Вопрос 87. Организация морских и речных круизов. Особенности обслуживания туристов.
Круиз - путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии на острова, осмотр достопримечательностей городов-портов, а также многообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.
Речной круиз - круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам).
Морской круиз - путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран.
В мире насчитывается достаточно большое количество круизных компаний (более 100) – греческих, итальянских испанских, американских, датских, норвежских. К наиболее известным перевозчикам в сфере круизного бизнеса относятся «Carnival Cruise Lines», «Celebrate Cruises», «Royal Caribbean International», «Princess Cruises» «Costa Cruises» «Norwegian Cruise Lines».
Основными районами морских круизов является Карибский бассейн и Средиземное море. Главным преимуществом Карибского бассейна является то, что круизы здесь можно проводить круглогодично. Круизы по средиземному морю предлагают ознакомиться с богатой культурой и историей европейских стран и стран северной Африки. Большой популярностью пользуются и другие направления морских круизных путешествий – побережье индийского океана, острова Юго-восточной Азии, Австралии, Западное побережье Северной Америки и Аляски. Некоторые круизные компании организуют кругосветные путешествия, длящиеся более 4 мес.
На российском рынке работают лишь несколько фирм, которые предлагают круизный отдых. «Ланта-Тур-Вояж», «Бриз лайн», «СВО Конти», «Прим-экспресс», «Метрополис-Тур».
Флот по уровню предоставляемых услуг, по аналогии с отелями, подразделяется на категории. Несмотря на то, что большинство крупных круизных компаний ориентируется на массового потребителя, категория их сервиса находится на уровне 4-5 звезд. Наивысшую категорию 6 звезд имеют лишь четыре судна. Круизный флот «Royal Caribbean» состоит из кораблей трех классов: Radiance, Vision, Voyager.
Круизные суда, как и гостиницы, оцениваются по целому ряду критериев, после чего им присваивается определенное количество звезд. Используются следующие критерии: судно и его оснащение, состояние кают, питание, обслуживание, развлекательные программы, ассортимент дополнительных услуг на борту.
Для морских круизных судов также принята классификация по тоннажу (объем внутреннего пространства судна в гросс тоннах, 100 куб. футов составляет 1 гросс тонну):
большие (свыше 60 тыс. гросс тонн);
средние (до 60 тыс. гросс тонн);
малые (до 25 тыс. гросс тонн).
Морские круизные корабли, предназначенные для обслуживания массового туризма, представляют собой многопалубные гигантские суда, способные вместить от 1700 до 2600 пассажиров. Средний тоннаж составляет от 75000 до 100000 тонн.
Каюты на морских круизных лайнерах отличаются большим разнообразием по площади, интерьеру, набором удобств, что естественно, отражается на их цене. Цена каюты зависит от размера, количества спальных мест и их расположения (ярусное или друг напротив друга); высоты палубы (каюты на верхних палубах обычно дороже, чем на нижних); от места расположения по длине палубы (на корме, на носу, в средней части); от наличия или отсутствия балконов, окон, иллюминаторов и др.
Дешевле ценятся каюты внутренние. Классификация кают на круизных судах различна, однако в общем случае она выглядит следующим образом: каюты класса «люкс» с балконами, каюты с окнами, внутренние каюты.
В настоящее время принята следующая ценовая классификация круизов:
экономичные (75-150 $ на человека в сутки),
классические (100-200$)
премиум (150-400$)
люкс(700-1000$)
эксклюзивные (более 1000$).
В последнее время популярностью стали пользоваться ледокольные круизы, организованные на архипелаги Северного Ледовитого Океана, к Северному полюсу и к берегам Антарктиды. Корабли совершат рейсы к берегам Гренландии, Шпицбергена, земли Франца – Иосифа, Антарктиды. Ледовые круизы могут осуществляться практически круглый год: зимой их основное направление – Антарктида, а летом – арктические моря. Стоимость таких туров довольно высока – от 10 000 $ и выше.
Разновидностью морских круизов являются круизы на паромах. В общем случае под паромом понимается плавучее сооружение для регулярной перевозки транспортных средств, грузов, и пассажиров через водные преграды между определенными береговыми пунктами. Современные паромы, используемые в круизных целях, представляют собой многопалубные корабли, построенные по последнему слову науки и техники, похожие на настоящие города на воде. Продолжительность туристско-экскурсионных программ, включающих путешествие на этих паромах, составляет 4-8 дней. При размещении на паромах туристам предоставляются комфортабельные каюты, рассчитанные на клиентов с различным достатком.
Круизы, осуществляемые по внутренним водным артериям, по сравнению с морскими имеют ряд преимуществ. Они позволяют любоваться постоянно меняющимся пейзажем, изучать архитектуру городов, если маршрут поездки проходит через крупные населенные пункты; причалить к любому понравившемуся живописному местечку, если путешествие совершается на небольшом маневренном судне. Кроме того, гидротехнические сооружения, построенные на реках и озерах, (шлюзы, каналы, водохранилища), сами по себе представляют объекты, достойные внимания туристов. Многие путешественник предпочитают речные круизы из-за невысокой населенности речных транспортных средств по сравнению с морскими. Речной круиз для туриста может осуществляться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут.
В качестве организатора речных путешествий могу выступать либо сами судовладельцы, либо туристские компании. Например, Волжское речное пароходство осуществляет на теплоходах круизы «Золотые купола России» по маршруту Москва – нижний Новгород – Москва (10 дней).
Российские туристские компании, занимающиеся речными путешествиями и круизами, имеют свой флот или берут его во фрахт у судовладельцев. При сдаче судна во фрахт судовладелец может заключать договоры на обслуживание его во время стоянок, закупать питание, предоставлять заказчику теплоход, заправленный топливом. Во втором случае оператор сам занимается заключением договоров со стоянками, приобретением топлива, питания и т.д. вообще фрахт крупного теплохода может составлять от 4000 до 8000$ в сутки.
Отличия от морских круизов:
менее подвержены влияниям погоды,
меньшие затраты на содержание судна,
туристские формальности упрощены или отсутствуют, т.к. часто пролегают во внутренних водах,
меньшая возможность для организации активных видов отдыха по сравнению с морскими гигантскими круизными лайнерами,
более информативны благодаря береговому обзору, большому количеству стоянок и экскурсий.
Речные круизы, предлагаемые туристскими компаниями на российском рынке, можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся водные путешествия, ориентированные в основном на отечественного потребителя. Их организуют: «Столичная судоходная компания», «Волга-Тур-Флот» и др.
Круизные туры, рассчитанные на иностранных граждан, продают фирмы «ортодокс», «Турнорус».
Круизы на теплоходах по зарубежным рекам можно осуществить с помощью «Ланта – Тур - Вояж», «Нептун».
При организации речных круизов в России турфирма должна заключить договор с судовладельцем на условиях фрахтования судна или же подать заявку с указанием количества пассажирских мест (по категориям) намечаемого маршрута перевозки и количества полных рейсооборотов по дням. После заключения договора турфирма имеет право начать реализацию путевок на круизные рейсы. Оплата за перевозку туристов должна производиться не менее чем за 15 дней до начала рейса. В начале рейса капитан судна, руководитель круиза, директор ресторана и судовой врач проводят с туристами беседу, в которой излагают цели и условия поездки, правила поведения на судне, на берегу , во время купания. При остановке в пути и выходе на берег турист должен иметь при себе туристскую книжку или корешок путевки, необходимые для предъявления при входе на судно вахтенному матросу.
