8.4 Управление процессом подготовки
Характеристика процесса управления. Большинство рекомендаций по управлению тренировочным процессом гимнастов относится к соревновательному периоду, где условия занятий относительно стабильны и приближены к модели соревновательной деятельности. Здесь оценка технического уровня подготовленности гимнастов и исполнительского мастерства в упражнениях отдельных видов многоборья позволяет достаточно точно спланировать подготовку гимнаста и подвести его к соревновательной деятельности.
Что же касается подготовительного периода, на протяжении которого закладывается база будущих спортивных достижений, то условия для управления тренировочной работой гимнастов здесь гораздо сложнее. Это обусловлено большой изменчивостью структурных элементов подготовки, решением значительного круга разнообразного рода задач на тренировочном занятии (изучение новых упражнений и совершенствование освоенных, составление новых связок и соединений, развитие физических и специальных двигательных качеств и т.п.).
Решение каждой задачи требует оптимальных условий. Чтобы их определить, необходимо учесть значительное число параметров. Особую роль здесь играет функциональное состояние спортсмена, которое может меняться в каждый конкретный момент тренировочной работы. При этом большинство гимнастических упражнений отличаются одно от другого физической и психологической напряженностью, координационной сложностью, условиями выполнения.
Поэтому оперативное состояние гимнаста довольно изменчиво. В связи с этим необходимо найти существенные взаимосвязи различных параметров тренировочного процесса, указывающие оптимальный путь в решении конкретной задачи подготовки гимнаста.
Наиболее важной в многолетней подготовке гимнастов является проблема планирования, контроля и учета тренировочных и соревновательных нагрузок. Неуклонное повышение мастерства во многом определяется эффективностью управления тренировочными и соревновательными нагрузками, соотношением их оптимальных параметров с учетом индивидуального физического развития спортсмена. Для планирования и управления тренировочной работой гимнастов важно учитывать не только традиционные параметры, характеризующие объем и интенсивность тренировочного занятия, но и такие, как интенсивность работы в каждом виде многоборья, влияние каждого вида на изменения психофизиологических показателей, а следовательно, и на способность спортсмена выполнять работу той или иной направленности, число простых и сложных упражнений, характер трудностей, испытываемых на тренировке, число новых упражнений, предлагаемых для разучивания, соотношение между новым материалом и |уже изученным, продолжительность перерывов между подходами и т.д.
Такое дифференцированное отношение к тренировочной работе позволит точнее планировать занятия и эффективнее управлять учебным процессом при решении конкретных задач.
Модельные характеристики соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов в спортивной гимнастике. К модельным характе-ристикам спортивной гимнастики относят:
• количество элементов высшей сложности;
• количество сверхсложных элементов;
• коэффициент трудности прыжков;
• среднюю оценку в главных соревнованиях (в баллах).
При разработке модельных характеристик необходимо ориентироваться на лучшие достижения сильнейших спортсменов мира.
В настоящее время наблюдается тенденция к повышению трудности программ, насыщенности композиций сложными элементами на фоне более высокого технического мастерства и совершенствования гармонии и эстетики движений.
В целях большей активизации судейства и стимулирования роста мастерства гимнасток Женский технический комитет ФИЖ периодически (примерно раз в 4 года) пересматривает международные правила судейства. В частности, многие элементы, переставшие быть уникальными, редко исполняемые, переходят в более низкую группу трудности. В настоящее время разработка модельных характеристик в большинстве сложнокоординационных видов спорта сводится в основном к прогнозированию сложности программы. Однако в современных условиях оценки только этих характеристик на соревнованиях недостаточно. Каждый элемент повышенной сложности может и должен оцениваться как отдельный двигательный акт с помощью соответствующего набора модельных характеристик.
Планирование. Планирование — это определенная система мероприятий, предусматривающих систематичность и последовательность в работе, хорошую организацию и правильное чередование занятий. В планировании должны быть видны перспективы процесса обучения и воспитания, а также сроки выполнения намеченных мероприятий. Планирование помогает определить основные и второстепенные задачи, дает единое направление занятиям и тем самым обеспечивает правильное ведение педагогического процесса.
