Вопрос 22. Развитие отечественной гостиничной индустрии.
На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в 12—13 вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы — «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода. Услуги размещения и питания, предоставляемые на постоялых дворах в ямских поселках, дополняли основные услуги, выполняемые ямщиками, — держать лошадей и перевозить казенную корреспонденцию, а также «по государеву указу» всех, кто имел специальное разрешение («грамоту») или платил деньги. Постоялые дворы вдоль дорог просуществовали до середины 19 века. Их развитие было приостановлено в связи с появлением и распространением железных дорог.
В это же время строятся многочисленные гостиные и постоялые дворы. В гостиных дворах не только торговали, в них жили и совершали коммерческие операции.
В 15 веке постоялые дворы создавались при "ямах" — почтовых станциях, расположенных один от другого на расстоянии конного перехода (40-50 верст). В 13 веке на Руси была учреждена ямская служба, находившаяся с 16 века в ведении Ямского приказа (в документах упоминается с 1516 года). В русских городах был распространен и другой тип средневековых гостиниц — гостиные дворы. Они отличались от постоялых дворов тем, что, помимо услуг размещения и питания, здесь имелись возможности для торговой деятельности (торговые ряды, лавки, склады). Первые гостиные дворы на Руси были учреждены в 12 веке в Великом Новгороде. Размещение иностранных купцов проводилось по национальному признаку («готский», «немецкий», «датский» гостиные дворы).
В России в 19 веке при Александре 2 появились чайные – русский тип заведений, не имевший аналогов за рубежом. Чайные располагались на рабочих окраинах и имели особые условия работы: минимальную арендную плату, низкую ставку налога и «демократический» режим работы (они имели право открываться с 5.00 утра).
1818 г. – в Москве функционирует 7 гостиниц. К концу 19 века появились такие популярные гостиницы, как "Дюссо", "Славянский базар", "Дрезден", "Париж", "Англия", "Германия", "Север", "Лоскутная", "Гранд-отель", "Европа", "Берлин" и др.
В 1910 г. в России насчитывалось 4 685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Это были коммерческие предприятия, принадлежавшие частным лицам.
Во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства разной комфортности добавляются первые бюро путешествий, организующие туристические поездки.
В первые годы 20 века в Москве были построены гостиницы высочайшего класса: «Метрополь», «Боярский двор», «Националь».
В 1911-1912 годах по проекту архитектора Лидваля построена гостиница «Астория», считавшаяся в то время лучшей гостиницей Санкт-Петербурга. При ней был открыт ресторан с французской кухней.
После революции большая часть гостиничного фонда была национализирована, многие гостиницы перепрофилированы («Астория» стала местом размещения Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов, «Националь» в Москве – местом размещения правительства).
Идеология новой власти пропагандировала разрушение рыночной экономики, поэтому происходит отказ от любой прибыли и доходы от гостиничной индустрии направляются на развитие тяжелой промышленности.
До 1934 г. не было единых тарифов на услуги гостиниц. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об упорядочении гостиничного хозяйства и установлении тарифов на номера и койки в гостиницах» № 687 от 27.07.1934 г. установило единую методику исчисления тарифа для всей республики. В этом же году приказом НККХ (Народный комиссариат коммунального хозяйства) был утвержден типовой устав гостиничного треста местного Совета и типовой устав гостиницы, непосредственно подчиненной местному Совету. Согласно Уставу, гостиница являлась самостоятельной хозяйственной единицей, действовавшей на принципах хозяйственного расчета. Гостиница пользовалась правами юридического лица, отвечала по своим обязательствам в пределах того имущества, на которое по действующим законам могло быть обращено взыскание.
В СССР в послевоенные годы развернулась большая работа по восстановлению гостиничного хозяйства:
реконструировались и строились новые гостиницы;
появились нормативные документы, целью которых было улучшить работу гостиничных предприятий, повысить их рентабельность (в частности, типовые должностные инструкции для дежурных администраторов, портье, паспортистов, дежурных по этажу, горничных, уборщиц и т. д.);
постановлением Совета народных комиссаров РСФСР № 2263 от 2.09.1945 г. были введены показатели для гостиниц повышенного типа обслуживания.
В соответствии с общей направленностью послевоенных лет интерьерам гостиниц придавали дворцовую пышность, но при этом к мебели, оборудованию, освещению предъявлялись не столько функциональные, сколько эстетические требования.
К 1960 г. в 1 364 городах Советского Союза функционировало 1 476 гостиниц.
Наряду с гостиницами общего типа в стране велось интенсивное строительство ведомственных гостиниц, пансионатов, кемпингов, мотелей, туристических баз и лагерей.
Вопросами гостиничного хозяйства занимались 4 ведомства:
Государственный Комитет СССР по иностранному туризму и экскурсиям,
ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов),
Бюро Международного молодёжного туризма «Спутник»,
муниципальные службы.
В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест.
В 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990-х гг., согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Россия имела 5 043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390 931.
В целом по России степень морального и физического износа гостиничного комплекса определяется специалистами в 80%. В городской местности находится более 60% гостиниц. Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются Москве и Санкт-Петербурге.
По оценкам экспертов компании Jones Lang LaSalle, «по итогам первого полугодия 2010 года в Москве насчитывалась 241 гостиница с совокупным номерным фондом более 36,6 тыс. номеров, из которых класс 5 звезд – 4 115; бизнес-класс (4 звезды) – 7 251; средний класс (3 звезды) – 15 795; экономкласс – 9 466» .
- Вопрос 1. Характеристика маркетинговых комплексов, их роль и значение в формировании маркетинговой политики предприятий гостеприимства.
- Вопрос 2. Ключевые направления маркетингового планирования на предприятиях индустрии гостеприимства.
- Вопрос 3. Характеристика ассортиментной политики предприятия индустрии гостеприимства.
- Вопрос 4. Сегментация гостиничного рынка, методика поиска целевых сегментов.
- Вопрос 5. Позиционирование гостиничных продуктов.
- Вопрос 6. Гостиничный продукт, трехуровневый подход к формированию продукта.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 7. Жизненный цикл гостиничного продукта.
- Вопрос 8. «Паблик рилейшенз» (pr) как основной коммуникативный ресурс, его значение и содержание.
- Вопрос 9. Понятие маркетинга, основные задачи и функции. Основные категории, ориентиры и заповеди маркетинга в гостеприимстве.
- Вопрос 10. Характеристика понятия «рынок»: основные параметры.
- Вопрос 11. Маркетинговые стратегии гостиничных предприятий.
- Вопрос 12. Покупательское поведение потребителя; характеристика факторов, влияющих на него.
- Вопрос 13. Понятие побудительных мотивов покупательского поведения.
- Вопрос 14. Система маркетинговых исследований в гостеприимстве: виды, основные методы.
- Вопрос 15. Стратегия гостиничного предприятия в области товарной политики, разработка гостиничных продуктов – новинок.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 16. Система каналов сбыта гостиничных услуг, характеристика и структура каналов сбыта.
- Вопрос 17. Реклама в гостинице: понятие, содержание, значение и виды.
- Вопрос 18. Методика разработки рекламной кампании гостиницы, определение рекламного бюджета, оценка эффективности рекламной программы.
- Вопрос 19. Виды и технология участия в выставочных мероприятиях.
- Вопрос 20. Особенности конкуренции в гостиничном бизнесе, оценка конкурентоспособности.
- Вопрос 21. Возникновение и развитие мировой гостиничной индустрии.
- Вопрос 22. Развитие отечественной гостиничной индустрии.
- Вопрос 23. Международные классификации гостиниц и других средств размещения.
- Вопрос 24. Классификация гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.
- Вопрос 25. Государственное регулирование гостиничной деятельности.
- Вопрос 26. Требования к гостиницам различных категорий.
- Вопрос 27. Порядок и правила проведения работ в Системе классификации гостиниц и иных средств размещения.
- 1 Этап: оценка соответствия гостиницы и иного средства размещения категории.
- Вопрос 28. Методика оценки номеров гостиниц и иных средств размещения на соответствие категориям.
- Вопрос 30. Структура управления гостиничным предприятием.
- Вопрос 31. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса.
- Вопрос 32. Гостиничное предприятие в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 33. Управление качеством гостиничных услуг.
- Вопрос 34. Стандартизация гостиничных услуг.
- Вопрос 35. Сертификация гостиничных услуг.
- Вопрос 36. Развитие курортного дела в России.
- Вопрос 37. Развитие мировой спа-индустрии.
- Вопрос 38. Операционный процесс обслуживания в гостинице.
- Вопрос 39. Организация и технологии работы службы бронирования в гостинице.
- Вопрос 40. Порядок бронирования мест и номеров в гостинице.
- Вопрос 41. Организация и технологии работы административно-хозяйственной службы в гостинице.
- Вопрос 42. Технологии уборочных мероприятий в гостинице.
- Вопрос 43. Характеристика гостиничных услуг.
- Вопрос 44. Организация и технологии предоставления дополнительных услуг в гостинице.
- Вопрос 45. Организация и технологии работы бизнес-центра в гостинице.
- Вопрос 46. Организация и технологии работы фитнес-центра в гостинице
- Вопрос 47. Организация работы туристического отдела в гостинице.
- Вопрос 48. Организация и технологии работы сервисной службы в гостинице.
- Вопрос 50. Формы стимулирования сотрудников в гостиничной индустрии.
- Вопрос 51. Коммуникативная компетентность специалиста гостиничного бизнеса.
- Вопрос 52. Социально-психологический портрет потребителя гостиничных услуг и поведение персонала гостиницы.
- Вопрос 53. Конфликты, их классификация и пути разрешения.
- Вопрос 54. Кадровая политика и кадровое планирование на предприятиях гостиничного бизнеса.
- Вопрос 55. Корпоративная культура гостиничного предприятия.
- Вопрос 56. Организация работы службы приема и размещения в гостинице.
- Вопрос 57. Порядок регистрации документов и учет граждан Российской Федерации, иностранных граждан.
- Вопрос 58. Тарифы и скидки в гостинице. Виды и методы расчета с клиентами гостиницы.
- Вопрос 59. Технология приема и размещения гостей в гостинице.
- Вопрос 60. Технология выписки гостя и оплаты счетов в гостинице.
- Вопрос 62. Автоматизированные системы управления гостиницей.
- Вопрос 63. Организация и технологии работы службы телефонных операторов.
- Вопрос 64. Система пожарной безопасности гостиничного предприятия.
- Вопрос 65. Организация работы службы питания гостиницы.
- Вопрос 66. Условия питания в гостиничных предприятиях.
- Вопрос 67. Организация рационального питания в санаторно-курортных комплексах.
- Вопрос 68. Организация банкетного обслуживания в гостиницах.
- Вопрос 69. Формы и методы обслуживания в предприятиях питания.
- Вопрос 70. Особенности организации питания иностранных туристов.
- Вопрос 71. Основные типы предприятий питания в гостинице.
- Вопрос 73. Состав и площади помещений гостиничного предприятия.
- Вопрос 74. Организация досуговой деятельности в индустрии гостеприимства.
- Вопрос 75. Организация анимационной деятельности в гостинице.
- Вопрос 76. Туристская и гостиничная анимация.
- Вопрос 77. Анимационный гостиничный менеджмент.
- Вопрос 79. Организация и технологии работы инженерно-технической службы в гостинице.
- Вопрос 80. Организационные меры безопасности гостиничного предприятия, персонала и клиентов.
- Вопрос 81. Организация работы службы безопасности в гостинице.
- Вопрос 83. Организация и технологии предоставления услуги проката автомобилей.
- Вопрос 84. Типы авиатарифов и условия их применения.
- Вопрсо 85. Организация чартерных перевозок.
- Вопрос 86. Организация обслуживания туристов на железнодорожном транспорте.
- Вопрос 87. Организация морских и речных круизов. Особенности обслуживания туристов.
- Вопрос 88. Организация и технологии работы службы охраны труда в гостинице.
- Вопрос 89. Организация и направления работы коммерческой службы гостиничного предприятия.
- Вопрос 90. Ценовая политика гостиничного предприятия.