logo search
Ответы на вопросы ГОС

Вопрос 50. Формы стимулирования сотрудников в гостиничной индустрии.

Мотивация – это процесс, начинающийся с физиологической или психологической потребности, которая создает побуждение или мотив, активизирующий поведение или действие, направленное на достижение цели или вознаграждения, удовлетворяющих возникшую потребность.

Основные цели системы:

1.привлечение новых работников высокой квалификации;

2.закрепление и сохранение на работе высококвалифицированных специалистов;

3.минимизация текучести кадров и стабилизация трудового коллектива;

4.поддержание и развитие у сотрудников стремления к повышению профессиональных знаний и навыков, развитие разумной инициативы и творчества;

5.создание и поддержание корпоративной культуры.

Базовые принципы построения системы стимулирования персонала:

1.индивидуальный подход к определению уровня оплаты труда каждого сотрудника в зависимости от занимаемой должности, стажа работы, квалификации, результатов труда, соблюдения исполнительной и трудовой дисциплины, выводов по оценке.

2.сильная социальная политика как основа сплоченного, четко работающего коллектива;

3.поддержание имиджа гостиницы как одной из ведущих на рынке;

4.разумное соотношение затрат на оплату труда персонала с валовым доходом гостиницы

5.регулярный дифференцированный пересмотр оплаты труда персонала в зависимости от уровня инфляции и уровня оплаты труда сотрудников в конкурирующих гостиницах и в целом по стране;

6.гибкость в определении ежемесячной суммы материального вознаграждения за счет активного использования переменной (премиальной) составляющей;

7.анализ действенности системы оплаты труда и своевременная ее корректировка в зависимости от изменений стратегии и тактики гостиницы в области управления персоналом, корпоративных целей или в соответствии с изменяющимися внешними условиями.

С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации — в зависимости от предмета анализа — на три главных направления:

Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся «XY-теория» Дугласа Макгрегора, теория «Z» Уильяма Оучи (англ.)русск..

Содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф. Герцберга.

Процессуальные теории — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теорию мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.

Теория Х и Y (Дуглас Мак-Грегор) - Некоторые сотрудники не любят работать «от рождения», поэтому они могут хорошо работать только под постоянным наблюдением, только под принуждением (Теория Х). Другие – сами мотивируют для себя потребность трудиться и находят внутренне удовлетворение в труде, правда, если для этого созданы необходимые условия (Теория Y).

Теория Z (Уильям Оучи) - заключается в принципе коллективизма – совмещении целей компании с целями сотрудника. Фирма обеспечивает работникам возможность постоянного повышения квалификации, и непрерывного обучения. Этот принцип сегодня используется во многих крупных компаниях для улучшения качества работы своих сотрудников, и как показывает практика, он один из самых эффективных.

Теория мотивации А. Маслоу - теория мотивации работников, согласно которой люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей (по убыванию уровня иерархии):потребность в самовыражении, самореализации, личной власти; потребность в уважении; потребность в принадлежности к определенной социальной группе; потребность в безопасности; физиологические потребности. По А.Маслоу потребность становится мотиватором только после того, как будут удовлетворены потребности низшие в иерархии потребностей.

Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда - Работник имеет три основные потребности, приобретаемые благодаря жизненным обстоятельствам, опыту и учебе. Это:

потребность во власти – желание контролировать, управлять другими людьми.

потребность в соучастии – стремление к общению, к дружбе с окружающими людьми.

потребность в достижениях – стремление к получению желаемого результата.

Все эти потребности взаимосвязаны между собой. Определяя уровень амбициозности человека, то есть, его потребности во власти, достижении вершин и соучастии, специалисты по работе с персоналом могут распределять сотрудников на руководящие и исполнительские должности, в зависимости от результатов тестирования.

Теория ожиданий Виктора Врума - Человек выбирает те действия, которые как он думает, приведут его к желаемому результату, с условием, что этот результат для него ценен, или наоборот, он станет действовать так, чтобы избежать возможного результата. Эта теория утверждает, что для мотивации работника нужно, чтобы он четко представлял, что от его усилий зависит результат его труда, который ведет к определенным последствиям, и что эти последствия ценны для него.

Современные формы стимулирования персонала гостиницы:

1.возрастание масштабов применения систем переменной заработной платы и возрастание доли переменной части в общем доходе сотрудников.

2.возрастание масштабов применения групповых форм заработной платы и увеличение их в общем доходе сотрудников.

3.широкое распространение систем платы за знания и компетенции.

4.развитие системы гибких льгот.