Вопрос 32. Гостиничное предприятие в условиях рыночной экономики.
Гостиничное предприятие – это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Выделяют обычно внешнюю и внутреннюю среду предприятия.
Внешняя среда – совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
непосредственное окружение – среду прямого влияния на предприятие; ее создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;(для гостиничных предприятий можно добавить также локальные генераторы спроса);
макросреду, влияющую на предприятие и его непосредственное окружение; она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую, международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности и более полно использовать благоприятные возможности.
Факторы макросреды
Факторам макросреды свойственна многовариантность, неопределенность и сложнопредсказуемость последствий.
Природные факторы: климат, геодезические (ландшафт, рельеф) факторы, доступность или дефицит сырья, загрязнение среды, вмешательство государства в рациональное использование ресурсов и т. д.
Демографические факторы: уровень рождаемости, возрастная структура общества, степень миграции населения, культурно-образовательные особенности населения.
Научно-технические факторы: фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание и внедрение новой техники и технологий и т. п.
Экономические факторы: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса валют, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Политико-правовые факторы: политическая стабильность; законодательное регулирование экономики и предпринимательской деятельности; повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов; защита интересов потребителей.
Международные факторы. Интернационализация мировой экономики, изменение курса валют на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др.
Непосредственное окружение – это силы, имеющие прямое отношение к гостиничному предприятию и его предпринимательским возможностям: поставщики, клиенты, маркетинговые посредники, конкуренты и контактные аудитории.
Поставщики – разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие гостиничное предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства услуг.
Клиент — лицо, пользующееся услугами учреждения, организации, предприятия . Основными клиентами гостиничного предприятия являются потребители услуг на разных клиентурных рынках.
Маркетинговые посредники – фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров на рынке (туристические операторы/агентства, бизнес-агентства, продающие места в гостинице, системы интернет-бронирования).
Конкуренты – соперники гостиничного предприятия в стремлении обладать ресурсами, более выгодными условиями производства и сбыта услуг, занимать определенное положение на рынке.
Контактные аудитории – лица, организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к фирме, влияющие на ее деятельность и способность достичь успеха . В качестве контактных аудиторий гостиничного предприятия можно рассматривать финансовые организации, СМИ, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждан группы действий (общественные организации).
Генераторы спроса для гостиничного предприятия – комплекс природных, исторических и бизнес-аспектов, оказывающих влияние на клиентский поток в локальном месте расположения конкретно взятого средства размещения.
Анализ внешней среды
При разработке вопросов стратегического планирования руководству гостиницы следует анализировать ситуацию, в которой функционирует предприятие, учитывая реалии как рынка, так и окружающей среды. При этом важным инструментом выступает PEST-анализ, позволяющий проанализировать возможное влияние на деятельность предприятия четырех основных макрофакторов:
Political (политический),
Economic (экономический),
Social (социальный, социокультурный),
Technology (технологический).
Грамотный анализ внешней среды позволяет гостиничному предприятию создать перечень опасностей и возможностей, с которыми оно сталкивается в этой среде.
Способы сбора информации о состоянии внешней среды:
• анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах и других информационных изданиях;
• участие в профессиональных конференциях;
• анализ опыта деятельности организации;
• изучение мнения сотрудников организации;
• проведение собраний и обсуждений внутри организации.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:
• потребители услуг (географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение к услугам),
• поставщики (стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком),
• конкуренты (слабые и сильные стороны),
• рынок рабочей силы.
Внутренняя среда гостиничного предприятия
Внутренняя среда предприятия – это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе финансово-хозяйственной деятельности .
Анализ внутренней среды вскрывает тот потенциал, на который может рассчитывать компания в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями:
• корпоративная культура, миссия (общественная польза, которую компания намерена принести (или уже приносит) окружающим), цели и задачи предприятия;
• оргструктура и организация управления;
• кадры (потенциал, квалификация, интересы; определение качественного и количественного состава персонала с высшим и средним специальным образованием; качественного уровня расстановки работников по должностям; степени рационального использования специалистов с высшим и средним специальным образованием и др.);
• финансы (регулирование денежных потоков предприятия; формирование и использование финансовых ресурсов);
• маркетинг (используемые маркетинговые стратегии; организация сбыта продукции и услуг гостиничного предприятия, каналы сбыта; внутренний маркетинг – управление трудовыми ресурсами гостиничного предприятия).
