logo search
Лекции физкультура 7 семестр

Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении

С целью укрепления здоровья, повышения качества физического воспитания, развития внеучебной физкультурно-оз­до­ро­ви­тель­ной и спор­тив­ной работы среди учащейся и сту­ден­чес­кой молодежи приказом Министерства образования РФ № 1025 от 1 де­каб­ря 1999 г. установлены требования к ор­га­ни­за­ции процесса физического воспитания в об­ра­зо­ва­тель­ных учреждениях начального, среднего и выс­ше­го профессионального образования.

В при­ка­зе указано на необходимость обеспечения процесса физического воспитания в со­от­ветствии с действу­ющи­ми государственными образовательными стандартами и мо­делью учебного плана. Для высших учебных заведений по всем направлениям и спе­ци­аль­нос­тям в цик­ле общих гуманитарных и со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких дисциплин выделено 408 ч трудоемкости на дисциплину «Физическая культура». Регламентировано планирование ее в учеб­ном плане по четыре ауди­тор­ных часа в не­де­лю на первом – втором кур­сах, по два ауди­тор­ных часа на третьем – четвертом кур­сах с прос­тав­ле­ни­ем итоговой оценки.

Содержание и конкрет­ные средства каждого практического занятия в ос­нов­ном, специальном и спор­тив­ном отделениях определяются преподавателями учебных групп с уче­том графика учебных занятий на каждом факультете и ра­бо­че­го плана кафедры физического воспитания для каждого учебного отделения.

В прог­рам­ме по дисциплине «Физическая культура», утвержденной в 2000 г., впервые указано, что условием допуска к за­чет­ным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий. Критерий успешности освоения учебного материала студентом – экспертная оценка преподавателями регулярности посещения обязательных учебных занятий и ре­зуль­та­тов соответствующих тестов. Общая оценка за семестр определяется как среднее арифметическое положительных оценок по всем трем подразделам учебной деятельности:

● «Теоретические и ме­то­ди­чес­кие знания, овладение методическими умениями и на­вы­ка­ми»;

● «Общая физическая и спор­тив­но-тех­ни­чес­кая подготовка»;

● «Жизненно необходимые умения и на­вы­ки. Профессионально-при­клад­ная физическая подготовка».

Итоговая аттестация студентов проводится в фор­ме устного опроса по теоретическому и ме­то­ди­чес­ко­му разделам программы.

Примерная программа по дисциплине «Физическая культура» имеет следующие приложения:

1. «Контрольные вопросы к обя­за­тель­ным лекциям по учебной дисциплине “Физическая культура”».

2. «Примерная дополнительная тематика методико-прак­ти­чес­ких занятий для самостоятельного освоения».

3. «Примерные контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спор­тив­но­го отделения».

4. «Примерные контрольные упражнения для оценки физической подготовленности студентов специального учебного отделения».

5. «Примерная тематика рефератов для студентов специального отделения и вре­мен­но освобожденных от практических учебных занятий по физической культуре».

Физическое воспитание в ву­зе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в ре­жи­ме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в ре­жи­ме учебной работы осуществляется в сле­ду­ющих формах.

1. Учеб­ные занятия, предусмотренные учебным планом и рас­пи­са­ни­ем вузов. Это основная форма занятий по физическому воспитанию в ву­зах.

2. Фа­куль­та­тив­ные занятия, являющиеся продолжением и до­пол­не­ни­ем к учеб­ным занятиям. Они включаются в учеб­ное расписание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с ка­фед­рой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факультативных занятиях совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессионально-фи­зи­чес­кая подготовка, расширяются знания по теории и ме­то­ди­ке физического воспитания, продолжается подготовка студентов к об­ществен­ной физкультурно-спор­тив­ной деятельности.

Физическое воспитание студентов во внеучебное время проводится в сле­ду­ющих формах:

1. Фи­зи­чес­кие упражнения в ре­жи­ме учебного дня: утренняя гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др.

2. Ор­га­ни­зо­ван­ные занятия студентов в спор­тив­ных секциях, в груп­пах общефизической подготовки (ОФП), аэробики, шейпинга и дру­гих группах под руководством педагога по физической культуре и спор­ту.

3. Са­мос­то­ятель­ные занятия студентов физическими упражнениями в сво­бод­ное от учебы время:

● на основе полной добровольности и ини­ци­ати­вы (по желанию);

● по заданию преподавателя (домашние задания).

4. Мас­со­вые физкультурно-спор­тив­ные мероприятия, проводимые в вы­ход­ные дни в те­че­ние учебного года и в ка­ни­ку­ляр­ное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с учас­ти­ем сборных команд факультетов, массовые кроссы и эс­та­фе­ты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристические походы и др.

5. За­ня­тия в оз­до­ро­ви­тель­но-спор­тив­ных лагерях в пе­ри­од зимних и лет­них студенческих каникул, обеспечивающие оздоровительный, закаливающий и раз­ви­ва­ющий эффекты.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С ран­не­го возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спор­том – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и вза­имо­действии психических и фи­зи­чес­ких сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в раз­лич­ных областях нашей жизни, в том числе и в уче­бе.