле, — хорошее место для медитации.

По территории коммуны проводятся экскурсии для новичков, длящиеся один час. Расписания занятий и медитаций вывешиваются. Занятия платные. Имеются рестораны. Коммуна не селит у себя посетителей, однако в Пуне имеется масса средств размещения. Специальные праздники проводятся 19 января (смерть Ошо), 21 марта (Просветление Учителя), полнолуние в июле, 8 сентября, 11 декабря (день рождения Ошо). Им предшествуют 5-дневные фестивали музыки, танцев и другие мероприятия.

Институт йоги Рамамани Айенгар. Это еще один из известнейших центров в Индии, находящийся также в Пуне. Методика хатха-йоги, разработанная Б.К.С. Айенгаром — одна из самых известных на Западе. Это явно не место для любителей спокойно посидеть и помедитировать. Здесь проходят достаточно интенсивные тренировки по асанам и пранаямам. Айенгар говорит, что пока не достигнута свобода в теле, свобода ума далеко от нас. «Именно через тело ты осознаешь, что являешься искоркой божественного». Необходимо пробудить осознанность в каждой клеточке тела.

В институте Айенгара уделяется большое внимание анатомическим и терапевтическим деталям асан. Нередко такое, что целый урок можно провести, работая с одной базовой позой. Даются четкие указания, как при этом перемещать и фиксировать те или иные части тела. Широко используются различные вспомогательные средства — ремни, палки, веревки, которые помогают сделать правильное движение.

В институте довольно мало места для занятий. Существует трехлетняя очередь для западных студентов. Желающим обучаться в институте нужно прислать «йоговское резюме», в котором должен быть отмечен факт занятий по системе Айенгара как минимум на протяжении года. Из института придет ответ с указанием сроков приезда. Можно записаться на курсы в один или два месяца. Занятия проходят 6 дней в неделю, кроме воскресенья и мая месяца, когда институт закрыт. Уровень оплаты за занятия для западных посетителей существенно выше, чем для индийцев.

Сатсанг Бхаван. Это центр известного философа и мистика Харилала Пунджи, находящийся в городе Лакхнау, шт. Уттар-Пра-деш. Несмотря на то что Пунджа (Пападжи) ушел в 1997 г., его дом и зал сатсангов (собраний) продолжают привлекать духовных паломников со всего мира. Искатели приезжают погрузиться в учение Пападжи, которое можно представить двумя словами «будьте спокойными».

Пападжи был учеником знаменитого мудреца Шри Рамана Махарши. Однажды Пападжи попросили выразить свое учение в одном предложении. Он сказал: «Нет учения, нет учителя, нет ученика». «Тогда что мы делаем здесь сейчас?» — был следующий вопрос. «Надо понять, кто мы есть» — был ответ. В этом фактически заключается суть учения Пападжи, мы и есть та свобода, которую ищем. Наша истинная натура, по его словам, неограниченное, бесконечное сознание. Нам просто нужно осознать этот факт. Никаких техник не нужно для этого пробуждения — зачем людям стремиться к тому, чем они уже являются. «Практика нужна, когда у вас есть какая-то цель, что-то, что нужно достичь. Отбросьте эту концепцию достижения чего-то в более поздний день. Что важно — это здесь и сейчас».

Посетители Сатсанг Бхавана продолжают ощущать незримое присутствие Пападжи в месте, где он столько раз встречался со своими учениками. В Сатсанг Бхаване показывают видеозаписи его бесед с учениками. На крыше здания находится замечательный вегетарианский ресторан. Рядом с центром имеются возможности размещения. Дом Пападжи также открыт для посещения туристов.

Орден Рамакришны. Духовное наследие Шри Рамакришны (1836—1886) и Свами Вивекананды (1869—1902) имеет большое значение для духовных искателей. Тысячи и тысячи людей приезжают ежегодно в Калькутту и ее окрестности для того, чтобы приобщиться к духовному наследию, энергиям Рамакришны, его супруги Шарады Деви и Свами Вивекананды, впервые принесшего учение Веданты на Запад. Мистические реализации начались у Рамакришны с детства. Он был переполняем любовью к богине Кали. Однажды он провел 6 месяцев в состоянии нирвикальпа-самадхи, в полном отсоединении от внешнего мира, забытьи по отношению к нему. В этом состоянии все следы индивидуальности стираются и пребывающий в медитации испытывает свое единство с Абсолютом. Остаток своей жизни он провел в осознании, что мир и его феномены — это просто волны, идущие от космического разума.

Вивекананда, путешествуя по США и странам Европы и знакомя людей с учением Рамакришны, утверждал, что все религии ведут к одной и той же цели и что Иисус, Будда, Кали — просто разные проявления, аспекты единой реальности.

В настоящее время орден Рамакришны имеет две ветви — Ра-макришна матх (монастырь для монахов) и миссия Рамакришны (для мирян). На берегу Ганга около Калькутты расположен Белур-матх. Здесь находятся останки Рамакришны, Шарады Деви и Ви-векананды. Туристы посещают здание, где жил Вивекананда и где представлены его личные вещи. Имеется гостевой дом для последователей Рамакришны и членов различных обществ веданты. Другие посетители могут остановиться на два дня, уведомив заранее о своем приезде. Регулярно проводятся медитации и пуджи. В институте культуры по рабочим дням проходят лекции на английском языке по наследию Рамакришны, другим аспектам индийской культуры. Разыгрываются также музыкальные, театральные представления и исполняются танцы.

Ауровиль. Город-поселение Ауровиль находится в шт. Тамилна-ду около Пондичери, бывшей французской колонии. Ауровиль был основан в 1968 г. духовной спутницей Шри Ауробиндо, которую обычно называют Мать. Она говорила, что должно быть на Земле место, на которое ни одна нация не будет претендовать как на свое собственное и где люди доброй воли смогут жить свободно как граждане мира. В Ауровиле проживают около тысячи человек из 30 стран, в том числе из России, которые вместе выполняют работы по преобразованию бедных территорий, подвергшихся обезлесению и эрозии. Создание Ауровиля было поддержано индийским правительством и ЮНЕСКО.

В Ауровиле проводятся работы по восстановлению зеленых насаждений — было посажено более 2 млн лесных деревьев, фруктовых деревьев и кустарников. Осуществляются мероприятия по удержанию дождевых вод и охране почв. На территории Ауровиля используются экологически чистые источники ресурсов. Функционируют ветряные водокачки, заводы, вырабатывающие биологический газ, станции по очистке воды, солнечные батареи для электроэнергии, техника приготовления пищи и кипячения воды, работающая на солнечной энергии.

На территории Ауровиля расположен знаменитый Матриман-дир — храм, который продолжает строиться уже более 30 лет. Храм имеет эллиптическую форму. Внутри находится зал для медитаций из чистого белого мрамора с большим хрустальным шаром в центре. Хрустальный шар освещает зал рассеянным солнечным светом, который проходит через отверстие на вершине храма. С 17 до 18 часов в Матримандире проводятся медитации ежедневно, кроме дождливых дней. Перед тем как попасть на медитацию, следует посетить храм в качестве экскурсанта и получить необходимые отметки в билете на участие в медитации.

Община Ауровиля осуществляет различные экологические мероприятия, социальные и образовательные программы в местных тамильских деревнях. Здесь также практикуются медитации, дыхательные техники, хатха-йога, айкидо, танцы и другие психофизические упражнения. Община Ауровиля реализует много проектов: выпуск аюрведических мазей и кремов, специальных благовоний для снятия стрессов и усталости, издание книг, производство одежды в стиле «New Age», глиняной посуды особых дизайнов, выращивание цветов и многое другое. Все это могут приобрести туристы в Ауровиле и Пондичери.

В Ауровиле существует центр приема посетителей, доводящий до них сведения о существующих мероприятиях. Иногда проводятся недельные программы, во время которых туристы посещают различные миниобщины. Желающим поселиться в Ауровиле после соблюдения ряда важных формальностей предоставляется испытательный срок в один год, во время которого они полностью участвуют в жизни и работе выбранной ими общины. Через год в случае отсутствия возражений со стороны общины новички становятся ее полноправными членами.

Шри Раманашрам, Тируваннамалаи, шт. Тамилнаду. В этом ашраме провел часть своей жизни замечательный мудрец Индии Шри Рамана Махарши (1879— 1950). Осознав в 16 лет свою истинную духовную природу, Махарши поселился в пещере на горе Аруна-чала. Там он провел 17 лет. В 20-е гг. для него был построен ашрам. Однако Рамана Махарши продолжал вести простую и в основном молчаливую жизнь. Его собственностью были лишь набедренная повязка, сосуд для воды и палка для ходьбы.

Махарши учил людей просто своим присутствием. Он утверждал, что поток силы представляет его учения в их наиболее простой и прямой форме. Эта сила ощущается и поныне, хотя вот уже более 50 лет, как Шри Рамана Махарши покинул тело. Тех, кто не мог усвоить молчаливое обучение со стороны Учителя, он учил методу «самоизучения», практике интенсивного исследования истинной природы того, что он называл «Я-мысль». Он учил своих последователей спрашивать себя еще и еще: «Кто есть я?» Когда в голове появлялись мысли — «У кого они появляются?» Таким образом, мы постепенно разрываем ложное отождествление самих себя с физическим телом, умом, чувствами, концепцией личности и осознаем свою истинную внутреннюю природу. И тогда, согласно Шри Рамана Махарши, наступит самореализация.

Именно к такому духовному наставнику, как Бхагаван Шри Рамана Махарши можно отнести следующее высказывание: «Бог и Учитель не различны. Также как жертва, попавшая в пасть тигра, не имеет возможности бегства, так и те, кто попал в пределы милостивого взгляда Учителя, будут спасены им и не потеряются. Однако каждому следует своим собственным усилием следовать по пути, показанному Богом или Гуру, и получить освобождение».

Здесь находятся самадхи мандиры Махарши, его матери, некоторых учеников и даже любимой коровы Учителя. В ашрам приезжают паломники, в том числе из западных стран. Можно разместиться как в самом ашраме (по предварительной договоренности, учитывая большое число посетителей), так и в городе Тиру-ваннамалаи. Посетители могут побывать в месте, где жил Махарши в ашраме, а также в пещере на горе Аруначала. В ашраме проводятся ведийские песнопения, отмечаются индусские праздники, а также день рождения Махарши (зимой) и маханирвана (когда он покинул тело — весной).

Матхи

Ади Шанкарачарья основал десять монашеских орденов. Подавляющее большинство существующих в современной Индии монастырей относятся к орденам, основанным им. Сюда можно отнести все центры Рамакришны, например, главный монастырь ордена в Белурматх на окраине Калькутты (шт. Западная Бенгалия), центры Свами Вивекананды (Адвайта ашрама), находящиеся в Каньякумари (шт. Тамилнаду, самая южная точка Индии), Май-явати (Гималаи). Своя монашеская традиция, не имеющая основателя, существует в шайва сиддханте, так как является очень древней. Имеются вайшнавские монашеские ордена, основанные Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. Имеются тантрические монашеские ордена, находящиеся на севере Индии.

В Индии существуют две группы монахов: 1) странствующие — они не могут находиться более трех дней в одном и том же месте, они все время находятся в паломничестве; 2) те, которые живут в матхах. Мат-хом может быть здание или комплекс зданий, хижина, пещера.