SWOT-анализ
При проведении анализа рыночной позиции предприятия одним из наиболее наглядных методов является разработка SWOT-матрицы. При этом оцениваются перспективы финансово-хозяйственной деятельности гостиничного предприятия в двух аспектах:
• сегодняшнее положение предприятия (определяются его достоинства (Strength) и недостатки (Weakness));
• взгляд на перспективу (выявляет возможности (Opportunities) продолжения дальнейшей деятельности и угрозы (Threat) успешному выполнению планов).
Риски в деятельности гостиничного предприятия
Риск – ситуации, связанные не с неопределенностью вообще, а только с возможностью наступления неблагоприятного исхода.
Для гостиничного предприятия это могут быть:
• возможность недополучения дохода или упущенная выгода;
• получение дохода или прибыли ниже запланированного (или желаемого собственниками) уровня;
• создание ситуации, которая может привести к убыткам или недополучению доходов в будущем.
С точки зрения природы рисков выделяют следующие их виды.
1. Экономический (рыночный) риск связан с непредвиденными изменениями в экономическом окружении гостиницы.
2. Политический риск обусловлен неблагоприятными изменениями политической ситуации в стране или действиями местной власти.
3. Производственный риск возможен при нарушениях контрактных обязательств контрагентами предприятия, недостаточной квалификации сотрудников, недостатках планирования и под.
4. Финансовый риск связан с формированием состава источников финансирования предприятия и с проведением операций с его активами. Наиболее часто в своей деятельности предприятия сталкиваются с кредитным (вероятность невыплаты кредитору причитающихся ему средств); процентным (связан с возвратом средств по кредитным договорам с плавающими процентными ставками); валютным рисками (возможность убытков при изменении валютных курсов).
- Вопрос 1. Характеристика маркетинговых комплексов, их роль и значение в формировании маркетинговой политики предприятий гостеприимства.
- Вопрос 2. Ключевые направления маркетингового планирования на предприятиях индустрии гостеприимства.
- Вопрос 3. Характеристика ассортиментной политики предприятия индустрии гостеприимства.
- Вопрос 4. Сегментация гостиничного рынка, методика поиска целевых сегментов.
- Вопрос 5. Позиционирование гостиничных продуктов.
- Вопрос 6. Гостиничный продукт, трехуровневый подход к формированию продукта.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 7. Жизненный цикл гостиничного продукта.
- Вопрос 8. «Паблик рилейшенз» (pr) как основной коммуникативный ресурс, его значение и содержание.
- Вопрос 9. Понятие маркетинга, основные задачи и функции. Основные категории, ориентиры и заповеди маркетинга в гостеприимстве.
- Вопрос 10. Характеристика понятия «рынок»: основные параметры.
- Вопрос 11. Маркетинговые стратегии гостиничных предприятий.
- Вопрос 12. Покупательское поведение потребителя; характеристика факторов, влияющих на него.
- Вопрос 13. Понятие побудительных мотивов покупательского поведения.
- Вопрос 14. Система маркетинговых исследований в гостеприимстве: виды, основные методы.
- Вопрос 15. Стратегия гостиничного предприятия в области товарной политики, разработка гостиничных продуктов – новинок.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 16. Система каналов сбыта гостиничных услуг, характеристика и структура каналов сбыта.
- Вопрос 17. Реклама в гостинице: понятие, содержание, значение и виды.
- Вопрос 18. Методика разработки рекламной кампании гостиницы, определение рекламного бюджета, оценка эффективности рекламной программы.
- Вопрос 19. Виды и технология участия в выставочных мероприятиях.
- Вопрос 20. Особенности конкуренции в гостиничном бизнесе, оценка конкурентоспособности.
- Вопрос 21. Возникновение и развитие мировой гостиничной индустрии.
- Вопрос 22. Развитие отечественной гостиничной индустрии.
- Вопрос 23. Международные классификации гостиниц и других средств размещения.
- Вопрос 24. Классификация гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.
- Вопрос 25. Государственное регулирование гостиничной деятельности.
- Вопрос 26. Требования к гостиницам различных категорий.
- Вопрос 27. Порядок и правила проведения работ в Системе классификации гостиниц и иных средств размещения.
- 1 Этап: оценка соответствия гостиницы и иного средства размещения категории.
- Вопрос 28. Методика оценки номеров гостиниц и иных средств размещения на соответствие категориям.
- Вопрос 30. Структура управления гостиничным предприятием.
- Вопрос 31. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса.
- Вопрос 32. Гостиничное предприятие в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 33. Управление качеством гостиничных услуг.
- Вопрос 34. Стандартизация гостиничных услуг.
- Вопрос 35. Сертификация гостиничных услуг.
- Вопрос 36. Развитие курортного дела в России.
- Вопрос 37. Развитие мировой спа-индустрии.
- Вопрос 38. Операционный процесс обслуживания в гостинице.
- Вопрос 39. Организация и технологии работы службы бронирования в гостинице.
- Вопрос 40. Порядок бронирования мест и номеров в гостинице.
- Вопрос 41. Организация и технологии работы административно-хозяйственной службы в гостинице.
- Вопрос 42. Технологии уборочных мероприятий в гостинице.
- Вопрос 43. Характеристика гостиничных услуг.
- Вопрос 44. Организация и технологии предоставления дополнительных услуг в гостинице.
- Вопрос 45. Организация и технологии работы бизнес-центра в гостинице.
- Вопрос 46. Организация и технологии работы фитнес-центра в гостинице
- Вопрос 47. Организация работы туристического отдела в гостинице.
- Вопрос 48. Организация и технологии работы сервисной службы в гостинице.
- Вопрос 50. Формы стимулирования сотрудников в гостиничной индустрии.
- Вопрос 51. Коммуникативная компетентность специалиста гостиничного бизнеса.
- Вопрос 52. Социально-психологический портрет потребителя гостиничных услуг и поведение персонала гостиницы.
- Вопрос 53. Конфликты, их классификация и пути разрешения.
- Вопрос 54. Кадровая политика и кадровое планирование на предприятиях гостиничного бизнеса.
- Вопрос 55. Корпоративная культура гостиничного предприятия.
- Вопрос 56. Организация работы службы приема и размещения в гостинице.
- Вопрос 57. Порядок регистрации документов и учет граждан Российской Федерации, иностранных граждан.
- Вопрос 58. Тарифы и скидки в гостинице. Виды и методы расчета с клиентами гостиницы.
- Вопрос 59. Технология приема и размещения гостей в гостинице.
- Вопрос 60. Технология выписки гостя и оплаты счетов в гостинице.
- Вопрос 62. Автоматизированные системы управления гостиницей.
- Вопрос 63. Организация и технологии работы службы телефонных операторов.
- Вопрос 64. Система пожарной безопасности гостиничного предприятия.
- Вопрос 65. Организация работы службы питания гостиницы.
- Вопрос 66. Условия питания в гостиничных предприятиях.
- Вопрос 67. Организация рационального питания в санаторно-курортных комплексах.
- Вопрос 68. Организация банкетного обслуживания в гостиницах.
- Вопрос 69. Формы и методы обслуживания в предприятиях питания.
- Вопрос 70. Особенности организации питания иностранных туристов.
- Вопрос 71. Основные типы предприятий питания в гостинице.
- Вопрос 73. Состав и площади помещений гостиничного предприятия.
- Вопрос 74. Организация досуговой деятельности в индустрии гостеприимства.
- Вопрос 75. Организация анимационной деятельности в гостинице.
- Вопрос 76. Туристская и гостиничная анимация.
- Вопрос 77. Анимационный гостиничный менеджмент.
- Вопрос 79. Организация и технологии работы инженерно-технической службы в гостинице.
- Вопрос 80. Организационные меры безопасности гостиничного предприятия, персонала и клиентов.
- Вопрос 81. Организация работы службы безопасности в гостинице.
- Вопрос 83. Организация и технологии предоставления услуги проката автомобилей.
- Вопрос 84. Типы авиатарифов и условия их применения.
- Вопрсо 85. Организация чартерных перевозок.
- Вопрос 86. Организация обслуживания туристов на железнодорожном транспорте.
- Вопрос 87. Организация морских и речных круизов. Особенности обслуживания туристов.
- Вопрос 88. Организация и технологии работы службы охраны труда в гостинице.
- Вопрос 89. Организация и направления работы коммерческой службы гостиничного предприятия.
- Вопрос 90. Ценовая политика гостиничного предприятия.