Вопрос 43. Характеристика гостиничных услуг.
Гостиничная услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя по удовлетворению потребности потребителя.
Услуги, предоставляемые в гостиницах, могут быть бесплатными и платными и подразделяются на:
основные - проживание и питание. Оформление проживающих в гостинице и убывающих из неё должно производиться круглосуточно. В организациях общественного питания, связи и бытового обслуживания, размещённых в гостинице, лица, проживающие в гостинице, обслуживаются вне очереди. Без дополнительной оплаты гостям могут быть предоставлены следующие виды услуг (из “Правил предоставления гостиничных услуг в РФ”):
. вызов скорой помощи;
. пользование медицинской аптечкой;
. доставка в номер корреспонденции при её получении;
. побудка к определённому времени;
. предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов
дополнительные - услуги организаций общественного питания (бар, ресторан, кафе, буфет, пивной бар); магазины (сувенирный, продуктовый), торговые автоматы; инфраструктура развлечений (дискотека, казино, ночной клуб, зал игровых автоматов, бильярдная); экскурсионное обслуживание, услуги гидов-переводчиков; организация продажи билетов в театры, цирк, на концерты и т.д.; транспортные услуги (бронирование билетов на все виды транспорта, заказ автотранспорта по заявке гостей, вызов такси, прокат автомобилей); покупка и доставка цветов; продажа сувениров, открыток и другой печатной продукции; бытовое обслуживание (ремонт и чистка обуви; ремонт и глажение одежды; услуги химчистки и прачечной; хранение вещей и ценностей; разгрузка, погрузка и доставка багажа в номер; прокат предметов культурно-бытового назначения – телевизоры, посуда, спортивный инвентарь и пр.; ремонт часов, бытовой техники, радиоаппаратуры; услуги парикмахерской, маникюрного и массажного кабинетов и другие бытовые услуги); услуги салона красоты; сауна, баня, бассейны, тренажёрный зал; аренда залов переговоров, конференц-зала; услуги бизнес-центра.
сопутствующие - это услуги, пользование которыми не является необходимым условием пользования основными услугами гостиницы. К ним относят все услуги, имеющие целью разнообразить пребывание гостя в гостинице, и в первую очередь развлекательные и рекреационные услуги. Гостиница предоставляет эти услуги бесплатно, а затем включает их в стоимость. В состав таких услуг входят: бассейн, фитнес – центр, сауна, теннис, кодированные телевизионные программы.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий гостиничные услуги для служебных, личных, семейных и иных (бытовых) нужд;
Группы потребителей гостиничных услуг:
Культурно-географические критерии – это деление рынков потребителей гостиничных услуг по территориальному признаку. В качестве географического рынка могут рассматриваться отдельные страны, группы стран или целые регионы мира, имеющие определенную историческую, политическую, экономическую, этническую и религиозную общность.
Социально-экономические критерии предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности побудительных мотивов и целей поездок, социальной и статусной принадлежности, уровня доходов и степени расходования средств. В гостиничном бизнесе данная группа критериев, пожалуй, является наиболее часто используемой при сегментировании рынка.
Так, в соответствии с целями поездок выделяют следующие группы (сегменты) туристов: бизнес-туристы(командированные, бизнесмены, коммерсанты); туристы, направляющиеся на отдых и экскурсии (познавательный и поощрительный туризм); конгрессмены и организаторы мероприятий, вип-клиенты.
Демографические критерии. Сегментация потребителей по демографическим критериям относится к числу достаточно применяемых в гостиничном бизнесе. Это объясняется устойчивостью данных характеристик во времени и наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи. Известно, что молодежь, т.е. молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет с низким или средним уровнем доходов предпочитают останавливаться в недорогих отелях класса 2-3 звезды. При этом важным критерием выбора отеля является наличие в нем бара, ночного клуба или дискотеки.
