5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
Особенности работы с квалифицированными спортсменами опреде-ляются целью системы спортивной подготовки на уровне спорта высших достижений. Наиболее ярко все компоненты системы спортивной подготовки представлены в тренировках сборных команд страны и клубных коллективов спортсменов высших разрядов, которые играют ведущую роль в развитии видов спорта в нашей стране и в мире.
Перед сборными командами всегда стоит задача продемонстрировать высокие результаты на всех крупнейших международных соревнованиях. Это концентрированный итог функционирования всей системы подготовки спортсменов в нашей стране.
Подготовка сборных команд строится по четырехлетним (олимпийским) циклам в соответствии с целевой комплексной программой. Достижение наивысшей степени готовности членов сборной команды на период проведения Олимпийских игр служит основным фактором, обусловливающим содержание работы на весь период. При этом учитывается опыт предыдущего четырехлетия и задачи, которые определены для данного цикла.
В первый год решаются задачи комплектования кандидатов по модельным характеристикам основных параметров тренировочной и соревновательной деятельности, установленных на конец нового четырехлетнего цикла.
Во втором годичном цикле решаются задачи по доукомплектованию команды, совершенствованию спортивного мастерства, накоплению соревновательного опыта во встречах с основными зарубежными соперниками в условиях, приближенных к Олимпийским играм.
В третьем годичном цикле решаются задачи по стабилизации состава команды по видам спорта в соответствии с олимпийскими моделями, происходит совершенствование всех компонентов подготовленности во встречах с основными соперниками и в близких к основным соревнованиям условиях, накопление соревновательного опыта и повышение надежности спортивных навыков. Уточняются модельные задания на конец четырехлетнего цикла с учетом анализа данных об основных соперниках и трехлетнего опыта работы с кандидатами сборной.
В четвертом годичном цикле происходит окончательная стабилизация олимпийского состава, достижение модельных показателей по всем установленным параметрам при высокой надежности навыков и психологической устойчивости спортсменов; вырабатываются высокие волевые и бойцовские качества атлетов. Демонстрируются их наивысшие достижения в основных соревнованиях.
Научно-методическое обеспечение подготовки квалифицированных спортсменов осуществляют комплексные научные группы (КНГ), в которые входят педагоги с опытом тренерской работы, психологи, физиологи, биохимики, медики, а также тренеры, врач и массажист сборной команды, телеоператоры и др. Весь коллектив несет ответственность за организацию и содержание подготовки, а также за результаты, показанные командой в основных соревнованиях.
Члены КНГ разрабатывают планово-отчетную документацию, осуществляют контроль соревновательной и тренировочной Деятельности по всем параметрам, а также выполняют спортивную разведку, собирая данные о соперниках, сильнейших спортсменах, об их тренированности, тактическом стиле и т.д.
На основании получаемой информации принимаются управленческие решения по ходу подготовки, а к моменту основных соревнований каждого годичного цикла дается заключение о степени готовности спортсменов (команды) к демонстрации высших спортивных достижений.
Работа КНГ в коллективах квалифицированных спортсменов строится по такому же принципу, что и в сборной. Основная задача — повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.
Ведущим критерием оценки уровня спортивного мастерства спортсменов и качества работы тренеров квалифицированных спортсменов служит соответствие показателей модельным характеристикам кандидатов в сборную команду страны по уровню подготовленности и соревновательной деятельности, спортивного результата во всероссийских и международных соревнованиях. Оценкой членов сборной команды страны по видам спорта служит спортивный результат в основных соревнованиях (чемпионатах мира и Европы, Кубках мира, Олимпийских играх), а также достижение модельных характеристик на уровне сборной страны и сильнейших спортсменов мира. В соответствии с этими показателями оценивают работу тренеров сборной команды и тренеров спортивных клубов, которые подготовили кандидатов в сборную команду.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания