8.1 Характеристика спортивной гимнастики
В профессиональной подготовке будущему педагогу по физической культуре необходимо ознакомиться с достижениями науки и практики в области физической культуры вообще и гимнастики в частности.
Накопленные знания и опыт по использованию гимнастики для достижения различных целей во всех видах физической культуры составляют основу для осмысления и развития профессионального творчества специалиста. Это в свою очередь позволяет молодому поколению педагогов успешно работать над формированием у людей стимулов вести здоровый образ жизни.
Известно, что образ жизни человека — понятие широкое, ц значительной мере определяется его мировоззрением, которое формируется в процессе не только мыслительной, но и физической деятельности. Многовековые традиции использования гимнастики как средства достижения разнообразных социальных целей позволяют утверждать, что гимнастика может решать задачи формирования личной физической культуры человека. Эти задачи актуальны на современном этапе реформирования образования, так как состояние здоровья всех групп населения остается на низком уровне и изменить его можно при осознании каждым человеком причин нездоровья и путей его изменения средствами физической культуры.
Издавна в качестве средств физического воспитания называют спорт, игры, гимнастику, туризм и др. Гимнастика как средство физического воспитания представляет собой систему искусственно созданных упражнений, которая решает общие задачи физического воспитания и более узкие, специфические для гимнастики.
Итак, рассмотрим гимнастику как средство физической культуры; разберем, как используются гимнастические упражнения для достижения целей физического воспитания.
Как и другие средства, гимнастика решает общепедагогические задачи физического воспитания.
1. Формирование многих черт характера (трудолюбия, целенаправленности и др.), качеств личности (концентрации внимания, мобилизации волевых усилий, быстроты реагирования, чувства ритма и др.), нравственности.
2. Укрепление здоровья в процессе использования гимнастических упражнений в различных условиях (на воздухе, в воде, при различных температурах и др.).
3. Рациональное формирование осанки при различных положениях тела.
4. Развитие физических качеств в их взаимосвязи (силовых, скоростно-силовых, гибкости, ловкости, координации).
Для решения всех задач используются многократные движения, двигательные действия, которые получили название «упражнения».
В гимнастике существует бесконечное множество упражнений. Они традиционно объединены в группы. Каждая из ниженазванных групп может использоваться для решения как общих, так и специфических задач физического воспитания.
1. Строевые упражнения формируют осанку, воспитывают внимание, ритмичность коллективных действий, формируют организаторские умения и навыки, управленческие способности.
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) формируют школу движений, развивают координацию, ловкость, гибкость, силовые качества, формирует умения и навыки в естественных видах движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.).
3. Прикладные упражнения (лазанье, перелезание, переползание, преодоление препятствий, переноска грузов и т.д.) развивают ловкость, формируют умение ориентироваться в пространстве и взаимодействовать с внешней средой, способствуют активизации мыслительных процессов.
4. Вольные упражнения (используются при высоком уровне физической и технической подготовки) развивают координацию, чувство ритма, согласованности и красоты движений, пластичность, способствуют развитию творческой двигательной деятельности.
5. Упражнения художественной гимнастики (вольные упражнения с предметами) кроме перечисленных выше качеств развивают грациозность, выразительность движений, согласованность движений с музыкой.
6. Акробатические упражнения развивают смелость, ориентацию в пространстве, функциональную устойчивость (не нарушаются функции органов при самых разнообразных, необычных движениях и положениях тела).
7. Прыжковые упражнения (прыжки простые и опорные) развивают скоростно-силовые качества, точность движений, ловкость, смелость, настойчивость.
8. Упражнения на снарядах развивают силовые качества, ловкость, ориентацию в пространстве, формируют жизненно необходимые навыки в приземлении, в преодолении препятствий, в перемещениях в различных направлениях и различными способами.
Многообразие средств и методов гимнастики, доступность и большой выбор упражнений для всех возрастов, избирательное и Локальное воздействие упражнений на отдельные системы организма человека при строгой их регламентированности обеспечивают воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.
Гимнастика как вид деятельности и как средство физического воспитания широко используется в различных социальных институтах нашего общества:
• в дошкольных учреждениях — в форме утренней гимнастики, физкультурных занятий, массовых и индивидуальных выступлений на праздниках;
• в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях она включена в учебную программу, составляет содержание всех режимных мероприятий (гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы), используется в форме секционных занятий и является наиболее зрелищной частью спортивных выступлений на праздниках и соревнованиях;
• в оздоровительных лагерях гимнастика проводится утром, практикуются спортивные занятия, массовые выступления, соревнования;
• гимнастика широко используется в Российской Армии и Военно-морском флоте в форме утренней гимнастики, занятий по физической подготовке и соревнований;
• в производственных коллективах гимнастику мы встречаем в форме производственной гимнастики, тренировочных занятий. Массовые соревнования по производственной гимнастике, по ритмической и атлетической гимнастике, по общей физической подготовке являются наиболее доступными и распространенными.
В Единую всероссийскую спортивную классификацию включены: спортивная гимнастика, спортивная акробатика, художественная гимнастика, атлетическая гимнастика (бодибилдинг), спортивная аэробика. В этих видах разработаны требования и нормативы для присвоения спортивных разрядов.
Спортивная гимнастика содержит упражнения мужского и женского многоборья, при выполнении которых значительной нагрузке подвергается опорно-двигательный аппарат, а следовательно, занятия на снарядах приводят к существенному развитию мускулатуры, особенно рук, плечевого пояса, так как многие упражнения выполняются в упоре, висе на руках. Конструктивные особенности снарядов позволяют выполнять разнообразные движения, не встречающиеся в повседневной жизни человека. Сложность упражнений на снарядах дает возможность совершенствовать умения владеть своим телом и движениями, развивает функции вестибулярного аппарата, обеспечивающего устойчивое равновесие тела. Упражнения способствуют развитию тонкой координации движений, большой физической силы, ловкости, умения ориентироваться в сложных положениях, а также воспитывают решительность, смелость и другие моральные и волевые качества.
Вольные упражнения являются одним из видов гимнастического многоборья в спортивной гимнастике, средством общеразвиваюшего характера, использование которого направлено на совершенствование координационных способностей, повышение выносливости. Благодаря тщательной отработке техники, четко сраженным движениям, выполнению их под музыку решаются задачи эстетического воспитания. Варьирование сочетания элементов, их комбинирование, создание учебных и спортивных комбинаций развивают творческие способности занимающихся.
В спортивной гимнастике опорные прыжки как вид многоборья входят в программу соревнований. Прыжки являются важным средством совершенствования быстроты и координации движений. Они укрепляют и развивают мышцы ног. Прыжки являются ценным упражнением для улучшения физических, моральных и волевых качеств, общей физической тренированности организма, они помогают преодолевать препятствия, благоприятно воздействуют нa сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Гимнастика и как вид деятельности, и как средство физического воспитания является предметом научного исследования. Интегративная связь науки о гимнастике с другими областями знаний — с теорией физической культуры и спортивной тренировки, с физиологией, психологией, медициной, педагогикой, социологией, культурологией — сформировала самые разнооб-разие направления научных исследований.
Например:
история гимнастики и перспективы ее развития;
разработка учебных программ и изучение их эффективности;
проблема развития двигательных качеств и способностей;
проблемы обучения гимнастическим упражнениям;
технология спортивной тренировки;
психологические аспекты спортивной тренировки и соревновательной деятельности;
проблемы соревновательной деятельности;
разработка техники новых, сверхсложных элементов;
модернизация и разработка новых конструкций тренажеров, оборудования, инвентаря и т.д.;
использование гимнастики в решении социологических проблем.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания