logo search
Лекции физкультура 7 семестр

Особенности ппфп студентов высших учебных заведений

Основное назначение ППФП – направленное развитие и под­дер­жа­ние на оптимальном уровне тех психических и фи­зи­чес­ких качеств человека, к ко­то­рым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность; выработка функциональной устойчивости организма к ус­ло­ви­ям этой деятельности и фор­ми­ро­ва­ние прикладных умений и на­вы­ков.

Таким образом, целью ППФП студентов в ву­зе является достижение ими психофизической готовности к ус­пеш­ной профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

● фор­ми­ро­ва­ние у сту­ден­тов необходимых прикладных знаний;

● фор­ми­ро­ва­ние и со­вер­шенство­ва­ние прикладных умений и на­вы­ков;

● вос­пи­та­ние прикладных психофизических качеств;

● вос­пи­та­ние прикладных специальных качеств.

Рассмотрим подробнее содержание приведенных основных понятий.

Прикладные знания – знания, необходимые для организации и осу­щест­вле­ния будущей профессиональной деятельности, приобретаемые студентами в про­цес­се занятий физической культурой и спор­том. Они включают в се­бя знания о ра­цио­наль­ном использовании средств физической культуры и спор­та в ре­жи­ме труда и от­ды­ха в це­лях борьбы с про­из­водствен­ным утомлением и про­фес­сио­наль­ны­ми заболеваниями, а так­же знания основных положений организации и про­ве­де­ния оздоровительно-мас­со­вой работы, необходимые будущему руководителю производственного коллектива.

Прикладные умения и на­вы­ки формируются у сту­ден­тов в про­цес­се занятий физическими упражнениями и спор­том с целью использования их в кон­крет­ной трудовой деятельности. Для ППФП важна степень освоения двигательных действий, так как при обучении данным действиям и осо­бен­но отдельным трудовым движениям различной сложности не всегда требуется доводить их до степени автоматизма. Необходимость формирования двигательного навыка возникает в тех случаях, когда прикладной навык, будучи элементом отдельного вида спорта, в то же время является и про­фес­сио­наль­ным навыком, обеспечивающим безопасность специалиста в из­ме­ня­ющих­ся условиях (например, при подготовке геологов, геодезистов, летчиков и др.). В дру­гих случаях, когда автоматизированные движения могут явиться препятствием для изучения новых умений, целесообразнее будет овладеть большим числом умений, чем отработать отдельные из них до уровня навыка. Процесс обучения прикладным умениям и на­вы­кам должен быть приближен к ес­тествен­ным условиям их применения, только в этом случае можно психологически подготовить будущего специалиста к вы­пол­не­нию работы в про­из­водствен­ных условиях (например, будущих инженеров-стро­ите­лей необходимо обучить ходьбе или лазанию по гимнастическому бревну, скамейке или другим возвышенностям).

Прикладные психофизические качества – физические и пси­хи­чес­кие качества, необходимые для успешного и эф­фек­тив­но­го выполнения определенных трудовых действий.

К прик­лад­ным физическим качествам относятся выносливость, быстрота, сила, гибкость и лов­кость. Своевременное формирование прикладных физических качеств у сту­ден­тов в про­цес­се физического воспитания повышает эффективность профессионального обучения и про­дук­тив­ность трудовых действий.

Прикладные психические качества, необходимые будущему специалисту, могут формироваться только при создании специальных условий, в ко­то­рых необходимо проявить эти качества. На учебно-тре­ни­ро­воч­ных и са­мос­то­ятель­ных занятиях физической культурой, на спортивных тренировках и со­рев­но­ва­ни­ях могут быть созданы такие условия, при которых проявляются смелость, решительность, настойчивость, самообладание и т. п. Соблюдение норм и пра­вил поведения в спор­тив­ной деятельности воспитывает уважение, трудолюбие, чувство коллективизма и т. п.

Прикладные специальные качества – качества специалиста, позволяющие ему противостоять специфическим воздействиям внешней среды и осо­бен­нос­тям условий труда (таким, как низкие и вы­со­кие температуры, укачивание, нахождение на большой высоте и т. д.). Необходимо отметить, что хорошо физически развитый и под­го­тов­лен­ный человек быстрее адаптируется к раз­лич­ным условиям труда, более устойчив к ин­фек­ци­ям, проникающей радиации и т. д.

Таким образом, формирование прикладных знаний, умений и на­вы­ков, а так­же воспитание прикладных качеств всегда должны рассматриваться в единстве физической и пси­хо­ло­ги­чес­кой деятельности обучающихся в оп­ре­де­лен­ных условиях внешней среды, при этом должен учитываться уровень предварительной физической подготовленности занимающихся и их опыт в ов­ла­де­нии различными двигательными действиями. В про­цес­се физического воспитания не должно быть резкого разграничения и тем более противопоставления ППФП и раз­но­сто­рон­ней физической подготовки, так как это единый организованный процесс воспитания у бу­ду­щих специалистов психофизиологической готовности к дли­тель­но­му и вы­со­коп­ро­из­во­ди­тель­но­му труду в избран­ной профессиональной сфере.