На отечественных речных судах принята классификация кают по категориям в зависимости от условий комфортности. Среди российских речных маршрутов, пользующихся наибольшей популярностью, выделяется прежде всего маршрут «Москва – Санкт-Петербург Москва». И долгосрочных круизов неизменный успех имеет маршрут «Москва - Астрахань» длительностью 20 дней. Круиз по Дону на небольших речных судах, рассчитанных на 6-12 человек. Круизы, осуществляемые по рекам Сибири и Дальнего Востока, Енисею, Амуру и др. организуются на 10-18 дневные круизы.
Зарубежные речные круизы распространены в тех странах, где есть крупные реки и многочисленные озера, а также развита система каналов – круизы по Днепру, Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе.
Как правило, кораблики (лодки, боты) идут со скоростью не более 15км/ч, что позволяет насладиться окружающей природой или городским пейзажем. На Африканском континенте популярны круизы по Нилу, в южной Америке – по Амазонке, в Северной Америке по Великим Озерам, соединенных между собой системой каналов.
- Вопрос 1. Характеристика маркетинговых комплексов, их роль и значение в формировании маркетинговой политики предприятий гостеприимства.
- Вопрос 2. Ключевые направления маркетингового планирования на предприятиях индустрии гостеприимства.
- Вопрос 3. Характеристика ассортиментной политики предприятия индустрии гостеприимства.
- Вопрос 4. Сегментация гостиничного рынка, методика поиска целевых сегментов.
- Вопрос 5. Позиционирование гостиничных продуктов.
- Вопрос 6. Гостиничный продукт, трехуровневый подход к формированию продукта.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 7. Жизненный цикл гостиничного продукта.
- Вопрос 8. «Паблик рилейшенз» (pr) как основной коммуникативный ресурс, его значение и содержание.
- Вопрос 9. Понятие маркетинга, основные задачи и функции. Основные категории, ориентиры и заповеди маркетинга в гостеприимстве.
- Вопрос 10. Характеристика понятия «рынок»: основные параметры.
- Вопрос 11. Маркетинговые стратегии гостиничных предприятий.
- Вопрос 12. Покупательское поведение потребителя; характеристика факторов, влияющих на него.
- Вопрос 13. Понятие побудительных мотивов покупательского поведения.
- Вопрос 14. Система маркетинговых исследований в гостеприимстве: виды, основные методы.
- Вопрос 15. Стратегия гостиничного предприятия в области товарной политики, разработка гостиничных продуктов – новинок.
- 6 Разработка продукта
- Вопрос 16. Система каналов сбыта гостиничных услуг, характеристика и структура каналов сбыта.
- Вопрос 17. Реклама в гостинице: понятие, содержание, значение и виды.
- Вопрос 18. Методика разработки рекламной кампании гостиницы, определение рекламного бюджета, оценка эффективности рекламной программы.
- Вопрос 19. Виды и технология участия в выставочных мероприятиях.
- Вопрос 20. Особенности конкуренции в гостиничном бизнесе, оценка конкурентоспособности.
- Вопрос 21. Возникновение и развитие мировой гостиничной индустрии.
- Вопрос 22. Развитие отечественной гостиничной индустрии.
- Вопрос 23. Международные классификации гостиниц и других средств размещения.
- Вопрос 24. Классификация гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.
- Вопрос 25. Государственное регулирование гостиничной деятельности.
- Вопрос 26. Требования к гостиницам различных категорий.
- Вопрос 27. Порядок и правила проведения работ в Системе классификации гостиниц и иных средств размещения.
- 1 Этап: оценка соответствия гостиницы и иного средства размещения категории.
- Вопрос 28. Методика оценки номеров гостиниц и иных средств размещения на соответствие категориям.
- Вопрос 30. Структура управления гостиничным предприятием.
- Вопрос 31. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса.
- Вопрос 32. Гостиничное предприятие в условиях рыночной экономики.
- Вопрос 33. Управление качеством гостиничных услуг.
- Вопрос 34. Стандартизация гостиничных услуг.
- Вопрос 35. Сертификация гостиничных услуг.
- Вопрос 36. Развитие курортного дела в России.
- Вопрос 37. Развитие мировой спа-индустрии.
- Вопрос 38. Операционный процесс обслуживания в гостинице.
- Вопрос 39. Организация и технологии работы службы бронирования в гостинице.
- Вопрос 40. Порядок бронирования мест и номеров в гостинице.
- Вопрос 41. Организация и технологии работы административно-хозяйственной службы в гостинице.
- Вопрос 42. Технологии уборочных мероприятий в гостинице.
- Вопрос 43. Характеристика гостиничных услуг.
- Вопрос 44. Организация и технологии предоставления дополнительных услуг в гостинице.
- Вопрос 45. Организация и технологии работы бизнес-центра в гостинице.
- Вопрос 46. Организация и технологии работы фитнес-центра в гостинице
- Вопрос 47. Организация работы туристического отдела в гостинице.
- Вопрос 48. Организация и технологии работы сервисной службы в гостинице.
- Вопрос 50. Формы стимулирования сотрудников в гостиничной индустрии.
- Вопрос 51. Коммуникативная компетентность специалиста гостиничного бизнеса.
- Вопрос 52. Социально-психологический портрет потребителя гостиничных услуг и поведение персонала гостиницы.
- Вопрос 53. Конфликты, их классификация и пути разрешения.
- Вопрос 54. Кадровая политика и кадровое планирование на предприятиях гостиничного бизнеса.
- Вопрос 55. Корпоративная культура гостиничного предприятия.
- Вопрос 56. Организация работы службы приема и размещения в гостинице.
- Вопрос 57. Порядок регистрации документов и учет граждан Российской Федерации, иностранных граждан.
- Вопрос 58. Тарифы и скидки в гостинице. Виды и методы расчета с клиентами гостиницы.
- Вопрос 59. Технология приема и размещения гостей в гостинице.
- Вопрос 60. Технология выписки гостя и оплаты счетов в гостинице.
- Вопрос 62. Автоматизированные системы управления гостиницей.
- Вопрос 63. Организация и технологии работы службы телефонных операторов.
- Вопрос 64. Система пожарной безопасности гостиничного предприятия.
- Вопрос 65. Организация работы службы питания гостиницы.
- Вопрос 66. Условия питания в гостиничных предприятиях.
- Вопрос 67. Организация рационального питания в санаторно-курортных комплексах.
- Вопрос 68. Организация банкетного обслуживания в гостиницах.
- Вопрос 69. Формы и методы обслуживания в предприятиях питания.
- Вопрос 70. Особенности организации питания иностранных туристов.
- Вопрос 71. Основные типы предприятий питания в гостинице.
- Вопрос 73. Состав и площади помещений гостиничного предприятия.
- Вопрос 74. Организация досуговой деятельности в индустрии гостеприимства.
- Вопрос 75. Организация анимационной деятельности в гостинице.
- Вопрос 76. Туристская и гостиничная анимация.
- Вопрос 77. Анимационный гостиничный менеджмент.
- Вопрос 79. Организация и технологии работы инженерно-технической службы в гостинице.
- Вопрос 80. Организационные меры безопасности гостиничного предприятия, персонала и клиентов.
- Вопрос 81. Организация работы службы безопасности в гостинице.
- Вопрос 83. Организация и технологии предоставления услуги проката автомобилей.
- Вопрос 84. Типы авиатарифов и условия их применения.
- Вопрсо 85. Организация чартерных перевозок.
- Вопрос 86. Организация обслуживания туристов на железнодорожном транспорте.
- Вопрос 87. Организация морских и речных круизов. Особенности обслуживания туристов.
- Вопрос 88. Организация и технологии работы службы охраны труда в гостинице.
- Вопрос 89. Организация и направления работы коммерческой службы гостиничного предприятия.
- Вопрос 90. Ценовая политика гостиничного предприятия.