Планирование в спортивной гимнастике направлено на упорядочение во времени всех средств и методов подготовки и сводится к документальному оформлению как всей системы подготовки гимнастов, так и ее отдельных компонентов, вплоть до одного занятия, с целью организации оптимального управления путем внесения определенных коррективов. В основе планирования лежат закономерности развития спортивной формы гимнастов. С учетом этих закономерностей составляется календарь соревнований, в соответствии с которым и планируется тренировочная работа.
В зависимости от периода времени, охватываемого планом, выделяют перспективное планирование (многолетнее), текущее (планы на год, цикл, этап, мезоцикл), оперативное (планы на микроцикл, занятие). Годичные и оперативные планы включают данные, характеризующие спортсмена (или команду), промежуточные и конечные задачи в его подготовке, задачи планируемых соревнований (их даты и сроки), величины нагрузок, учебно-воспитательные указания, сроки контрольного тестирования и медицинских обследований.
Учебный план составляется на весь период учебно-тренировочного процесса и определяет: количество видов упражнений, подлежащих изучению, и время их прохождения; тематику теоретического курса; количество часов, отводимое на каждую дисциплину; вид занятий на весь срок обучения; примерные сроки прикидок, соревнований; расписание занятий.
Учебная программа, составляемая на те же сроки, что и учебный план, определяет содержание учебного материала; зачетные нормативы.
Рабочий план составляется на сравнительно короткий отрезок времени (тренировочный период, цикл) и определяет: количество видов упражнений, подлежащих изучению на планируемом отрезке времени; количество часов или занятий, отводимое на каждый вид упражнения; последовательность прохождения учебного материала; точные сроки прикидок, соревнований; расписание чередования видов упражнений на занятиях.
Порядок составления рабочего плана
1. Определить организацию проведения и место в занятии отдельных видов упражнений (упражнения гимнастического многоборья проводятся в основной части, хореография и ОРУ — в подготовительной части, игры и эстафеты — в заключительной).
2. Определить количество видов упражнений в основной части (нужно учитывать состав занимающихся, период тренировки, продолжительность занятия и т.д.).
3. Начертить форму рабочего плана.
4. Определить время и место теоретических занятий и ввести эти данные в рабочий план.
5. Отметить в рабочем плане виды упражнений (ОРУ, хореография, игры, эстафеты и т.д.).
6. Составить расписание видов упражнений гимнастического многоборья.
Рабочая программа составляется на такое же время, как и рабочий план. Она определяет: содержание учебного материала по темам согласно рабочему плану; последовательность изучения упражнений в каждом их виде.
Порядок составления рабочей программы
1. Выписать все элементы квалификационной программы и подводящие к обучению им упражнения.
2. Определить последовательность изучения упражнений, проставив номера тем с указанием количества занятий по каждой из них.
3. Написать рабочую программу, представляющую собой перечень тем, поставленных в порядке их изучения.
План-конспект урока наиболее полно раскрывает содержание, методику и организацию занятий. В плане-конспекте урока определяются задачи урока, продолжительность его частей, чередование видов упражнений, их содержание, дозировка, основные построения и перестроения, организация и методика проведения занятия.
Учет учебной работы контролирует весь ход занятий по гимнастике, организацию, дисциплину, выполнение учебного плана, воспитательные мероприятия. Он должен проводиться систематически, быть всесторонним и в то же время простым и наглядным.
Используя данные учета, можно своевременно вносить необходимые изменения в практическую деятельность и план.
При перспективном планировании подготовки гимнаста от новичка до квалифицированного мастера спорта надо учитывать следующие важные положения: возрастные закономерности функционального развития и формирования личности детей и подростков, занимающихся спортивной гимнастикой; возраст достижения высшего мастерства; тенденции развития вида спорта; эволюцию социально-экономических условий; совершенствование организационных форм и методов обучения; опыт работы ведущих тренеров.
На основании сказанного и экспериментальных исследований процесс подготовки гимнастов в многолетнем цикле разделили на пять этапов.
Первый этап — отбора и начальной подготовки (девочки 7—8 лет, мальчики 8—9 лет).
Задачи первого этапа:
• выявление задатков и способностей детей;
• всесторонняя физическая подготовка;
• обучение первоначальным основам техники гимнастических движений;
• воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям спортивной гимнастикой.
Для решения этих задач надо создать самые благоприятные условия, научно обоснованные режимы обучения и тренировки. Основными средствами занятий должны быть ходьба, бег, лазанье по канату, по гимнастической стенке, акробатические упражнения. Необходимо воспитывать у учеников аккуратное отношение к тренировкам, соблюдению режима.
На первом этапе создается хорошая база физической и технической подготовки, которая должна дать возможность юному гимнасту в будущем достичь высокого спортивного мастерства.
Второй этап — этап начальной специализированной подготовки (девочки 9—10 лет, мальчики 10—12 лет).
Задачи второго этапа:
• всесторонняя физическая подготовка;
• развитие специальных физических качеств;
• обучение основам техники гимнастических движений и подготовка к обучению сложным элементам и соединениям;
• воспитание волевых качеств, смелости и решительности, умения самостоятельно тренироваться и выступать.
На втором этапе подготовки ставятся более широкие, чем на первом, задачи в области развития физических качеств: силы, гибкости, прыгучести, координации движений. Здесь необходимы хореография и акробатическая подготовка. В этот период гимнасты овладевают основами техники гимнастических упражнений. Намного больше времени уделяется специальной физической подготовке, значительное место в занятиях занимают специальные упражнения. На этом этапе главная задача — научить гимнастов разнообразным структурным группам, дать им большой двигательный запас, создать «школу движений», на базе которых они смогли бы успешно овладеть потом более сложными упражнениями и достичь высокого спортивного мастерства.
Третий этап — этап основной специализированной подготовки (девочки 11—13 лет, мальчики 13—15 лет).
Задачи третьего этапа:
• на основе повышения общей физической подготовленности развитие специальных физических качеств;
• освоение сложнейших элементов и соединений динамического характера.
Четвертый этап — этап становления высокого спортивного мастерства (девочки 14—15 лет, юноши 16—18 лет).
Задачи четвертого этапа:
• на основе развития специальных физических качеств овладение сложнейшими элементами и соединениями на уровне требований, предъявляемых к мастеру спорта;
• приобретение соревновательного опыта выступлений.
Пятый этап — этап совершенствования мастерства (девушки 6 лет и старше, юноши 19 лет и старше).
Задачи пятого этапа:
• постоянное совершенствование и поддержание высокого уровня общей и специальной подготовки;
• совершенствование исполнительского мастерства и возможностей выполнять композиции комбинаций с учетом современных требований.
Учитывая функциональные изменения в организме спортсменов, учебно-тренировочный процесс гимнастов надо строить так, чтобы он имел циклический характер. Тренировка гимнастов может планироваться как по годичным, так и по полугодичным циклам. Полугодичные циклы применяются только в тех случаях, когда гимнасты должны в первом полугодии выступать по имеющемуся у них разряду и овладевать учебным материалом следующего разряда.
Тренировка по годичному циклу проводится только по программе одного цикла. Каждый тренировочный цикл имеет подготовительный, соревновательный и переходный периоды обучения и тренировки.
Подготовительный период длится 5—7 мес. Задачей этого периода является существенное повышение общего уровня функциональных возможностей организма, развитие двигательных и волевых качеств, формирование и перестройка двигательных навыков и умений. Поэтому этот период называют еще и периодом функциональной подготовки. Он подразделяется на два больших этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.
Общеподготовительный этап предназначен для повышения общего уровня функциональных возможностей, разностороннего развития двигательных и психических качеств, пополнения фондов двигательных умений и навыков. Поэтому общей подготовке на этом этапе уделяется большее внимание, чем на последующих Этапах и в соревновательном периоде.
Специальная подготовка на данном этапе по времени может занимать у высококвалифицированных гимнастов половину планируемого тренировочного времени.
Структура общеподготовительного этапа состоит из двух видов средних циклов: втягивающих и базовых. Втягивающие циклы характеризуются плавным ростом интенсивности нагрузок при достижении значительных величин объема. Базовые циклы — это циклы тренировочных нагрузок.
Задача специально-подготовительного этапа — развитие специальной подготовки гимнастов. Основным средством на этом этапе является выполнение связок и упражнений в целом на снарядах.
