logo
Ответы на вопросы ГОС

Вопрос 21. Возникновение и развитие мировой гостиничной индустрии.

Английское слово «hospitality» (гостеприимство) происходит от старофранцузского «хоспис», что означает «странноприемный дом». Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, уходит своими корнями в далекое прошлое.

Первое упоминание о гостевых предприятиях обнаружено в древних манускриптах – в кодексе законов царя Вавилонии Хаммурапи (1700 г. до н. э.). Кодекс обязывал хозяев таверн доносить на посетителей, ведущих разговоры о властях. Состав посетителей был достаточно разнообразен и специфичен.

Античность. В Древней Греции первыми предприятиями гостеприимства были таверны, предлагающие путникам в основном питание. Помещения для ночлега имелись – что-то вроде сараев.

В Древней Греции были широко распространены два типа сооружений, предназначенных для приема на ночлег и доступных всем:

- каталогии (частные заезжие дворы)

- пандокеи (государственные заезжие дворы).

Хозяев каталогий называли гостеприимцами; с ними иностранные государства заключали союз о взаимной помощи, дружбе и защите.

В Римской империи была создана наиболее разветвленная сеть постоялых дворов: вдоль главных дорог на расстоянии 25 миль друг от друга (протяженность дорог в период расцвета Римской империи составляла около 85 тыс. кв. км). Государство участвовало в постройке этих постоялых дворов и в контроле над их деятельностью.

Виды постоялых дворов:

- кумпоны (скромные деревенские постоялые дворы),

- стабулы (богатые постоялые дворы, с конюшнями).

40 г. до н.э. – идея первого в истории «ланча делового человека» принадлежит Секвию Локату, римскому трактирщику, который таким образом облегчил жизнь маклеров на галерной пристани, слишком занятых, чтобы сходить домой пообедать.

Первый толчок в развитии гостиничного строительства дали торговые связи, которые интенсивно развивались на Ближнем Востоке, в Азии и Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым двигались караваны с товаром. Для организации ночлега путешественников вдоль торговых путей создавались специальные пункты размещения – караван-сараи (помещения для пребывания и отдыха путников), включающие, как правило, помещения для людей и загоны для верблюдов и лошадей, все это было окружено высокой стеной, защищавшей от ветра, дождя, бури, а также от грабителей и разбойников.

В средние века на развитие гостиничного бизнеса повлияли религиозные традиции. Паломники к святым местам находили себе приют в аббатствах и монастырях, в которых можно было бесплатно покушать и переночевать. Бесплатные услуги, которые предоставляли монастыри, сдерживали постояльцев от посещения постоялых дворов. Ситуация кардинально изменилась при Генрихе VIII, который церковную собственность перевёл в светскую. Теперь за приют в монастыре нужно было платить и люди стали обращаться в постоялые дворы.

Следующий период развития гостиничного бизнеса можно связать с возникновением почтовых станций, предназначенных для смены лошадей и отдыха после длительной, изнуряющей поездки. В России их называли ямскими станциями, а в Европе – дилижансами. В почтовых станциях принимался лишь государственных транспорт. Вскоре к станциям стали присоединяться постоялые дворы, которые принимали всех. Именно постоялые дворы становятся предшественниками современных мотелей.

На Руси постоялые дворы появились в 12-13 веке, тогда они назывались ямами и располагались один от другого на расстоянии конного перехода. Путник здесь мог не только переночевать, покушать, но и приобрести необходимый товар в лавке, торговых рядах. Гостиный двор обносился стеной, имел башни и въездные ворота.

Следующий заметный период в развитии гостиничного хозяйства связан с установлением в Европе регулярной почтовой и транспортной сети на конной тяге (дилижансы в Западной Европе, ямские станции в России). Вдоль почтовых трасс появились почтовые станции для государственного транспорта, служившие также и местом отдыха; они укрывали от непогоды и упрощали процедуру смены лошадей

В шестнадцатом веке, в Западной Европе открываются первые кофейни, которые стали центром литературной и культурной жизни того времени. Их распространение связанно с появлением кофе и чая. Слово «Отель» появилось в 18 веке. Во Франции первоначально отелем именовали многоквартирное здание, в котором квартиры сдавались на месяц, на неделю и даже один день. Скоро этот термин широко распространился в Америке. Большинство таверн быстро переименовали в отели.

Родиной большинства нововведений в техническом оснащении гостиниц становятся Соединённые Штаты Америки. Именно в этой стране была огромная потребность в появлении гостиниц. Связанно это было с непрерывным потоком эмигрантов, нуждающихся во временном размещении. Постоянный спрос породил предложение, что привело к развитию гостиничного бизнеса. В восемнадцатом веке в Америке открывается первая гостиница, а также отель первого класса, что привело к началу гостиничного бума в стране.

В начале двадцатого века появляются роскошные гостиницы, которые соответствовали запросам нуворишей и старой знати. В России в этот период открываются такие гостиницы, как: «Метрополь», «Европа», «Националь».

В истории развития гостиничного дела различают четыре этапа:

До начала 19 векапредыстория гостиничного дела. В античные времена основными мотивами передвижений части общества были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение, исполнение государственных (властных) функций. Имели место и спортивные поездки (Древняя Греция) к месту проведения Олимпийских игр участников и зрителей, собиравшихся со всей страны.

В Средние века усиливается религиозный фактор мотива посещения определенных мест — поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпохи Ренессанса и Просвещения ослабили религиозные мотивы передвижений части общества, однако усилили индивидуальный характер и образовательную направленность поездок, соответственно, и временное пребывание в незнакомой местности. Молодые дворяне в порядке вещей отправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности.

Начало 19 века - начало 20 веказарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг; Важнейшую роль в строительстве специализированных предприятий гостинично-ресторанного сервиса сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном (1807), паровоза Стефенсоном (1814), совершенствование почтовой связи и расширение сети дорог в Европе. Все это становится важными экономическими факторами массового передвижения населения.

Во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства разной комфортности добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристических поездок. Гостиницы же повсеместно, особенно в курортных местностях, предлагали своей клиентуре различные экскурсии по местным историческим и культурным достопримечательностям.

Особая роль в развитии индустрии гостеприимства принадлежит США (несмотря на то, что первые постоялые дворы и таверны здесь начали появляться лишь в XVII – гораздо позже, чем в Европе).

1794 г. – открыт первый в Соединенных Штатах 70-комнатный «Сити-отель» на Бродвее в Нью-Йорке.

1829 г. – начало гостиничного бума в США; его связывают с открытием в Бостоне первого отеля класса «люкс» «Тремонт» – с коридорными, регистратурой (рецепцией), замками на дверях номеров (двухместных и одноместных), с бесплатным мылом для гостей.

В России в XIX веке при Александре II появились чайные – русский тип заведений, не имевший аналогов за рубежом. Чайные располагались на рабочих окраинах и имели особые условия работы: минимальную арендную плату, низкую ставку налога и «демократический» режим работы (они имели право открываться с 5.00 утра).

1818 г. – в Москве функционирует 7 гостиниц. К концу XIX века появились такие популярные гостиницы, как "Дюссо", "Славянский базар", "Дрезден", "Париж", "Англия", "Германия", "Север", "Лоскутная", "Гранд-отель", "Европа", "Берлин" и др.

В 1910 г. в России насчитывалось 4 685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Это были коммерческие предприятия, принадлежавшие частным лицам.

Во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства разной комфортности добавляются первые бюро путешествий, организующие туристические поездки.

Цезарь Ритц внес значительный вклад в развитие гостиничного дела. В 1898 г. в Лондоне он открыл отель Savoy, где шеф-пoваром был Огюст Эскофье. Ритц и Эскофье создали коллектив, умеющий готовить самые изысканные европейские блюда, а также обеспечивать самую утонченную атмосферу в ресторане, соответствующую этим блюдам. Ц. Ритц ввел традицию, согласно которой посетители приходили только в вечерних нарядах, в ресторане отеля играл оркестр, благодаря чему посетители дольше оставались за столами, наслаждаясь музыкой, что, естественно, повышало доходы от продажи напитков. Посещение представителями высшего общества высококлассных гостиниц стало модным.

Элсворт Статлер в 1908 г. открыл первый бизнес-отель в Буффало (США), ориентированный на коммерсантов, представителей среднего класса. В каждом номере была ванная, заменившая обычную для того времени одну большую ванную комнату на всех проживающих, зеркало в полный рост, телефон, дверные замки, выключатель у дверей и бесплатная утренняя газета. Э. Статлера разработал и ввел внутрикорпоративный маркетинг, полагая, что, заботясь о служащих и развивая в них чувство гордости за свою фирму, он делает их более чуткими к нуждам постояльцев. Э. Статлер ввел униформу для гостиничного персонала, разработал систему, которая гарантировала его служащим участие в прибылях, что было радикальной политикой для того времени.

Начало 20 века — до Второй Мировой войнымассовое появление предприятий гостинично-ресторанного сервиса; Первая Мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая Мировая война оказали негативное влияние на развитие гостиничного хозяйства. Однако именно в период между двумя мировыми войнами появляются новые предприятия индустрии гостеприимства. Строительством гостиниц, подготовкой кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации.

Наиболее заметными среди них были

Лондонский синдикат владельцев гостиниц,

Французский Союз хозяев гостиниц,

Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 гостиниц из различных стран мира.

Россия. В первые годы XX века в Москве были построены гостиницы высочайшего класса: «Метрополь» (строился в 1899—1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта с участием Л. Кекушева и А. Эрихсона), «Боярский двор» (1901 год, архитектор Шехтель), «Националь» (1902 год, архитектор А. Иванов).

В 1911-1912 годах по проекту архитектора Лидваля построена гостиница «Астория», считавшаяся в то время лучшей гостиницей Санкт-Петербурга. При ней был открыт ресторан с французской кухней.

После окончания Второй Мировой войны и до настоящего временимассовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества. Вторая Мировая война парализовала туризм, гостиничное хозяйство ввиду отсутствия достаточного количества клиентов влачило жалкое существование. Новые объекты не вводились, а старые, особенно в воюющих странах, перепрофилировались для нужд армии, тыла и т. д. В послевоенный период формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В середине 50-х годов ХХ века появление самолетов, позволяющих перевозить одновременно большое количество пассажиров (что снизило стоимость авиаперевозок), и развитие автомобильной промышленности определили гостиничный и туристический бум во всем мире. В западноевропейских странах 50-60-е годы — это период массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных заведений.

С именем Конрада Хилтона связано и слияние гостиничного и игорного бизнеса: в конце 60-х годов XX века в Лас-Вегасе появились первые отели-казино.

В настоящее время в мире действуют десятки международных цепей. Среди них можно упомянуть «Холидей Инн», «Чойс», «Бест Вестерн», «Мариотт», «Хилтон», «Шератон» и др.

История гостиничного бизнеса в США не такая древняя, как в европейских, восточных странах или в России, в силу относительной молодости этой страны. Однако, несмотря на это, Соединенные Штаты Америки оказали огромное влияние на развитие мировой индустрии гостеприимства. О популярности гостиничного бизнеса в США говорит хотя бы то, что даже самые известные американские президенты: Дж. Вашингтон и А.Линкольн, владели тавернами.

Начиналось все, как и в остальных уголках мира, с таверн и постоялых дворов. Есть свидетельства, что еще в первые годы колонизации в Джеймстауне (штат Вирджиния) существовала таверна. Но открытие голландцами первой известной американской таверны под названием Stadt Huys, в Новом Амстердаме датируется 1642 годом. Для американских постоялых дворов была характерна схожесть на английские, тип организации которых был тогда лучшим в Западном мире.

Первой американской гостиницей стал 70-комнатный City Hotel, который открылся в 1794 году на нью-йоркском Бродвее. Эта страна всегда отличалась большой потребностью в предприятиях размещения, так как иммигранты, следовавшие сюда непрерывным потоком, нуждались во временном жилье. Этот спрос находил предложение в виде бурного развития отелей. Кроме того, в Америке отсутствовали аристократические дворцы, как в Европе, пригодные для проведения балов и других «общественных мероприятий», поэтому они проводились в гостиницах, для чего там, как правило, обустраивался специальный зал.

Как и во многих других сферах, США и в гостиничном бизнесе были родиной многих нововведений, в частности, технического оснащения гостиниц. Уже в 1829 году американские предприятия размещения могли похвастаться современными одноместными и двухместными номерами, имеющими замок в дверях и умывальник с гостиничным мылом. Американский отельер с мировым именем, Статлер, в начале XX века сформировал современный набор оснащения для гостиничных номеров. К середине XIX в. здесь был введен в эксплуатацию первый отель с центральным отоплением, и именно американские отели первые узнали, что такое лифт и ванна в номере. Американский 6-этажный отель стал также первым в мире небоскребом.

В 20-х годах прошлого века в Америке серьезным нововведением гостиничного бизнеса стал мотель. Принципиальная новизна его, как предприятия сферы гостеприимства, заключалась в предоставлении ночлега постояльцу и места для размещения его авто. Причиной этого стала бурная автомобилизация Америки, происходившая в те годы благодаря конвейерной сборке популярных фордовских автомобилей. Однако популярность мотели получили только после войны, в 40-60-е годы, когда американцы полным ходом строили дороги.

Затем пришло время развития воздушного транспорта и, соответственно, расширения сети гостиниц, которые вырастали вокруг аэропортов. Появление в начале 70-х годов на международных линиях “Боинга-747” привело к буму в международном бизнесе и туризме. Начали расширяться международные гостиничные компании, а затем наступила эра развития международных гостиничных сетей, и здесь США вновь выступили в роли первопроходцев с брендом Hilton, гостиницы которого известны и популярны сегодня во всем мире.

В мировой практике существует четыре модели гостеприимства.

Европейская модель представляется гостеприимством «высокого полета» и высокой репутации. Кроме того, европейский гостиничный рынок наиболее распространенный и развитый. Отличительными чертами европейского гостеприимства можно назвать:

Азиатская модель гостеприимства противоположна европейской, что отражается в любви азиатов к роскоши, показному богатству, гигантизму. Именно в Азии находятся самый высокий (Шанхай), самый вместительный (Бангкок) и самый роскошный (Дубай) отели мира. Если в Европе категория гостиницы обратно пропорциональна ее вместимости, то в Азии наоборот. Отличительными чертами азиатских отелей класса люкс являются:

Американская модель гостеприимства имеет черты как европейской модели, так и азиатской. Так, в центрах крупнейших американских городов распространены отели класса «люкс», отвечающие требованиям типичных европейских гостиниц (стиль, небольшие размеры, индивидуальное обслуживание). С другой стороны, основные курорты и туристские центры страны застроены отелями, внешне и внутренне напоминающими азиатские (большая вместимость, роскошь, огромная развитая инфраструктура).

Восточно-европейская модель гостеприимства выделяется отдельно от европейской по причине наличия большой доли постсоветских предприятий гостиничной индустрии, а также, как в американской модели, соседством отелей, типичным как для европейской, так и для азиатской моделей. С другой стороны, современный этап развития гостиничного рынка на постсоветском пространстве Европы характеризуется строительством новых средств размещения, типичных как для Европы, так и для Азии.