VIP-клиенты (очень важные персоны). К таким гостям относятся главы государств, министры, дипломаты высокого ранга, президенты известных фирм, ведущие менеджеры туристических компаний, клиенты, останавливающиеся в роскошных апартаментах, знаменитости из мира шоу-бизнеса, известные художники и т.п. Это также могут быть гости, приглашенные в отель высшим руководством гостиничного предприятия. Есть ряд людей, которые по определению являются VIP-клиентами, в какой бы гостинице они не остановились и неважно, на какой срок. Кроме этого есть клиенты, которые не так знамениты, но благодаря своим частым посещениям гостиницы являются постоянными клиентами и переходя в разряд VIP-гостей. О приезде VIP-гостя работники гостиницы узнают заранее, и к обслуживанию такого гостя причастны практически все службы отеля. Представитель гостя (менеджер) обычно высылает в гостиницу текст с просьбой предоставить подробное описание гостиницы и информацию о ней. Стороны договариваются об условиях встречи гостя и обговаривают все необходимые детали, а в службе бронирования гостиницы за гостем закрепляется номер (данные об этом поступают в базу данных). Нередко VIP-гости (чаще всего зарубежные звезды шоу-бизнеса и известные актеры) еще до своего приезда в отель присылают своеобразный список (райдер), в котором отражают свои пожелания. За день до ожидаемого прибытия VIP-гостя служба бронирования проверяет подтверждение прибытия, чтобы убедиться, что не произошло никаких изменений. Для этого необходимо еще раз проверить следующую информацию:
- полное имя VIP-клиента;
- занимаемая должность/титул;
- название компании/контактная информация;
- количество персон;
- категория/тип номера;
- срок пребывания в отеле;
- тариф проживания;
- дата, время прилета/вылета, номер рейса и пр.;
- заказан ли трансфер из аэропорта;
- особые пожелания/предпочтения VIP-клиента.
Подготавливается лист заезда. Бланк заказа на обслуживания VIP-клиентов (VIP treatment order/Amenity order) представляет собой документ, состоящий из нескольких экземпляров разной по цвету специальной бумаги, которая при заполнении обеспечивает копировальный эффект или, по-другому, самокопирующийся многослойный бланк.
Данный документ содержит такую информацию, как:
- имя гостя;
- номер комнаты;
- дата заезда;
- дата выезда;
- VIP-статус;
- особые пожелания;
- дата, время.
Документ подписывается менеджером по связям с гостями или руководителем службы приема и размещения и передается на подпись руководителям всех подразделений, ответственных за обслуживание VIP-клиентов. На информационных досках этих служб (административно-хозяйственная служба, служба приема и размещения, служба безопасности и т.д.) появляется полная информация о специфике и нюансах обслуживания того или иного важного гостя. Список прибывающих VIP-гостей заблаговременно предоставляется в административно-хозяйственную службу. Перед приездом VIP-гостей номера подготавливаются соответствующим образом. Кроме того, административно-хозяйственная служба должна снабдить комнату предметами особого внимания к гостю. Такими предметами могут являться:
- хорошо иллюстрированные книги (альбомы) о стране или городе, куда прибыл гость;
- национальные сувениры;
- подарочные парфюмерно-косметические наборы;
- подарочные комплекты полотенец от отеля;
- шарфы, перчатки с символикой отеля;
- зонты с эмблемой гостиницы;
- косметички, кошельки, сумки, папки с символикой гостиницы;
- канцелярские принадлежности (наборы шариковых ручек с логотипом гостиницы, сувенирные ножи для открывания корреспонденции);
- музыкальные диски с классической или национальной музыкой;
- фирменные бейсболки;
- подставки для мобильных телефонов, калькуляторы с логотипом отеля и т.д.
Отдел обслуживания питанием в номерах (Room Service) со своей стороны подготавливает комнату для приезда VIP-гостей. Флористы отеля заботятся об украшении номера цветами. Это может быть одна роза, что очень стильно, или цветочные композиции разных размеров. Высшим руководством отеля оформляется карточка-приветствие или, по-другому, приветственное письмо VIP-гостю с пожеланиями приятного и успешного пребывания в отеле. Все номера для VIP-гостей проверяются руководством до приезда высокопоставленных гостей. В течение всего срока проживания номера VIP-гостей регулярно проверяются руководством в целях поддержания высоких стандартов обслуживания.
За VIP-клиентом высылается автомобиль представительского класса. Гостя встречает представитель руководства отеля. У входа в гостиницу специальный работник помогает гостю выйти из машины (при этом он приветствует гостя по имени и отчеству) и провожает его до холла. В вестибюле гостиницы VIP-гостя приветствует представитель администрации (в зависимости от ранга это может быть генеральный директор, заместитель директора или специальный VIP-менеджер). При заезде гостю выдается подготовленная заранее регистрационная карточка для подписи. Карточка заполняется самими работниками службы приема и размещения до приезда гостя для того, чтобы максимально возможно сократить процедуру регистрации и чтобы гость как можно скорее мог пройти в свой номер. После приветственной речи административное лицо вручает гостю ключ от номера, чаще всего в конверте. Затем гостя провожает до его номера начальник службы портье или дежурный администратор. В исключительных случаях, при заезде сверхважной персоны, организуется эскорт в номер VIP-гостя во главе с генеральным менеджером отеля. Подойдя к номеру, сотрудник отеля должен открыть дверь (своим ключом) и в зависимости от времени суток пропустить гостя вперед или войти самому (если день, то первым входит гость, если вечер – сотрудник отеля, включая при этом свет).
Войдя в номер, сотрудник гостиницы не остается там слишком долго. Он показывает расположение комнат, четко и быстро информирует гостя о том, какие удобства и оборудование имеются в номере и как ими пользоваться. Затем сопровождающий желает гостю приятного пребывания в отеле, еще раз называет свое имя, должность, контактный телефон и предлагает прислать человека, который поможет распаковать багаж. Таким человеком в гостинице является батлер или, по-другому, личный дворецкий.
Программа «Постоянный гость». Практически в каждом отеле, не говоря уж о гостиничной сети, существует программа поощрения постоянных гостей. Наиболее часто используемая система скидок на номера — это так называемая «накопительная система», когда клиент, набрав определенное количество очков или баллов за проведенные в гостинице ночи, получает значительные льготы и привилегии за пользование гостиничными и дополнительными услугами.
Очень важным моментом в этой связи является тот факт, что данная программа работает везде, где представлена гостиница — член данной цепочки. Гость может и не жить ни одной ночи в вашей гостинице, но из-за того, что он набрал это количество баллов в отелях других стран или получил там дисконтную карту, вы обязаны предоставить ему скидку или иную привилегию, на которую он имеет право. Другая форма работы с клиентами, набравшими определенное количество баллов или получившими карту VIP-гостя, — это предоставление не только скидок, но и бесплатных услуг или иных поощрений. Например, по программе «Постоянный гость» ему могут предоставить проживание в номере повышенной категории, хотя он оплатил только стоимость стандартного номера; подарить махровый халат с логотипом гостиничной сети; разрешить бесплатно пользоваться процедурами фитнес-центра. Кроме того, клиент может накопленными баллами расплатиться за проживание или в ресторане за ужин, или за любую другую услугу отеля.
- Вопрос 1. Характеристика маркетинговых комплексов, их роль и значение в формировании маркетинговой политики предприятий гостеприимства.
- Вопрос 2. Ключевые направления маркетингового планирования на предприятиях индустрии гостеприимства.
- Вопрос 3. Характеристика ассортиментной политики предприятия индустрии гостеприимства.
- Вопрос 4. Сегментация гостиничного рынка, методика поиска целевых сегментов.
- Вопрос 5. Позиционирование гостиничных продуктов.
- Вопрос 6. Гостиничный продукт, трехуровневый подход к формированию продукта.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 7. Жизненный цикл гостиничного продукта.
- Вопрос 8. «Паблик рилейшенз» (pr) как основной коммуникативный ресурс, его значение и содержание.
- Вопрос 9. Понятие маркетинга, основные задачи и функции. Основные категории, ориентиры и заповеди маркетинга в гостеприимстве.
- Вопрос 10. Характеристика понятия «рынок»: основные параметры.
- Вопрос 11. Маркетинговые стратегии гостиничных предприятий.
- Вопрос 12. Покупательское поведение потребителя; характеристика факторов, влияющих на него.
- Вопрос 13. Понятие побудительных мотивов покупательского поведения.
- Вопрос 14. Система маркетинговых исследований в гостеприимстве: виды, основные методы.
- Вопрос 15. Стратегия гостиничного предприятия в области товарной политики, разработка гостиничных продуктов – новинок.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 16. Система каналов сбыта гостиничных услуг, характеристика и структура каналов сбыта.
- Вопрос 17. Реклама в гостинице: понятие, содержание, значение и виды.
- Вопрос 18. Методика разработки рекламной кампании гостиницы, определение рекламного бюджета, оценка эффективности рекламной программы.
- Вопрос 19. Виды и технология участия в выставочных мероприятиях.
- Вопрос 20. Особенности конкуренции в гостиничном бизнесе, оценка конкурентоспособности.
- Вопрос 21. Возникновение и развитие мировой гостиничной индустрии.
- Вопрос 22. Развитие отечественной гостиничной индустрии.
- Вопрос 23. Международные классификации гостиниц и других средств размещения.
- Вопрос 24. Классификация гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.
- Вопрос 25. Государственное регулирование гостиничной деятельности.
- Вопрос 26. Требования к гостиницам различных категорий.
- Вопрос 27. Порядок и правила проведения работ в Системе классификации гостиниц и иных средств размещения.
- 1 Этап: оценка соответствия гостиницы и иного средства размещения категории.
- Вопрос 28. Методика оценки номеров гостиниц и иных средств размещения на соответствие категориям.
- Вопрос 30. Структура управления гостиничным предприятием.
- Вопрос 31. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса.
- Вопрос 32. Гостиничное предприятие в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 33. Управление качеством гостиничных услуг.
- Вопрос 34. Стандартизация гостиничных услуг.
- Вопрос 35. Сертификация гостиничных услуг.
- Вопрос 36. Развитие курортного дела в России.
- Вопрос 37. Развитие мировой спа-индустрии.
- Вопрос 38. Операционный процесс обслуживания в гостинице.
- Вопрос 39. Организация и технологии работы службы бронирования в гостинице.
- Вопрос 40. Порядок бронирования мест и номеров в гостинице.
- Вопрос 41. Организация и технологии работы административно-хозяйственной службы в гостинице.
- Вопрос 42. Технологии уборочных мероприятий в гостинице.
- Вопрос 43. Характеристика гостиничных услуг.
- Вопрос 44. Организация и технологии предоставления дополнительных услуг в гостинице.
- Вопрос 45. Организация и технологии работы бизнес-центра в гостинице.
- Вопрос 46. Организация и технологии работы фитнес-центра в гостинице
- Вопрос 47. Организация работы туристического отдела в гостинице.
- Вопрос 48. Организация и технологии работы сервисной службы в гостинице.
- Вопрос 50. Формы стимулирования сотрудников в гостиничной индустрии.
- Вопрос 51. Коммуникативная компетентность специалиста гостиничного бизнеса.
- Вопрос 52. Социально-психологический портрет потребителя гостиничных услуг и поведение персонала гостиницы.
- Вопрос 53. Конфликты, их классификация и пути разрешения.
- Вопрос 54. Кадровая политика и кадровое планирование на предприятиях гостиничного бизнеса.
- Вопрос 55. Корпоративная культура гостиничного предприятия.
- Вопрос 56. Организация работы службы приема и размещения в гостинице.
- Вопрос 57. Порядок регистрации документов и учет граждан Российской Федерации, иностранных граждан.
- Вопрос 58. Тарифы и скидки в гостинице. Виды и методы расчета с клиентами гостиницы.
- Вопрос 59. Технология приема и размещения гостей в гостинице.
- Вопрос 60. Технология выписки гостя и оплаты счетов в гостинице.
- Вопрос 62. Автоматизированные системы управления гостиницей.
- Вопрос 63. Организация и технологии работы службы телефонных операторов.
- Вопрос 64. Система пожарной безопасности гостиничного предприятия.
- Вопрос 65. Организация работы службы питания гостиницы.
- Вопрос 66. Условия питания в гостиничных предприятиях.
- Вопрос 67. Организация рационального питания в санаторно-курортных комплексах.
- Вопрос 68. Организация банкетного обслуживания в гостиницах.
- Вопрос 69. Формы и методы обслуживания в предприятиях питания.
- Вопрос 70. Особенности организации питания иностранных туристов.
- Вопрос 71. Основные типы предприятий питания в гостинице.
- Вопрос 73. Состав и площади помещений гостиничного предприятия.
- Вопрос 74. Организация досуговой деятельности в индустрии гостеприимства.
- Вопрос 75. Организация анимационной деятельности в гостинице.
- Вопрос 76. Туристская и гостиничная анимация.
- Вопрос 77. Анимационный гостиничный менеджмент.
- Вопрос 79. Организация и технологии работы инженерно-технической службы в гостинице.
- Вопрос 80. Организационные меры безопасности гостиничного предприятия, персонала и клиентов.
- Вопрос 81. Организация работы службы безопасности в гостинице.
- Вопрос 83. Организация и технологии предоставления услуги проката автомобилей.
- Вопрос 84. Типы авиатарифов и условия их применения.
- Вопрсо 85. Организация чартерных перевозок.
- Вопрос 86. Организация обслуживания туристов на железнодорожном транспорте.
- Вопрос 87. Организация морских и речных круизов. Особенности обслуживания туристов.
- Вопрос 88. Организация и технологии работы службы охраны труда в гостинице.
- Вопрос 89. Организация и направления работы коммерческой службы гостиничного предприятия.
- Вопрос 90. Ценовая политика гостиничного предприятия.