В связи с этим уменьшается удельный вес общей физической подготовки, а удельный вес специальной подготовки увеличивается до 60—70% и более от всего времени, отводимого на тренировку.
По мере завершения данного этапа соревнованиям отводится все большее место. Изменяется структура этапа, базовые циклы совмещаются с контрольно-подготовительными, шлифовочными и предсоревновательными циклами.
Контрольно-подготовительные циклы представляют собой переходную форму от базовых к соревновательным: тренировочная работа сочетается с участием гимнастов в соревнованиях.
Шлифовочные циклы включаются в тренировочный процесс после проведения контрольных соревнований в том случае, когда возникает возможность устранить выявленные недостатки в подготовке.
Соревновательный период. В этот период гимнаст участвует в основных для себя соревнованиях, планируемых на большой цикл. Главными задачами являются сохранение на длительное время подготовленности, достигнутой на предыдущем этапе, реализация ее в возможно более высокие спортивные результаты. Таким образом, соревновательный период способствует росту гимнастов.
Переходный период. Задача этого периода — предупредить эффект перерастания тренировки и соревнований в перетренировку. Необходимость этого периода объясняется тем, что бесконечно поддерживать спортивную форму нельзя. Временная потеря спортивной формы является закономерной фазой в процессе спортивного совершенствования.
Основным средством этого периода является общая физическая подготовка в измененных условиях деятельности, что помогает снять психическую усталость.
Структура переходного периода складывается из 2—3 средних циклов (восстановительно-поддерживающих, восстановительно-подготовительных).
В переходном периоде необходимо постепенное снижение нагрузки, переключение гимнаста на другой вид работы, содействие более быстрому восстановлению трудоспособности и подготовка к новому циклу тренировок. Следует заметить, что нельзя сразу прекратить работу, к которой организм привык и приспособился. Внезапное прекращение работы может привести к нарушению сна, отсутствию аппетита, нервозности, боли в области сердца и др. Постепенное снижение объема и интенсивности физических нагрузок обеспечивают благоприятные условия для переходного периода.
В переходный период от занятия к занятию физическая нагрузка должна уменьшаться в несколько раз. Полезно включать в учебно-тренировочный процесс другие виды спорта (плавание, легкая атлетика, игры, ходьба на лыжах, катание на коньках).
По мере восстановления возможностей организма гимнаста переходный период постепенно перерастает в подготовительный период очередного большого цикла тренировки.
Предсоревновательные циклы непосредственно предшествуют особенно важным для гимнаста соревнованиям. Особенность этих циклов состоит в том, что в них моделируется режим предстоящих соревнований и происходит адаптация к особенностям такого режима.
Соревновательные средние циклы — это форма построения тренировки во время участия в основных соревнованиях. Каждый средний цикл этого типа состоит из малых циклов: подводящего, участия в соревнованиях и восстановительного.
Восстановительно-подготовительный цикл строится как базовый или как шлифовочный средний, но начинается с одного-двух восстановительных малых циклов, т.е. обеспечивает разгрузку в форме активного отдыха.
Восстановительно-поддерживающий средний цикл характеризуется еще более полным использованием системы переключения на новые формы работы, способствуя тем самым снижению монотонного характера тренировочного процесса и содействуя течению восстановительных процессов.
Практика показывает, что только те гимнасты справляются с поставленными перед ними задачами, которые на тренировках выполняют нагрузки, в несколько раз превышающие соревновательные. Для этого комбинации выполняются главным образом полностью, иногда их повторяют по несколько раз подряд без отдыха. Это создает запас прочности, развивает специальную выносливость.
Рекомендуется каждое очередное занятие начинать с упражнений на другом снаряде, так как со свежими силами двигательные задачи решаются успешнее. Это нужно еще и потому, что гимнастам неизвестно, с какого вида по жребию им придется начинать соревнования.
В соревновательный период гимнасты на каждом занятии имеют большие нагрузки, поэтому заканчивать их надо, используя упражнения на расслабление, массаж, самомассаж, теплый душ, можно применять аутогенную тренировку (самовнушение).
Структура соревновательного периода складывается из четырех средних циклов (предсоревновательный, соревновательный восстановительно-подготовительный, восстановительно-поддерживающий).
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания