Вопрос 86. Организация обслуживания туристов на железнодорожном транспорте.
Пассажирские перевозки на железных дорогах осуществляются, как известно, в пассажирских поездах, которые в общем смысле этого слова представляют собой транспортные средства для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированные из вагонов пассажирского парка.
Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, отличаются условиями комфортности, которые определяют их тип. Пассажирские вагоны делятся на:
Мягкие с двухместными купе (СВ) - места, где располагаются пассажиры, отгорожены дверьми.
Купейные - места, где располагаются пассажиры, отгорожены дверьми.
Плацкартные - открытые вагоны с местами для лежания.
Межобластные - с креслами для сидения.
Общие - открытые жёсткие вагоны с местами для сидения.
В проездном документе помимо номера вагона, в котором пассажиру предоставляется место, указывается и тип вагона, обозначаемый определённой буквой.
Международными правилами пассажирских перевозок вводилась такая классификация вагонов:
Спальный WLB: жесткие вагоны 2 класса со спальными местами
Спальный WLA: мягкие вагоны 1 класса со спальными местами с 4 и 2 местном купе
Спальный WLAS: мягкие вагоны 1 класса со спальными местами и одноместные купе
Места для сидения В: вагоны с местами для сидения 2 класса
Классификация пассажирских поездов:
В зависимости от расстояния, на которое курсируют пассажирские поезда:
Пригородные поезда курсируют на расстояние до 150 км. Обычные пригородные поезда имеют меньшую массу по сравнению с остальными пассажирскими поездами, большую населённость, а также частые остановки в пригородных зонах. Вагоны пригородных поездов оборудованы местами для сидения и полками для ручной клади, расположенными по обеим сторонам вдоль всего вагона. Места для сидения могут быть жёсткими или мягкими. В середине вагона имеется достаточно широкий проход для пассажиров, а с обоих торцов предусмотрены тамбуры, где также могут ехать пассажиры. В пригородных поездах передний и задний вагоны имеют кабины машинистов, где установлены пульты управления.
Местные поезда курсируют на расстояние до 700 км. К местным пассажирским поездам нового поколения можно отнести электропоезда «Экспрессы», которые с недавнего времени стали ходить между Москвой и крупными близлежащими областными городами (Калугой, Рязанью, Ярославлем и др.). Они состоят из десяти вагонов, окрашенных в бело-синюю гамму цветов. В этих экспрессах впервые в России было введено деление вагонов на классы: первый, второй и третий, что позволило пассажирам выбирать различный уровень комфорта. В самом дорогом первом классе кресла более удобные и просторные, между ними установлены столики; под ногами пол покрыт небольшим ковриком; вагоны второго класса оборудованы креслами самолётного типа с откидными столиками. Все окна в поезде тонированы, вагоны оборудованы электронной информацией – «бегущей строкой», биотуалетами, телевизорами, имеется два буфета-бара. Пассажиры первого класса обеспечиваются разнообразной прессой. Такие поезда-экспрессы выпускаются Демиховским машиностроительным заводом, расположенным в Московской области.
Дальние поезда курсируют на расстояние более 700 км. Среди них есть такие, которые находятся в пути от нескольких десятков часов до 3-9 суток. Это, главным образом, поезда, связывающие западные и центральные районы с Сибирью и Дальним Востоком. Дальние поезда формируются из плацкартных, купейных и спальных вагонов. В схему дальних поездов обязательно включаются вагоны-рестораны, а также передвижные камеры хранения для излишней ручной клади.
В зависимости от скорости движения:
Пассажирские поезда – поезда, маршрутная скорость которых составляет до 50 км/час. Они делают много остановок в пути, при этом стоянки достаточно длительные. Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфортности – как известно, в них отсутствуют мягкие вагоны СВ и гораздо больше вагонов с плацкартными местами и общих, что увеличивает их населённость по сравнению со скорыми поездами.
Скорые поезда характеризуются более высокой скоростью на маршруте, которая должна составлять не менее 50 км/час. Разница в маршрутных скоростях пассажирских и скорых поездов, следующих в одном направлении, должна быть не менее 6 км/час. Скорые поезда делают остановки только в крупных городах, проходя зачастую безостановочно 200-300 км; их стоянки по продолжительности не превышают 15 минут. Скорые поезда в своём составе имеют больше вагонов повышенной комфортности – СВ и купейных, они менее населены, чем пассажирские и, как правило, имеют более удобное расписание.
Скоростные поезда – поезда, которые могут развивать скорость от 140 км/час до 160-200 км/час. При этом маршрутная скорость таких поездов на всём пути следования не должна быть менее 85 км/час. (По европейским стандартам к скоростным поездам относятся поезда, движущиеся со скоростью более 200 км/час). Особенностью организации движения скоростных поездов является то, что железнодорожные линии, где эксплуатируются такие поезда, требуют определённых условий содержания путей, искусственных сооружений, средств сигнализации и связи, дополнительных условий, обеспечивающих безопасность движения. Кроме того, особые требования предъявляются к локомотивам, вагонам, тормозам и другому техническому оборудованию. («Аврора», «Невский экспресс», Поезд «ЭР-200», Спутник).
По регулярности движения:
Круглогодичные поезда курсируют по строгому расписанию и постоянному маршруту в течение всего года.
Летние поезда включаются в расписание в весенне-летний период времени, что обусловлено увеличением пассажиропотока в это время года.
Поезда разового назначения могут использоваться для вывоза людей при возникновении чрезвычайных ситуаций и для организации чартерных или туристских перевозок.
Среди дальних поездов внутреннего и международного сообщений выделяется группа фирменных поездов, которые в отличие от других имеют названия: «Россия», «Нижегородец», «Кама», «Донбасс», «Лев Толстой», «Сибелиус» и др. Эти поезда курсируют, как правило, между столицами или другими крупными городами. Они отличаются как внешним видом – цветом вагонов, наличием на боковых стенах вагонов табличек с названием поезда, так и внутренним убранством, которое отражает своеобразие края, области, государства, по территории которого проходит основной маршрут фирменного поезда. Для формирования фирменных поездов используются вагоны со сроком эксплуатации не более 10 лет или прошедшие капитальный ремонт. В фирменных поездах обеспечивается высокое качество обслуживания: персонал проходит специальное обучение, используется постельное бельё с небольшим сроком эксплуатации, чай, кофе и кондитерские изделия предоставляются пассажирам по их просьбе в любое время суток, а не по графику.
Все фирменные поезда относятся либо к скорым, либо к скоростным. В России первым фирменным поездом стал поезд «Красная стрела», который начал совершать ежедневные рейсы между Москвой и Санкт-Петербургом в 1932 г. В настоящее время в стране насчитывается более 300 поездов, имеющих собственное название, каждый из которых отличается историей создания и оригинальным оформлением.
На малодеятельных участках для перевозки пассажиров могут использоваться грузопассажирские и почтово-багажные поезда. Первые формируются из грузовых вагонов и вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров на небольшие расстояния. В состав вторых входят вагоны, предназначенные для перевозки почты, багажа и пассажиров. Скорость почтово-багажных поездов очень низкая, так как они имеют достаточно продолжительные стоянки, связанные с обменом почты. Поэтому в состав таких поездов включаются, в основном, общие вагоны, которыми пользуются пассажиры для поездок на небольшие расстояния – на работу, рыбалку и т.п. Отнесение железнодорожных линий (или участков) к малоинтенсивным (с невысокой грузонапряжённостью и низкой эффективностью работы) устанавливается на основании определённых критериев, утверждённых Правительством РФ.
Для перевозки туристов могут быть организованы специальные туристско-экскурсионные поезда, которые назначаются в прямом внутреннем или международном сообщениях. При этом в состав поездов включаются вагоны-рестораны и дизельные электростанции. Особенностью туристских поездов является то, что они продвигаются, главным образом, ночью, а днём стоят на запасных путях станции, пока туристы осуществляют экскурсионную программу, предусмотренную в данном пункте маршрута.
Особенности обслуживания организованных групп туристов на железнодорожном транспорте.
Перевозки групп туристов железнодорожным транспортом организуются на регулярных поездах, предназначенных для общего пользования, и на специальных, которые формируются под определённый маршрут и на определённое время.
Для перевозки туристов на регулярных поездах железные дороги осуществляют продажу проездных документов на группу не менее 10 человек по предварительным заявкам. В заявке указываются: наименование юридического лица, количество мест, номер поезда, тип вагона, дата выезда, станция отправления и станция назначения. К заявке прилагается в двух экземплярах пофамильный список группы пассажиров с указанием реквизитов их документов и руководителя группы. При недостатке мест в поезде и в вагонах, указанных в заявке, с согласия юридического лица могут быть предоставлены места в другом поезде или вагонах. Если в заявке содержится просьба о предоставлении отдельных вагонов, оплате подлежат все места в таких вагонах не зависимо от количества проезжающих пассажиров.
Приём заказов на оформление билетов по групповым заявкам производится в период от 60 до 10 суток до отправления поезда. За резервирование мест в поездах для перевозки организованных групп с юридических лиц взимается сбор, установленный МПС РФ. В случае отказа от выделенных мест сбор не возвращается.
Оплата заказанных билетов должна производиться не позднее установленного перевозчиком срока наличными деньгами или по безналичному расчёту. Если в установленный срок проездные документы представителем организованной группы не оформляются, заявка аннулируется, и билеты передаются в общую продажу. В случае поступления заявки на билеты менее чем за 10 суток до отправления поезда, и при возможности её оформления, стоимость проезда должна быть оплачена в течение суток с момента предъявления заявки.
Оформление проезда группы туристов по заявке производится на одном бланке проездного документа в каждый вагон. При этом в билете указывается фамилия руководителя группы и реквизиты документа, удостоверяющего его личность. На двух экземплярах списка пассажиров ставится отметка пункта оформления документа. Один экземпляр списка остаётся в пункте оформления билета, а второй предъявляется руководителем группы проводнику вагона при посадке в поезд.
Если заявка подаётся туда и обратно, места на обратный выезд выделяются после оплаты стоимости проезда «туда».
Если по какой-либо причине организация расторгает договор на перевозку, то сумма денег за возвращённые билеты зависит от срока их сдачи. При возврате неиспользованных проездных документов за срок, превышающий 7 суток до отправления поезда, стоимость проезда возвращается полностью. Если билеты сдаются менее чем за 7 суток до отправления поезда, но не позднее чем за 3 суток, то удерживается 50% стоимости плацкарты. При возврате проездных документов менее чем за 3 суток до начала рейса стоимость плацкарты удерживается полностью.
Другим способом перевозки организованных групп туристов является их перевозка в арендованных вагонах. В этом случае перевозчики могут предоставлять юридическим лицам (в том числе турфирмам) во временное пользование вагоны пассажирского парка на условиях аренды. Договор на право пользования вагонами в пределах срока аренды должен находиться в одном из таких вагонов у сопровождающего. Плата за аренду вагонов устанавливается перевозчиком. Кроме того, при перевозке пассажиров в арендованных вагонах взимается плата за пробег вагонов в порожнем состоянии и за оформление группового проездного документа, выдаваемого от станции отправления до станции назначения вагона. Пунктом назначения вагона считается станция, где по требованию арендатора производится отцепка вагона. Число пассажиров, проезжающих в вагонах, не должно превышать количество мест в нём. Перевозка ручной клади производится в соответствии с общепринятыми правилами.
Оплата проезда пассажиров в арендованных вагонах за весь путь следования (туда и обратно) производится до начала поездки.
Согласно Правилам перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте в составе пассажирского, скорого, грузопассажирского и почтово-багажного поезда допускается следование вагонов пассажирского парка, принадлежащих юридическим или физическим лицам. Перевозка пассажиров в таких вагонах оформляется станцией отправления выдачей проездного документа (билета) в соответствии с данными, указанными в заявке, при наличии документов об оплате за перевозку. При этом следует иметь в виду, что вагон, находящийся в собственности юридического или физического лица, должен быть зарегистрирован и иметь присвоенный ему определённый номер.
Перевозка организованных групп туристов может осуществляться и в специальных поездах (в том числе туристско-экскурсионных), на аренду которых также должен быть заключён договор. При перевозке пассажиров в арендованных поездах взимается: арендная плата за все вагоны поезда за время фактического пользования ими (в соответствии с типом вагонов); стоимость проезда пассажиров в пассажирском поезде в соответствии с тарифом (при этом число путешествующих не должно превышать количества мест в вагоне поезда); стоимость пробега вагонов в порожнем состоянии; за дополнительную плату – стоимость комплектов постельного белья.
Если в арендованном пассажирском поезде перевозится багаж проезжающих, то на аренду багажного вагона также должны быть оформлены документы. В этом случае перевозка, хранение и выдача багажа производится арендатором пассажирского поезда, а багажные квитанции перевозчиком не выдаются.
Если для туристско-экскурсионной поездки предоставляется пригородный поезд, то в арендную плату включается стоимость его аренды за всё время использования, но не менее чем за одни сутки, а также стоимость пробега вагонов в размерах, установленных перевозчиком. При этом допускается использование в пригородном сообщении пассажирских поездов, сформированных из вагонов со спальными местами (плацкартных, купейных), что естественно отражается на стоимости аренды такого поезда.
При формировании туристско-экскурсионных поездов в их составе должно быть, как правило, от 13 до 17 вагонов (включая вагоны-рестораны и дизель-электростанции) при следовании в пределах двух и более железных дорог. Если маршрут туристско-экскурсионного поезда пролегает в пределах одной железной дороги, то в состав его должно входить не менее 10 вагонов. При организации такого поезда в пригородном сообщении он должен состоять не менее чем из 6 вагонов.
Арендатору поезда выдаются два экземпляра договора на аренду туристско-экскурсионного поезда и два групповых проездных документа – один на проезд «туда», второй на проезд «обратно». Копия на аренду туристско-экскурсионного поезда с отметкой перевозчика о получении им всех причитающихся платежей и групповой документ должны храниться у руководителя (директора), сопровождающего туристов, и предъявляться при контроле в пути следования.
В случае если пассажир, проезжающий в туристско-экскурсионном поезде, отстал от него по вине железной дороги, начальник станции (вокзала) составляет акт, на основании которого пассажиру оформляется бесплатный билет для проезда до места нахождения туристско-экскурсионного поезда.
Условия следования вагонов-ресторанов и вагонов-кафе, курсирующих в составе обслуживаемых ими поездов, устанавливаются договором аренды этих вагонов.
Следует отметить, что к перевозке железнодорожным транспортом детских групп предъявляются особые требования. В частности, в пунктах отправления группы детей формируются численностью от 25 до 50 человек в зависимости от возраста (от 7 до 9 лет – численность группы не должна превышать 25-30 человек; от 10 до 12 лет – 35-40 человек; от 13 и старше – 45-50 человек; если в группу входят дети разных возрастов, их количество не должно быть более 30 человек). В поезде могут одновременно перевозиться несколько организованных детских коллективов.
Детские группы обязаны сопровождаться взрослыми (воспитателями, преподавателями, родителями), имеющими справки о состоянии здоровья. Кроме того, группу должен сопровождать медицинский персонал. На время путешествия дети должны обеспечиваться питанием («сухим пайком» или горячим питанием, если продолжительность поездки составляет более суток). При этом ассортимент продуктов, входящих в состав «сухого пайка», необходимо согласовывать с центрами Госсанэпиднадзора. Горячее питание организуется в вагонах-ресторанах поездов; допускается также доставка работниками вагона-ресторана кулинарной продукции и кондитерских изделий в индивидуальной упаковке.
- Вопрос 1. Характеристика маркетинговых комплексов, их роль и значение в формировании маркетинговой политики предприятий гостеприимства.
- Вопрос 2. Ключевые направления маркетингового планирования на предприятиях индустрии гостеприимства.
- Вопрос 3. Характеристика ассортиментной политики предприятия индустрии гостеприимства.
- Вопрос 4. Сегментация гостиничного рынка, методика поиска целевых сегментов.
- Вопрос 5. Позиционирование гостиничных продуктов.
- Вопрос 6. Гостиничный продукт, трехуровневый подход к формированию продукта.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 7. Жизненный цикл гостиничного продукта.
- Вопрос 8. «Паблик рилейшенз» (pr) как основной коммуникативный ресурс, его значение и содержание.
- Вопрос 9. Понятие маркетинга, основные задачи и функции. Основные категории, ориентиры и заповеди маркетинга в гостеприимстве.
- Вопрос 10. Характеристика понятия «рынок»: основные параметры.
- Вопрос 11. Маркетинговые стратегии гостиничных предприятий.
- Вопрос 12. Покупательское поведение потребителя; характеристика факторов, влияющих на него.
- Вопрос 13. Понятие побудительных мотивов покупательского поведения.
- Вопрос 14. Система маркетинговых исследований в гостеприимстве: виды, основные методы.
- Вопрос 15. Стратегия гостиничного предприятия в области товарной политики, разработка гостиничных продуктов – новинок.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 16. Система каналов сбыта гостиничных услуг, характеристика и структура каналов сбыта.
- Вопрос 17. Реклама в гостинице: понятие, содержание, значение и виды.
- Вопрос 18. Методика разработки рекламной кампании гостиницы, определение рекламного бюджета, оценка эффективности рекламной программы.
- Вопрос 19. Виды и технология участия в выставочных мероприятиях.
- Вопрос 20. Особенности конкуренции в гостиничном бизнесе, оценка конкурентоспособности.
- Вопрос 21. Возникновение и развитие мировой гостиничной индустрии.
- Вопрос 22. Развитие отечественной гостиничной индустрии.
- Вопрос 23. Международные классификации гостиниц и других средств размещения.
- Вопрос 24. Классификация гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.
- Вопрос 25. Государственное регулирование гостиничной деятельности.
- Вопрос 26. Требования к гостиницам различных категорий.
- Вопрос 27. Порядок и правила проведения работ в Системе классификации гостиниц и иных средств размещения.
- 1 Этап: оценка соответствия гостиницы и иного средства размещения категории.
- Вопрос 28. Методика оценки номеров гостиниц и иных средств размещения на соответствие категориям.
- Вопрос 30. Структура управления гостиничным предприятием.
- Вопрос 31. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса.
- Вопрос 32. Гостиничное предприятие в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 33. Управление качеством гостиничных услуг.
- Вопрос 34. Стандартизация гостиничных услуг.
- Вопрос 35. Сертификация гостиничных услуг.
- Вопрос 36. Развитие курортного дела в России.
- Вопрос 37. Развитие мировой спа-индустрии.
- Вопрос 38. Операционный процесс обслуживания в гостинице.
- Вопрос 39. Организация и технологии работы службы бронирования в гостинице.
- Вопрос 40. Порядок бронирования мест и номеров в гостинице.
- Вопрос 41. Организация и технологии работы административно-хозяйственной службы в гостинице.
- Вопрос 42. Технологии уборочных мероприятий в гостинице.
- Вопрос 43. Характеристика гостиничных услуг.
- Вопрос 44. Организация и технологии предоставления дополнительных услуг в гостинице.
- Вопрос 45. Организация и технологии работы бизнес-центра в гостинице.
- Вопрос 46. Организация и технологии работы фитнес-центра в гостинице
- Вопрос 47. Организация работы туристического отдела в гостинице.
- Вопрос 48. Организация и технологии работы сервисной службы в гостинице.
- Вопрос 50. Формы стимулирования сотрудников в гостиничной индустрии.
- Вопрос 51. Коммуникативная компетентность специалиста гостиничного бизнеса.
- Вопрос 52. Социально-психологический портрет потребителя гостиничных услуг и поведение персонала гостиницы.
- Вопрос 53. Конфликты, их классификация и пути разрешения.
- Вопрос 54. Кадровая политика и кадровое планирование на предприятиях гостиничного бизнеса.
- Вопрос 55. Корпоративная культура гостиничного предприятия.
- Вопрос 56. Организация работы службы приема и размещения в гостинице.
- Вопрос 57. Порядок регистрации документов и учет граждан Российской Федерации, иностранных граждан.
- Вопрос 58. Тарифы и скидки в гостинице. Виды и методы расчета с клиентами гостиницы.
- Вопрос 59. Технология приема и размещения гостей в гостинице.
- Вопрос 60. Технология выписки гостя и оплаты счетов в гостинице.
- Вопрос 62. Автоматизированные системы управления гостиницей.
- Вопрос 63. Организация и технологии работы службы телефонных операторов.
- Вопрос 64. Система пожарной безопасности гостиничного предприятия.
- Вопрос 65. Организация работы службы питания гостиницы.
- Вопрос 66. Условия питания в гостиничных предприятиях.
- Вопрос 67. Организация рационального питания в санаторно-курортных комплексах.
- Вопрос 68. Организация банкетного обслуживания в гостиницах.
- Вопрос 69. Формы и методы обслуживания в предприятиях питания.
- Вопрос 70. Особенности организации питания иностранных туристов.
- Вопрос 71. Основные типы предприятий питания в гостинице.
- Вопрос 73. Состав и площади помещений гостиничного предприятия.
- Вопрос 74. Организация досуговой деятельности в индустрии гостеприимства.
- Вопрос 75. Организация анимационной деятельности в гостинице.
- Вопрос 76. Туристская и гостиничная анимация.
- Вопрос 77. Анимационный гостиничный менеджмент.
- Вопрос 79. Организация и технологии работы инженерно-технической службы в гостинице.
- Вопрос 80. Организационные меры безопасности гостиничного предприятия, персонала и клиентов.
- Вопрос 81. Организация работы службы безопасности в гостинице.
- Вопрос 83. Организация и технологии предоставления услуги проката автомобилей.
- Вопрос 84. Типы авиатарифов и условия их применения.
- Вопрсо 85. Организация чартерных перевозок.
- Вопрос 86. Организация обслуживания туристов на железнодорожном транспорте.
- Вопрос 87. Организация морских и речных круизов. Особенности обслуживания туристов.
- Вопрос 88. Организация и технологии работы службы охраны труда в гостинице.
- Вопрос 89. Организация и направления работы коммерческой службы гостиничного предприятия.
- Вопрос 90. Ценовая политика гостиничного предприятия.